Газета Спорт-Экспресс № 260 (1869) от 21 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

22 ноября 1998

22 ноября 1998 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН

В БРАЗИЛИИ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ТАКОЕ "КВАДРАТ"

После легкой тренировки и ужина спартаковцы в четверг вечером по традиции отправились в зеленорощинский бар "Изумруд" сыграть пару партий на бильярде и выпить по чашечке кофе с мороженым.

Тимур БАРАЕВ

из Сочи

- Ладно, хорошенького понемножку, - сказал Илья Цымбаларь, съев традиционную порцию мороженого. - Пойду смотреть футбол XXI века.

За ним потянулись и остальные спартаковцы. Им также было интересно узнать подробности состоявшегося накануне в далекой Бразилии матча, в котором хозяева разгромили сборную России со счетом 5:1. Спартаковские бразильцы - Робсон, Самарони и Пениче - так боялись опоздать к началу трансляции, что в бар даже не спускались. В ожидании телерепортажа расположились на полу собственного номера вокруг объемного пакета с жареными семечками, аккуратно складывая шелуху в хрустальные бокалы. Картина была столь живописна, что я не мог не спросить, когда же это они успели наши семечки так полюбить.

- У нас в Бразилии тоже есть семечки, - объяснил Пениче. - Только их продают уже очищенными, и есть их не так интересно.

- Ну а что еще успели в России полюбить?

- "Спартак", - хором ответили бразильцы.

- Что же именно в "Спартаке" вам понравилось?

- Говорите, пожалуйста, помедленнее, - попросил Самарони, выполнявший роль переводчика с русского на португальский. Пришлось повторить вопрос. И тогда последовал ответ:

- В "Спартаке" все нравится, команда, ребята, тренировки.

- Спартаковские тренировки отличаются от бразильских?

- (Робсон.) Да, очень. В Бразилии мы только играем между собой двумя составами и немного бьем по воротам. Причем акцент делается на то, чтобы забить сопернику как можно больше. Оборонительная тактика практически не отрабатывается. Зато атакующая - очень разнообразна. Ни разу в жизни не приходилось играть "квадраты", которые так любит тренер Романцев. Это упражнение нам всем очень нравится. Оно трудное, но интересное и веселое. Но сначала я не очень понимал смысл игры в "квадрат".

- Может, оттого и в основной состав не попадали?

- Требовалось время, чтобы понять стиль игры "Спартака", да и адаптироваться в России.

- Переживали?

- Очень. Ведь я все время играл - и в бразильских клубах, и в португальской "Лейрии". А сюда приехал и сел на "банку" - это у нас в Бразилии так скамейка запасных называется. У вас, кстати, тоже так, оказывается, говорят. Я был злой, но никогда не думал о том, чтобы уйти. Решил пробиться в основной состав во что бы то ни стало. Во втором круге набрал хорошую физическую форму, к нам пришел Самарони, я наконец почувствовал себя прекрасно и в психологическом плане. И, как следствие, - удалось закрепиться в стартовом составе, чему я очень рад.

- На какую бразильскую команду похож "Спартак"?

- (Самарони.) По игровому стилю - на "Гремио".

- (Робсон.) А по тому, как его любят болельщики, - на "Фламенго" в Рио и "Коринтианс" в Сан-Паулу.

- Приходилось ли вам, господа, раньше проводить столь долгие сезоны?

- (Самарони.) В принципе чемпионаты бразильских штатов начинаются в феврале, а летом переходят в чемпионат страны, который продолжается для лучших клубов до середины декабря. Но для меня этот сезон продлится чуть ли не весь год. Я вернулся из отпуска 21 декабря прошлого года, когда "Торпедо" уехало на сборы в Кисловодск. Ну а закончу теперь уже вместе со "Спартаком" 10 декабря. К тому же для меня сезон неудачно сложился - несколько летних месяцев только тренировался и совсем не играл.

- Почему у вас не сложились отношения с Валентином Ивановым?

- Я даже не хочу об этом говорить. Вот Тарханов был хороший тренер, и команда у нас была сильная.

- Так чего же вы так плохо начали чемпионат?

- Не знаю. Как мне кажется, в перерыве между сезонами в "Торпедо" пришло много новых игроков, которые так и не смогли понять, чего от них требует тренер, в какой футбол они должны играть.

- А вы понимали?

- Понимал. И даже переводчик не требовался. За что хочу сказать большое спасибо нашему бывшему пресс-атташе Володе Константинову, который теперь в "СЭ" работает. Каждый день Володя - он великолепно знает португальский - учил меня новым русским словам и выражениям. Поэтому я говорю по-русски лучше всех бразильцев, которые играют в России.

- (Робсон.) Со мной, к сожалению, пресс-атташе не занимался, и потому говорю я по-русски до сих пор плохо. Но в "Спартаке" себя одиноким не чувствую. Ребята веселые и помогают. Конечно, сезон затянулся, но это даже хорошо. "Спартак" заканчивает сезон последним, потому что он лучший в России.

- Кстати, о лучшем. Почему вы, Робсон, лучшие свои матчи провели против "Реала" и "Интера", практически не блеснув, если не считать игры первого круга с "Локомотивом", в российском чемпионате?

- В матчах российского первенства с участием "Спартака" очень много борьбы, и не всегда она чистая. Защитники делают подкаты, задевая не мяч, а ноги, постоянно цепляются за майку и трусы, а судьи как будто не видят всего этого. Испанцы же играли чисто, а когда нарушали правила, арбитр тут же это фиксировал. Поэтому играть против "Реала" мне было намного легче, чем обычно.

- Ваш партнер Андрей Тихонов пошутил, что вы так здорово отыграли против "Реала", потому что наконец-то поняли, чего от вас хочет Олег Романцев.

- Да-а-а! И это тоже! Перед игрой Романцев долго со мной говорил через переводчика. А теперь перед важными матчами у нас такие беседы стали традиционными.

- Если вас после пары удачных международных игр пригласят в солидный западный клуб, поедете?

- Конечно. Хочется попробовать свои силы в чемпионате Италии или Испании. И еще, если честно, мне кажется, оттуда легче попасть в сборную Бразилии.

- Но ведь в Европе вам придется начинать все сначала. Не боитесь вновь попасть на "банку"?

- Нет. Уверен, рано или поздно я смогу доказать, что умею играть не хуже других нападающих. К тому же в "Спартаке" я многому научился. Например, играть на высоких скоростях.

- С кем из спартаковцев вам играется особенно легко?

- Со всеми. (Смеется.) Ну а уж получать пасы от Цымбаларя и Титова - вообще одно удовольствие.

- Что можете сказать о жизни в России? Не устали?

- (Хором.) Не-е-ет! (Самарони.) Москва - один из самых прекрасных городов мира. Мне очень нравится. (Робсон.) Да-а-а! Та-а-ак! Грустим только, когда много снега. И когда попадаем в автомобильные пробки.

- А вы что? Уже по снегу ездить научились?

- (Робсон.) К сожалению, нет. Ни у кого из нас нет международных водительских прав, и поэтому нет и машин.

- Но это же Россия! Тут права, не секрет, можно и купить.

- (Самарони.) Все равно не будем ездить по Москве. О-о-очень страшно! Движение такое же, как в Сан-Паулу или Рио. Да и зачем нам машина, если живем в Сокольниках недалеко от манежа. А оттуда автобус каждый день в Тарасовку ходит.

- Но все равно по родине, наверное, скучаете. Билеты купили прямо на 10 декабря?

- (Робсон.) Нет еще. Мы, бразильцы, народ суеверный. Купишь билет заранее - а потом что-то случится, и никуда не поедешь.

- (Самарони.) Я тоже билет не покупал, потому что пока не знаю, как сложится моя жизнь в России. В декабре контракт заканчивается, а что будет дальше - неизвестно, о его продлении со мной никто разговора не вел. Вдруг придется искать команду? Тогда, боюсь, домой поехать не придется.

- А вы, Робсон, уже знаете, где отдыхать будете?

- Сначала дома в Сан-Паулу. Потом с невестой поедем в Байю или Сальвадор - это бразильские штаты, где всегда тепло и солнечно. Ну а сразу же после Нового года придется возвращаться. 5 января "Спартак" летит на сборы в Израиль.

Время от времени беседа прерывалась на обсуждение финтов и голов, которые забивала в российские ворота бразильская сборная.

- Кто из вас мечтает когда-нибудь выйти на поле в форме национальной команды?

- (Хором.) Все! (Робсон.) В этом наша жизнь! (Самарони.) Правильно, именно жизнь. Ее смысл и главная цель.