Газета Спорт-Экспресс № 260 (1869) от 21 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4
ФУТБОЛ |
ВЕЛИКОДУШНАЯ "ДЕВЯТКА" ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ВО СНЕ СВОИ ГОЛЫ
"Мне очень грустно..." Жан-Пьер Папен, игра которого привнесла во французский язык термин papinade (удар с лета из горизонтального положения), официально объявил о прекращении карьеры футболиста в возрасте 35 лет и 12 дней. На пресс-конференции в парижском пригороде Рюйель-Мальмезон бомбардир, забивший за 14 лет в профессиональном футболе Франции, Бельгии, Италии и Германии 325 голов, сказал, что решил на первых порах целиком посвятить себя семье, а потом, возможно, начать тренировать молодежь.
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Парижа |
НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Чествования ветерана назначены на 12 июня будущего года в Марселе. Предполагается, что в этот день на стадионе "Велодром" сначала встретятся два марсельских "Олимпика" - нынешний и прежний, тот, за который играл в период с 1986-го по 1992-й год сам Папен, а затем сойдутся сборная мира и победитель ЧМ-98 - команда Франции.
...Карьера знаменитого француза началась точь-в-точь в соответствии с крылатым выражением "Нет пророка в своем отечестве". Несмотря на многообещающий дебют в "Валансьенне", выступавшем тогда во втором дивизионе, ни один из лучших клубов страны не поспешил приобрести юного нападающего. "Бордо", "Ланс" и "Лилль" им заинтересовались, но только поверхностно. "Валансьенн" между тем испытывал финансовые затруднения - и Папен с ним расстался. Свои стопы он направил в соседнюю Бельгию, где его с распростертыми объятиями ждал "Брюгге".
Именно тогда, в сезоне 1985/86, Папен впервые встретился с советским клубом ("Брюгге" проиграл в 1/16 финала Кубка УЕФА московскому "Спартаку"). В феврале 1986 года он благодаря своей результативности (21 гол в бельгийском чемпионате, 6 - в Кубке Бельгии, 5 - в Кубке УЕФА) попал в сборную Франции. Дебютный матч с Северной Ирландией принес результат 0:0.
Уже на следующий сезон Папен был в "Олимпике", который заполучил его подпись в конкурентной борьбе с "Монако". Первый год получился "примерочным". Затем же форвард пять лет подряд становился лучшим бомбардиром французского первенства. Он четыре раза выиграл национальный чемпионат, один раз - Кубок страны, был финалистом Кубка чемпионов 1990/91. В полуфинале того турнира "Олимпик" одолел "Спартак", причем Папен забил один из голов в Москве, но в решающем матче французский клуб проиграл по пенальти "Црвене Звезде". Через два года "Олимпик" все-таки завоевал Кубок чемпионов, однако Папен в финале играл против него - в 1992 году он перешел в "Милан", в составе которого стал двукратным чемпионом Италии. В сезоне 1993/94 уже "Милан" выиграл Кубок чемпионов, но Папен в финальном матче не участвовал. Два последующих сезона в мюнхенской "Баварии" ознаменовались победой в Кубке кубков. Потом были два года в "Бордо" и 10 матчей в начале текущего чемпионата в составе "Генгама", клуба второго французского дивизиона.
ПЕРЕВЕСИЛИ СЕМЕЙНЫЕ СЛОЖНОСТИ
- Я подумывал поставить точку еще пять-шесть месяцев назад, но в конце концов решил напоследок помочь "Генгаму", - сказал на пресс-конференции Папен. - Мне хотелось еще поиграть, что в "Бордо" было уже невозможно. Мне приходилось по полнедели находиться вне семьи, а это было слишком тяжело выносить. Заключая контракт с "Генгамом", я данный момент не учел. Ждать зимнего перерыва в чемпионате не было смысла. Я решил уйти, хотя сохранил о руководителях и игроках клуба самые лучшие воспоминания.
- У вас были предложения от других клубов?
- Да, но, учитывая мои семейные сложности, мне подходил только "Бордо" - клуб из города, близ которого мы проживаем. Он же располагает тремя хорошими нападающими и во мне не нуждается.
Дочери Жана-Пьера - Эмили при родах нанесли акушерскими щипцами травму, вследствие чего у нее произошла задержка общего развития и нарушились функции опорно-двигательного аппарата. Минимум раз в полгода родители возят ее на курс лечения в Филадельфию. Супруги Папены даже создали благотворительную ассоциацию, призванную помогать детям, которые имеют такие же проблемы со здоровьем, как Эмили. Название этой организации - Neuf de Coeur ("Великодушная девятка") - связано с номером девять, под которым играл Папен.
- Что вы собираетесь делать теперь?
- Взять длительный перерыв, посвятить себя Эмили и нашей ассоциации. Потом же думаю вернуться в футбол, получить тренерский диплом.
- Вы не раз заявляли, что предпочитаете тренировать молодежь, а не профессионалов. Почему?
- Молодые футболисты внимательны к указаниям и полны мотивации, с "профи" дело обстоит так не всегда - и я знаю, что говорю. Потому начинать лучше с молодежи.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ВПЕРЕМЕЖКУ С ГОРДОСТЬЮ
- Когда вы оглядываетесь назад, какое чувство овладевает вами в первую очередь?
- Гордость. Мальчишкой я мечтал только об одном - стать профессиональным футболистом и играть в сборной Франции. Но никогда я не представлял себе, что удастся совершить такую впечатляющую карьеру.
- Каким вам с высоты сегодняшнего возраста видится Папен середины 80-х?
- Жадным до голов и титулов, спешащим преуспеть. Временами явно неприятный тип. Капризный, наивный и неопытный, считавший, что знает многое, но в действительности не знавший ничего. Безусловно, с тех пор я повзрослел. Были развод с первой женой, увлечения, травмы. Но в первую очередь меня изменила болезнь Эмили. Она стала главной заботой в жизни, которую прежде заполнял только футбол.
- Ваше самое приятное воспоминание?
- Финал Кубка Франции 1989 года ("Олимпик" победил "Монако" со счетом 4:3, а Папен сделал хет-трик. - Прим. А.П.).
- Вместе с тем наверняка были и огорчения.
- Самое большое из них - проигранный финал Кубка чемпионов в составе "Олимпика".
- Если бы вы знали о последующем пути, уехали ли бы в 1992 году из Марселя?
- Сложный вопрос... Ясно, что я никогда не отправился бы в "Баварию". Но в "Милан" все же поехал бы. Пусть не всегда я там играл, но все-таки забил 18 голов в сорока встречах чемпионата, еще четыре - в Кубке Италии и семь - в Кубке чемпионов. В Италии забивать по голу каждые два матча - хороший результат. В Германии же я пережил черный период. До этого травмы обходили меня стороной, а там за год пришлось перенести пять различных операций. Другая проблема, с которой я столкнулся в "Баварии", - это Отто Рехагель, абсолютно мне не доверявший. Ко всем тренерам, с которыми имел дело, я испытываю чувство признательности - кроме Рехагеля.
- Что осталось в памяти от 54 выступлений за сборную?
- Отчетливо помню события ЧМ-86 в Мексике, хотя тогда я был очень молод и не смог полностью оценить, какой шанс мы упустили (Франция проиграла в полуфинале ФРГ - 0:2 и заняла третье место. - Прим. А.П.). Не забыть провальный ЧЕ-92 и особенно злосчастный отборочный матч ЧМ-94 против Болгарии. Меня заменили за четверть часа до конца. Мы должны были выиграть и поехать в США, но на последней минуте нас подловили на контратаке. Оставалось несколько секунд, а мы зачем-то пошли вперед, и Жинола вместо того, чтобы отправить мяч на трибуны, сделал навес. Даже в шестом дивизионе не совершают таких ошибок. Словом, мое поколение французских футболистов не воспользовалось своим шансом. Но мы подготовили почву для успеха тех, кто пришел нам на смену.
- Была ли у вас надежда на участие в ЧМ-98?
- Да. Эме Жаке сказал мне, что если я буду регулярно играть за клуб, то, возможно, буду включен в состав сборной. Я верил в это и, не скрою, пережил разочарование, но быстро понял, что Жаке сделал расчет на молодежь. Когда Франция выиграла чемпионат мира, я испытал гордость.
- Вам еще снятся ваши голы?
- Очень часто. И надеюсь, что они будут сниться еще долго.