Газета Спорт-Экспресс № 7 (1906) от 14 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

14 января 1999

14 января 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧТО ТАМ У СОСЕДЕЙ?

В СИМФЕРОПОЛЕ ТРЕНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ СЕСТЬ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТУЛ,
В НИКОЛАЕВЕ - ЛЕЧЬ НА АМБРАЗУРУ

Пути тренерские неисповедимы, и судьбы людей этой профессии зависят чаще всего от футбольных вкусов хозяев клубов, их финансовой состоятельности и турнирных перспектив команд. Это, собственно, и подтверждают перемены, произошедшие в последнее время на тренерских скамейках ряда украинских клубов.

Юрий ЮРИС

из Донецка

С ЯВОРСКИМ "МЕТАЛЛУРГ" ПОМОЛОДЕЕТ И СТАНЕТ БОЛЬШЕ АТАКОВАТЬ

Донецкий "Металлург", в свое время совершивший головокружительно быстрый марш из второй лиги в высшую, заканчивал первый круг без главного тренера. Владимир Онищенко, заболев, еще летом вернулся в Киев, и уже тогда стали поговаривать, что возвращаться в Донецк он не собирается. Так оно и случилось. В конце концов руководители клуба, заверив всех в своем по-прежнему нижайшем почтении к Онищенко как к прекрасному специалисту и замечательному человеку, признались, что не только болезнь явилась причиной этой отставки, но и "расхождения во взглядах на футбол".

Теперь необходимое единство взглядов они рассчитывают обрести с 39-летним Игорем Яворским, который по заключенному контракту должен отработать в "Металлурге" два с половиной года.

Яворский - весьма неординарная личность в украинском футболе. Вполне возможно, что именно он в свое время явился первооткрывателем "института" играющих тренеров в стране, когда несколько сезонов руководил тернопольской "Нивой", выходя на поле на позиции центрального нападающего. И приверженность Яворского к наступательному футболу, наверное, не в последнюю очередь повлияла на выбор хозяев "Металлурга" - команды, у которой именно игра в атаке пока является наиболее уязвимым местом.

Новый главный говорит, что игру с одним нападающим, которая практиковалась при Онищенко, может признать оправданной только в исключительных случаях - скажем, в Киеве против "Динамо". Дома же в матче с любым соперником Яворский собирается играть как минимум в два нападающих.

Готов он и к тому, что с нового года в корне поменялась трансферная политика: бытовавшая прежде практика приобретения опытных и дорогостоящих игроков себя не оправдала. Теперь акцент будет сделан на перспективную молодежь - и Яворского это вполне устраивает. "Я получаю удовольствие от своей работы, когда вижу, как из способного мальчишки постепенно вырастает игрок высокого класса", - говорит тренер, воспитавший в "Ниве" форварда Олега Ящука, который сейчас играет в бельгийском "Андерлехте", и не скрывающий, что гордится своим учеником.

БЕЗРАБОТНЫЙ ГРАЧЕВ И НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ АРОНОВ

Симферопольская "Таврия" в межсезонье оказалась хронологически первой командой, где сменился рулевой. 42-летний Виктор Грачев, знаменитый в прошлом форвард донецкого "Шахтера", в свое время едва не закрепившийся в бесковском еще "Спартаке", формально сам покинул пост главного тренера, написав по завершении первого круга чемпионата заявление "по собственному желанию". Свой шаг Грачев объяснил тогда тем, что не выполнил поставленной перед самим собой задачи: не вывел "Таврию" в полуфинал Кубка Украины.

Возможно, если бы речь шла о каком-то элитном клубе, в такой поворот событий еще можно было бы поверить. Однако "Таврия", сенсационно выигравшая в 1992 году первый, "пробный" чемпионат Украины, а потом однажды дошедшая до финала Кубка, в последние годы утратила былой авторитет и затерялась в турнирной таблице. Этим она в какой-то мере притупила бдительность грандов и в первом круге чемпионата-98/99 под руководством Грачева преподнесла две памятные сенсации: обыграла на своем поле "Шахтер" - 2:1 и сотворила кажущееся непостижимым в домашнем матче с "Динамо" - по ходу встречи 0:3, а в итоге - 3:3!

Но, видимо, этих локальных удач оказалось слишком мало, чтобы убедить генерального директора "Таврии" Рувима Аронова в тренерской самодостаточности Грачева, и никаких поползновений удержать его в команде предпринято не было. Интересно: в октябре прошлого года Аронов утверждал, что "Грачеву удалось воскресить "Таврию", а всего два месяца спустя он поменял "плюс" на "минус": "Я видел, что он еще не готов работать в высшей лиге".

Именно присущей боссу "Таврии" переменчивостью в настроениях и оценках людей скорее всего во многом и объясняется та чехарда, которая наблюдается в последние годы у штурвала крымской команды, где никто дольше считанных месяцев не задерживается, и Грачев в этом смысле оказался даже рекордсменом - его "терпели" более полугода! Недаром же крымские болельщики-острословы прозвали тренерскую скамейку клуба электрическим стулом. Сейчас его решился испытать на себе Валерий Петров, работавший у Грачева помощником.

Как долго он высидит? Вопрос, боюсь, риторический.

ДЛЯ КОНЬКОВА БЫЛЫЕ ЗАСЛУГИ - НЕ В СЧЕТ

49-летний Анатолий Коньков, имеющий за плечами очень солидный перечень команд, с которыми приходилось прежде работать (в этом списке, начатом еще в союзные времена, - "Шахтер", питерский "Зенит", "Таврия", национальная сборная Украины), принял полтавскую "Ворсклу" на самом финише первого круга. И сразу взял очень круто: объявил о продаже целой группы игроков, в большинстве своем известных не только в Украине, - Сергея Леженцева, Алексея Антюхина, Юрия Мокрицкого, Сергея Чуйченко, Владимира Мусолитина.

Поначалу этот революционный шаг объяснили в Полтаве курсом нового тренера на омоложение команды, однако вскоре выяснилось, что это была в первую очередь воспитательная мера Конькова, которого смущал отнюдь не возраст футболистов (косвенным подтверждением тому можно считать комплименты, которых удостоился от нового наставника 41-летний (!) Иван Шарий, до сих пор выходящий на поле в футболке "Ворсклы", правда, уже не в стартовом составе), а их отношение к делу. "Мы ни от кого не отказываемся, - объяснил свою позицию Коньков. - Но мы дали людям понять, что можем обойтись и без них".

Тренерская суровость, судя по всему, оказала благотворное влияние на большинство потенциальных изгоев. Мокрицкий, Чуйченко и Мусолитин в составе "Ворсклы" отправились на учебно-тренировочный сбор в Словакию, Антюхина Коньков не против отпустить в "Днепр", заполучив оттуда Александра Першина и Андрея Головко, которых полтавский тренер сейчас просматривает. А вот в отношении Леженцева он иллюзий не питает и в своей команде экс-защитника киевского "Динамо" не видит. Зато видит в составе Сергея Онопко, который появился в "Ворскле" вместе с Коньковым.

Вообще-то футбольную судьбу младшего брата защитника испанского "Овьедо" Виктора Онопко складной пока не назовешь. Перестав устраивать тренеров "Шахтера", он первую половину чемпионата-98/99 провел на условиях аренды в Николаеве, а вторую, судя по всему, отыграет в Полтаве. Может, хоть "Ворскла" под руководством Конькова окажется, наконец, командой Онопко-младшего?

КРАСНЕЦКИЙ - ЭТО ФУТБОЛЬНЫЙ МАТРОСОВ

Катастрофическое финансовое положение некоторых клубов спровоцировало в Украине волну разговоров о необходимости волевого сокращения числа команд едва ли не во всех лигах. Когда же речь заходит о высшем дивизионе, взоры сторонников этих вынужденных реформ устремляются в первую очередь на СК "Николаев". На конференции ПФЛ, подводившей итоги минувшего года, николаевцам крепко досталось за долги клубам, у которых они арендовали игроков, но рассчитаться не сумели. "Если команда не может играть в высшей лиге, не надо мучить ни себя, ни других", - жестко резюмировал президент ПФЛ Григорий Суркис.

Напомню, что летом из СК "Николаев" ушел Анатолий Заяев, а у сменившего его Анатолия Конькова хватило терпения только до октября. "В Николаеве невозможно работать", - в сердцах бросил Коньков, уставший от полного безразличия к судьбе команды со стороны местных властей, и подался в Полтаву.

До нового года команда оставалась без главного тренера, и вот теперь смельчак, решившийся "лечь на амбразуру", нашелся. Им оказался 53-летний Иван Краснецкий из Ивано-Франковска, к достоинствам которого можно отнести, наверное, три высших образования (в том числе диплом ВШТ еще советского образца), к недостаткам - отсутствие опыта работы с клубами высшей лиги, а значит, и приличествующих новому чину амбиций.

Впрочем, последнее обстоятельство, как это ни парадоксально звучит, может сослужить Краснецкому и добрую службу. Его, например, ничуть не смущает, что безденежье скорее всего вынудит СК "Николаев" провести весь подготовительный период в территориальных пределах Украины, а чтобы команде вопреки всем невзгодам задержаться в высшей лиге, придется - в полном соответствии с заветом веселых классиков - проблему спасения утопающего сделать сугубо личной заботой.