Газета Спорт-Экспресс № 276 (1885) от 10 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5
БАСКЕТБОЛ |
Егор МЕЩЕРЯКОВ
ИЗУЧАЮ АНКЕТУ, ПРИСЛАННУЮ МЕНЕДЖЕРОМ "ЧИКАГО БУЛЛЗ"
Довольно долго белорусский форвард Егор Мещеряков был в тени своего многолетнего партнера по минскому РТИ, национальной сборной и команде американского университета "Джордж Вашингтон" Александра Куля. Однако теперь, когда Куль, закончив обучение, уехал в Европу, именно с 22-летним Мещеряковым столичный университет связывает надежды не только на успехи в NCAA, но и на появление своего представителя в НБА.
В конце ноября Егор после долгого перерыва вновь сыграл за сборную Белоруссии в отборочном матче ЧЕ-99 против команды Израиля. Белорусская команда провела, пожалуй, лучшую свою встречу за последние годы, и Мещеряков, набравший 23 очка, внес большой вклад в победу. После игры он дал интервью корреспонденту "СЭ".
- Этот матч был важен для вас?
- Я ждал его больше четырех лет. Летом 94-го Куль, Кривонос, Бойдаков, Кузьмин, Пынтиков и я разъехались по разным странам после победы на молодежном чемпионате Европы в Словении. Тогда мы пообещали друг другу собраться и выиграть вместе еще что-нибудь. К сожалению, по разным причинам это удалось осуществить только сейчас, когда баскетбольный мир уже успел подзабыть Белоруссию. Все это время не видела нас и минская публика. Так что эта встреча стала для нас настоящим экзаменом: надо было показать, что мы кое-чему научились в Америке. У меня тем более не было права на провал, потому что после этой игры мне нужно вернуться в США.
- Почему?
- Я обещал тренеру "Джорджа Вашингтона". Университет не отпускал в сборную никого из четверки белорусов в течение трех лет и теперь, разрешив мне слетать в Минск, сделал своеобразный жест доброй воли. Ведь через два дня мне предстоит играть в чемпионате NCAA.
- После отъезда Куля вы стали лидером вашингтонской команды?
- Пока я только примериваюсь к этой роли, но не имею ничего против того, чтобы она стала моей. Правда, наш новый тренер Том Пендерс считает мою склонность к командной игре едва ли не нарушением дисциплины: дескать, какой смысл сбрасывать мяч новичку-первогодку, если можешь сыграть сам? Что ж, я не боюсь ответственности, готов брать инициативу на себя, да и тренеру, наверное, виднее.
- Насколько я знаю, ваш наставник поставил перед командой задачу выиграть регулярный чемпионат в конференции Atlantic 10 и дойти как минимум до второго раунда плей-офф.
- По-моему, это нам по плечу. Во всевозможных предсезонных рейтингах NCAA "Джорджу Вашингтону" отводили место в конце третьего десятка. Это ни в коем случае не переоценка, скорее, наоборот: воздается должное более именитым университетам. Мы ведь никогда раньше не входили в элиту, числились середняками или даже аутсайдерами.
- Выходит, большой баскетбол в столицу США завезли белорусы?
- Шутки шутками, но взлет команды действительно совпал с приходом в "Вашингтон" "белорусской мафии", как называли нас с Кулем, Кривоносом и Свиридовым. В то время университет начал вкладывать деньги в развитие своей баскетбольной программы, и эффект не заставил себя ждать. Команда резко прибавила, и даже число желающих учиться у нас возросло.
- За три года "Джордж Вашингтон" дважды участвовал в "Мартовском безумии", но оба раза вылетал в первом же раунде.
- Думаю, что у этих поражений причины психологические: может, дело в том, что у нас пока нет традиций. Даже когда мы проигрывали, все говорили: "Вы здорово сражались! Стоит вам надеть форму "Кентукки", из года в год бьющегося за самые высокие места и просто пропитанного победным духом, и вы обыграете всех!" А мы тем временем проигрывали средненькой "Оклахоме Стэйт". Обидно и несправедливо, что Куль и Кривонос завершили свою карьеру в NCAA тем матчем: оба заслуживали куда более ярких проводов.
- А как вам дается учеба?
- Я всегда учился с интересом. Кроме того, тех, у кого возникают проблемы с успеваемостью, не допускают к играм. Даже лидер "Аризоны" Майлз Саймон, выбранный на последнем драфте НБА, пропускал матчи из-за академических задолженностей. Мне рассказывали, что Криса Уэббера, не отличавшегося особым рвением к наукам, возили на занятия на специально арендованном автомобиле. И все равно вряд ли он получил хотя бы один зачет "автоматом". Ну а я - не Уэббер, никто меня заставлять не будет, но этого и не требуется: уже три года меня включают в символическую All-Academic Team конференции, составленную из самых успевающих спортсменов. Я изучаю множество дисциплин начиная от методики тренировок и заканчивая спортивным маркетингом. Так что если не сложится карьера игрока, всегда смогу найти себе работу в баскетболе.
- Пока вы вполне можете рассчитывать на успех именно в качестве игрока. Ваша фамилия постоянно мелькает в списках самых многообещающих выпускников этого сезона.
- Не стоит обольщаться предсезонными рейтингами. Журнал Sports Illustrated включил меня в число семи лучших иностранцев NCAA, но только драфт НБА подтвердит или опровергнет обоснованность моих надежд и претензий. Чтобы завоевать место под солнцем в профессиональной лиге, нужно быть агрессивным, брать свое. Не дают мяч? Значит, найди способ получить его - отработай в защите или на подборе. Плотно опекают? Обмани соперника!
- Излюбленный критерий американцев - статистика. Тренер, призывающий тянуть "одеяло" на себя, в этом смысле, наверное, даже кстати?
- Цифры, конечно, важны, но скауты копают глубже, так как вряд ли возможно быстро достичь своих студенческих показателей в НБА. Очень большое значение придается пониманию баскетбола, "школе". Недавно я получил письмо от генерального менеджера "Чикаго Буллз" Джерри Краузе. В него была вложена длинная анкета, и во вступлении к ней говорилось, что не так важна моя статистика, как то, что я представляю собой как личность.
- Чем же интересуется Краузе?
- Вопросы от элементарно конкретных типа "сколько раз в день ты делаешь растяжку до очень общих вроде "почему ты хочешь играть в НБА"? Не знаю, один ли Краузе изучает ответы или в этом принимает участие психоаналитик, но хотелось бы не разочаровать его.
- Почему Краузе предпочел письмо разговору?
- В Америке запрещены любые переговоры между игроками, еще не закончившими университет, и профессиональными клубами. Тем более сейчас, во время локаута. Когда Краузе посетил один из матчей "Джорджа Вашингтона" в конце прошлого сезона, нас даже не предупредили о визите высокого гостя - просто кто-то из ребят разглядел его в одном из первых рядов. Менеджер чикагской команды интересовался в первую очередь Кулем, но, может, именно тогда он приметил и меня. А сейчас скауты из НБА зачастили и на тренировки. Значит, есть дополнительный стимул работать с полной отдачей.
- Ныне молодежь идет в НБА уже после одного-двух университетских курсов, а то и прямо со школьной скамьи. Не рискуете ли вы, дожидаясь диплома?
- Несколько команд выразили готовность выбрать меня на драфте уже после второго курса, но я решил продолжить учебу, чтобы прийти в НБА подготовленным. Недавно в Sports Illustrated был материал об одном из "недоучек" - Трэйси Макгрэди из "Торонто Рэпторс". Отправившись в НБА в 18 лет, он заключил 6-миллионный контракт с клубом и 15-миллионный - с фирмой Adidas. Однако, прочитав статью и посмотрев фото его огромной, но толком не обставленной квартиры, я понял, что не завидую ему: парень получает кучу денег, однако не понимает толком, как их надо тратить. Весь досуг Макгрэди составляют телевизор, компьютерные игры и болтовня по телефону с друзьями из Флориды. Со временем он, конечно, раскроется. Данные у парня потрясающие: вертикальный прыжок, например, - больше метра. Но мне хотелось бы прийти в мужской баскетбол не только зрелым спортсменом, но и взрослым человеком. Мне 22 года, заработать я еще успею, а мозги не купишь.
- Куль доучился и в итоге прогадал, оставшись за чертой драфта.
- Рассуждать о том, прогадал ли Саша, имеет смысл через годик-другой. Надеюсь, этого срока ему хватит, чтобы, играя в Европе, доказать скаутам НБА, что они ошиблись. Я тоже не сочту возвращение в Европу крахом своей карьеры: поиграть там пару лет в сильном клубе даже полезно. Первые шаги в профессиональном баскетболе лучше делать на более доступном уровне, чтобы дать организму окрепнуть физически. Многие видят только верхушку айсберга НБА: деньги, путешествия, внимание публики. Но надо помнить и о сверхплотном календаре, об изнурительной работе на тренировках, бесконечных переездах. В конце прошлого сезона, когда "Кливленд Кавальерс" приезжал в Вашингтон, я встречался со своим приятелем Виталием Потапенко, и тот признался, что к весне ему в НБА уже все осточертело. Он очень устал и морально, и физически и в последних матчах чемпионата выходил на площадку словно зомби. Я же слишком люблю баскетбол и не хочу потерять к нему интерес.
Дмитрий НАВОША |
Минск |