Газета Спорт-Экспресс № 12 (1911) от 20 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2
ФУТБОЛ |
НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНАТАХ |
РУССКИМ В "БЕНФИКЕ" ЛУЧШЕ, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ
Дмитрий ДЮБО |
из Лиссабона |
СТОЛИЦА ПОРТУГАЛИИ ГЛАЗАМИ НАШИХ ФУТБОЛИСТОВ
Иерусалим - это Святая святых, Париж принято считать самым красивым городом в мире, а Рим называют Вечным. Все они - предел мечтаний для туристов. А вот российские футболисты облюбовали Лиссабон, который играет видную роль в европейском футболе и не последнюю - в нашем. В начале 90-х здесь обосновались сразу 4 российских игрока: Сергей Юран, Василий Кульков и Александр Мостовой выступали за "Бенфику", а Сергей Щербаков - за "Спортинг". Каждому из них есть что вспомнить, однако вряд ли они сильно полюбили этот город. Первым со скандалом уехал во Францию Мостовой, затем Юран и Кульков перешли в стан главного врага "Бенфики" - в "Порту", а Щербаков попал в Лиссабоне в автокатастрофу. Через несколько лет сюда перебрался голкипер "Локомотива" Сергей Овчинников, за ним из Израиля приехал нападающий Сергей Кандауров, ставший четвертым Сергеем в "Бенфике", а совсем недавно этот клуб собирался заключить контракт с защитником киевского "Динамо" Олегом Лужным. Эта троица тоже не обошлась без проблем. Овчинникова полтора года держали в запасе из-за Мишеля Прюдомма, и только сейчас, подписав новый договор, наш вратарь начал регулярно играть. Кандауров выходит на поле лишь по праздникам. А подписать соглашение с Лужным вообще не удалось.
ОВЧИННИКОВ ВСЕГДА НАЧЕКУ
"Не все так плохо", - заверил меня Сергей Овчинников, с которым мы встретились в лиссабонском аэропорту и отправились в небольшой ресторанчик в 10 минутах ходьбы от "Эштадиуда Луш", где "Бенфика" проводит свои домашние матчи. Наш легионер питается только в этом заведении. Не любит ходить по магазинам и показываться в людных местах. "Если зайду пообедать в незнакомое место, то все будут смотреть мне в рот, - говорит он, - а в магазинах наблюдают за тем, что я покупаю, и газеты немедленно сообщают об этом. Любой может передать интересную информацию за вознаграждение, да и журналисты не оставляют в покое. Недавно один известный игрок вечером попал в автомобильную аварию, так об этом рассказали уже в ночных новостях. Ухо надо держать востро. Я, например, даю интервью только по-русски в присутствии моего агента Паулу". (Это один из известнейших агентов Европы, 6 лет он прожил в Москве, а позже вел дела Юрана и Кулькова в Португалии. - Д.Д.).
В популярности Овчинникова я убедился еще в аэропорту, когда проходил паспортный контроль. Португальский таможенник о чем-то долго расспрашивал меня то на португальском, то на английском, а я делал удивленное лицо. Заметив, что он показывает на слово "журналист" в моей декларации, я сказал: "Бенфика", голкипер, Сергей Овчинников". Лиссабонец тут же заулыбался и вернул документы. "Значит, это был поклонник "Бенфики", а не "Спортинга", - заметил Овчинников. - В аэропорту работает много болельщиков "Спортинга". А вообще в Португалии футболисту добиться известности гораздо легче, чем политику или артисту. Все говорят только о футболе".
В ЛИССАБОНЕ НАШИХ ВСПОМИНАЮТ ДО СИХ ПОР
Мы начали беседу с воспоминаний о тех проблемах, с которыми столкнулись в свое время российские первооткрыватели "Бенфики" Юран, Кульков и Мостовой.
- Об этой троице в Лиссабоне до сих пор вспоминают, - говорит Сергей. - И о каждом отзываются с уважением. Ведь когда играли Юран с Кульковым, "Бенфика" в последний раз стала чемпионом страны. Именно тогда особенно гремело имя Юрана, а не во время его выступлений за "Бохум". Обоих очень любили в Лиссабоне, а в "Порту" они перешли из-за разногласий с руководством клуба.
- А Мостовой?
- О его уходе вспоминают с сожалением, а его продажу называют ошибкой. Но когда Мостовой был в "Бенфике", на позиции "под нападающими" только начинали блистать Паулу Соуза и Руй Кошта. А легионеру, тем более русскому, надо быть на голову выше местного игрока, чтобы вытеснить его из состава.
- Но так воспринимают его уход только сейчас?
- Нет, его и тогда считали выдающимся футболистом.
- Однако поначалу и вы столкнулись с проблемами в "Бенфике", ведь не играли полтора года.
- Во-первых, год и три месяца. А во-вторых, только в прошлом сезоне я провел 17 матчей, учитывая встречи и в чемпионате, и в Кубке. Разве этого мало? Правда, в первенстве выступал довольно редко, но по-другому и быть не могло. Не приходилось сразу рассчитывать на место в составе, которое занимал Прюдомм, становившийся лучшим вратарем мира. Я всем доволен, ни о чем не жалею. Надо ждать и терпеть, и удача обязательно придет.
- К вам она пришла, раз начали регулярно играть.
- Возможно, моя карьера в "Бенфике" могла сложиться и лучше. Ведь, приехав в Португалию, я выступал постоянно, а потом надолго сел на лавку: на поле выходил Прюдомм.
- Была возможность изменить ситуацию?
- Только если бы Мишель получил травму или заработал дисквалификацию. Впрочем, говорили и о том, что он может завершить карьеру.
- Это казалось возможным?
- Конечно, ему же 40 лет. Но в чемпионате в прошлом году я провел только 6 игр.
- Значит, я заблуждаюсь, считая, что наши в "Бенфике" не приживаются?
- Ко мне отношение очень хорошее. Когда я не играл, меня поддерживали больше, чем тех, кто выходил в основном составе.
- Кто именно?
- Все: игроки, руководство клуба, болельщики. В прессе не было ни одного критического слова в мой адрес.
- А почему Кандауров не играет уже целый месяц?
- В "Бенфике" избыток полузащитников. И нашему тренеру Грэму Сунессу есть из кого выбирать. Неприкасаемыми являются 4-5 позиций, в основном в защите. Кандауров забивал практически в каждой игре, в которой выходил на поле: 5 матчей - 4 гола. Потрясающая результативность. Но после каждой удачно проведенной встречи в следующей он неизменно оставался в запасе. Ребята даже шутили: "Больше не забивай, а то играть не будешь". Конечно, Сергей заслуживает места в основном составе, играет не слабее своих конкурентов, но наш тренер не меняет только защитников.
- Не поэтому ли Олег Лужный уехал из Лиссабона, так и не заключив контракт?
- О Лужном здесь отзываются восторженно даже те игроки, которым он стал бы конкурентом. Особенно расстроил его отъезд Сунесса, ведь именно он приглашал Олега. "Бенфика" играет в 3 защитника, и наставник, видимо, отводил Лужному место на правой бровке. Он должен был конкурировать с Поборски. Оценили не только профессиональные, но и человеческие качества Олега. К сожалению, киевское "Динамо" не пошло на уступки в некоторых вопросах.
В РЯДАХ ПОРТУГАЛЬСКИХ ФАНАТОВ ЕСТЬ ДАЖЕ БАБУШКИ
- А помнят ли в Лиссабоне Сергея Щербакова?
- Да, меня постоянно о нем расспрашивают. Им будут интересоваться и через 20 лет, так относятся в Португалии к футболистам.
- Значит, и вас не забудут.
- Хочется верить.
- Где вы живете?
- Мой дом как раз посередине между стадионами "Бенфики" и "Спортинга", поэтому здесь много поклонников "Спортинга", хотя это место считается районом "Бенфики".
- Лиссабонцы болеют по месту жительства?
- Это передается по наследству - от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Есть даже 75-летние бабульки - ярые фанатки. Одна из них, обвязавшись шарфом "Бенфики", как-то раз барабанила мне в стекло автобуса, который увозил нас на игру, и что-то кричала. Я ничего не понимаю, а ребята вокруг смеются. А недавно после победы над "Спортингом" мне чуть ухо не оторвали. Тысяч десять выбежало на поле. Португальцы помешаны на футболе.
- Как болельщики "Спортинга" относятся к игрокам "Бенфики" и наоборот?
- Во время матча от них можешь услышать что угодно, но потом все успокаиваются. Правда, футболистам "Бенфики" не рекомендуется поодиночке приезжать в Порту: могут быть неприятности.
"ЛОКОМОТИВ" - ЭТО СЕМЬЯ, А В СЕМЬЮ НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ
- Помните, как уезжали в "Бенфику"?
- У меня не было особого желания покидать "Локомотив", за границу я не рвался. Это решение принял вместе с руководством клуба. Команда, думаю, от этого ничего не потеряла. Потерял я, оставшись без "Локомотива". Чтобы знать, что такое "Локомотив", надо в нем играть. Лучше других могут о нем, пожалуй, рассказать игроки "Жемчужины" старшего поколения, с которыми мы часто сталкивались на сборах в Хосте. В 94-м Смирнов ушел от нас в "Динамо", однако при встречах он всегда говорил: "Мы играем лучше, но я хочу в "Локомотив", потому что это одна большая семья". Без Семина, Филатова, Паристова команда была бы не та. Семин для каждого как отец родной. К нему или к Филатову мы шли со всеми бедами и всегда получали поддержку и помощь. В "Локомотиве" никогда никого не обманывали. Бывало, что футболистам при переходе в наш клуб обещали машину или квартиру, но на предсезонке выяснялось, что этот игрок не подходит, однако он все равно получал все положенное по контракту. Такого клуба в моей жизни уже не будет. Не помню ни одного недовольного им. Как-то раз что-то не очень лестное сказал, пожалуй, лишь Мухсин Мухамадиев, переходивший в "Спартак". Но как только кто-нибудь попадает в нашу народную команду, он тут же забывает обо всех своих прошлых клубах и говорит, что с детства мечтал играть именно за "Спартак". У меня это вызывает улыбку.
- Когда вы уезжали, многие считали, что вам придется тяжело после развода: одному в чужой стране.
- Перед отъездом Семин говорил мне, что первый год будет трудно, но я выдержу. Так и оказалось, пришлось закусить губу и работать. Помогло то, что меня не забывал "Локомотив". Ребята как будто взяли надо мной шефство, каждый день по нескольку раз звонили. Сейчас я уже привык, освоил язык. Сегодня как раз исполняется ровно полтора года с момента моего приезда в "Бенфику".
- Но вы до сих пор один?
- Почему один! У меня есть Паулу, мой агент. Часто общаюсь с Кандауровым. Скоро приедут родители.
- Не намерены жениться на португалке, которая создаст у вас дома уют?
- Это я и сам могу сделать. А с женитьбой загадывать нельзя, такие события происходят внезапно.
- В российском футбольном мире за вами закрепилось прозвище Босс. А как вас здесь зовут партнеры?
- Самые близкие - точно так же, им Паулу рассказал. Но большинство обращаются по имени. Сначала называли по фамилии, как тут принято, но я им сказал, что я Сергей, и после этого они стали вообще гораздо чаще употреблять имена.
- Ваш конкурент Прюдомм недавно заявил, что вы отличный вратарь, но, восстановив форму, он вернет себе место в основном составе. Вы стоите в воротах до ошибки?
- Мне кажется, на меня рассчитывают серьезно. А ошибок я в "Бенфике" еще не допускал.
- Неужели?
- В чемпионате Португалии я сыграл за полтора года 13 матчей и пропустил 10 голов. Можно было выступить и лучше, ведь половину этих голов мне забили в двух прошлогодних играх. Но и по этому результату я нахожусь "в плюсе", то есть пропускаю в среднем меньше одного гола за игру.
- В "Бенфике" понимают, что именно с вашим возвращением в состав команда рванула вперед и с седьмого места вышла на первое?
- Мы не проигрываем уже 10 матчей, 113 дней: 9 побед и одна ничья. Но на это есть свои причины.
- Сунесс хвалил вас в прессе?
- Не особо. Он вообще скуп на похвалу.
- В свое время вы собирались возвращаться в "Локомотив". Насколько это было серьезно?
- Это был всего лишь один из возможных вариантов. Я мог оказаться и в "Галатасарае" - еще до приезда Таффарела, в "Олимпиакосе", в ПСЖ, в "Порту", в "Стандарде", сейчас и не вспомню всех клубов. Переговоры можно было вести только в том случае, если бы у меня ничего не получалось с "Бенфикой". Но, к счастью, я подписал контракт до 2004 года.
- Со стороны это выглядит странно: вратарь не играет, а с ним заключают такой долгосрочный договор.
- "Бенфика" смотрит в будущее. Руководители клуба понимают, что я молод, и рассчитывают на меня.
- Вы намерены играть за "Бенфику" ближайшие 4 с половиной года?
- Не хотелось бы отсюда уезжать.
- А что дальше?
- Трудно загадывать, но хорошо бы вернуться в "Локомотив". Если не буду устраивать руководство клуба как вратарь, то с удовольствием тренировал бы голкиперов "Локомотива". Надеюсь, Юрий Павлович не оставит своего бывшего игрока без работы. "Локомотив" без меня обойдется, а я без него - нет.