Газета Спорт-Экспресс № 290 (1899) от 28 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ХОККЕЙ |
ЭКСПЕРТИЗА "СЭ" |
СУПЕРСНАЙПЕРЫ |
КОГДА МАКАРОВ БЫЛ В УДАРЕ, ОСТАНОВИТЬ ЕГО НЕ МОГ НИКТО
Никто так не оценит достоинства нападающего и тем более бомбардира, как голкипер. Ведь чаще всего именно их дуэль на протяжении 60 минут чистого времени становится украшением матча.
- Вы согласны со мной? - спросил я нашего легендарного стража ворот Владислава Третьяка и тут же получил утвердительный ответ.
- Но вам-то повезло - почти все лучшие снайперы выступали в ту пору за ЦСКА.
- Вы даже представить себе не можете, сколько неприятностей они доставляли мне на тренировках. Впрочем, у этой медали, как у любой другой, была и обратная сторона. Если ты ежедневно лицом к лицу сталкиваешься на льду с самобытными нападающими, то будешь постоянно находиться в игровом тонусе.
- Значит, в успехах Третьяка есть и заслуга Сергея Макарова?
- Безусловно. Ну и хитрющий же он был! Как лис. Никто не мог предугадать, какую головоломку задаст он защитникам и вратарю в следующую секунду. В этом отношении Макаров мне Валерия Харламова напоминал.
- Только в этом?
- Нет, пожалуй, еще в том, что если тот и другой были в настроении, в ударе, то для них на площадке не существовало никаких преград.
- Сколько времени понадобилось вам, чтобы прийти к выводу: Макаров именно такой игрок?
- Признаться, я на часы не смотрел и потому точно не скажу. А то, что он очень техничный и умный игрок, понял уже тогда, когда Сергей мои ворота в свитере челябинского "Трактора" атаковал.
- Значит, в армейскую команду он пришел готовым мастером?
- Если даже это и так, то у нас Макаров стал не только первоклассным игроком, но со временем и лидером команды. А в такой компании, которая в то время подобралась в ЦСКА, удержать за собой лидерство было ох как непросто. Сергей же свой авторитет в коллективе повышал не красивыми словами, а делом - результативными передачами и заброшенными шайбами.
- У многих, кто видел Макарова на льду, он остался в памяти в большей степени как прекрасный ассистент, который никогда не жадничал, если партнер находился в более выгодной позиции. Его голеадорские качества, как ни странно, уходили на второй план.
- Это обманчивое впечатление, а возникало оно потому, что Макаров благодаря своей филигранной технике мог подолгу владеть шайбой. Нет, он в одинаковой мере умел и последний пас отдать, и усилия партнеров мастерски завершить.
- А у Сергея была какая-то коронная точка для броска?
- Нет. Он мог атаковать с любой точки. Но наибольшее удовольствие Макаров получал, когда, оказываясь с глазу на глаз с вратарем, ложным движением укладывал его на лед и посылал шайбу в незащищенный угол. Что там говорить - любил он обманывать нашего брата, очень любил.
- В матчах с какими командами в союзном чемпионате Макаров действовал особенно удачно?
- С теми, кто посильнее, кто мог на равных сражаться с ЦСКА. С такими соперниками нам всем, в том числе и Сергею, играть было интересно.
- А в каких поединках на уровне сборных особенно ярко проявлялся его талант форварда?
- Их немало, какие-то два или три назвать трудно. Правда, отчетливо помню, что особенно здорово Сергею давались матчи с канадцами. Играя против них, он как бы лишний раз проверял себя и утверждал свое реноме в мировом хоккее. Да и вообще во встречах со сборной Канады - будь то товарищеские или официальные - и выяснялось, кто чего стоит. Чего скрывать, некоторые тушевались и пасовали.
- Ну про Макарова этого действительно не скажешь - он был, что называется, не из робкого десятка. К тому же Сергей для канадцев являлся одним из самых неудобных форвардов.
- Вы правы. Нападающий невысокого роста, маневренный, с блестящим катанием, спиной чувствующий партнера, могучим канадским защитникам он доставлял массу хлопот. Кстати, Игорь Ларионов в матчах регулярного чемпионата НХЛ и Кубка Стэнли и по сей день доказывает, что в хоккее светлая голова и ювелирное мастерство гораздо важнее широких плеч и громадных бицепсов.
- Макаров там в принципе тоже успел это доказать.
- Успел. Но все-таки он поздновато оказался за океаном. Попади Сергей в тот же Калгари пораньше - стал бы звездой первой величины.
- А есть ли у нас сейчас нападающий, который манерой игры похож на Макарова?
- В российском первенстве я таких не вижу. А из тех, кто выступает в НХЛ, больше других Сергея мне Могильный напоминает. Отдаленно, конечно, потому что такие игроки, как Макаров, - неповторимы.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ