Газета Спорт-Экспресс № 259 (1868) от 20 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ |
"СПАРТАК" В СОЧИ. ДО МАТЧА СО "ШТУРМОМ" - 5 ДНЕЙ |
Андрей СМЕТАНИН
В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА Я ИЗ "СПАРТАКА" - НИ НОГОЙ
В московском "Динамо" вратарь Андрей Сметанин за 10 лет прошел путь от запасного в дубле до капитана основного состава. Он был одним из самых авторитетных игроков команды, олицетворяя "Динамо" 90-х, и, по его собственному признанию, никогда даже не думал о переходе в другой клуб. Однако, получив прошлым летом травму, Сметанин внезапно залег на дно, как подводная лодка, и всплыл только спустя год - уже в "Спартаке".
Александр КРУЖКОВ |
из Сочи |
- Где же вы пропадали все это время?
- Проблемы с позвоночником возникли у меня еще после матча на Кубок кубков с "Рапидом". Правда, никто не предполагал, что все настолько серьезно. Я еще довольно долго играл, но со временем боль в спине стала невыносимой. И после матча с "Шинником" в июне 97-го я попал в ЦИТО. Мне делали уколы и настоятельно советовали лечь на операцию. К счастью, умные люди вовремя отговорили, иначе минимум на полгода я бы оказался прикованным к кровати. Я выписался из ЦИТО и по рекомендации знакомого отправился к одному народному целителю. Три сеанса в Москве, столько же в Сочи - и боль как рукой сняло. Окрыленный, я снова приступил к тренировкам, но...
- ...Но место в динамовских воротах к тому времени уже прочно занял Дмитрий Тяпушкин?
- Да, и играл он действительно здорово. Не случайно, думаю, именно Диме журнал "Огонек" вручил приз лучшему вратарю чемпионата.
- Было обидно, что вас, капитана и ветерана команды, отодвинули на вторые роли?
- Просто очень хотелось играть. Но "Динамо" в тот год практически не знало поражений, а победный состав не меняют. Это я давно усвоил.
- Сезон закончился, и тут Голодец неожиданно объявил, что в команду приходит еще один классный голкипер - Дмитрий Крамаренко. Как вы к этому отнеслись?
- Крамаренко значительно моложе нас с Тяпушкиным - наверное, именно это и привлекло в нем руководство "Динамо". На предсезонке мы играли по очереди, а затем мне снова не повезло - на сборе во Франции травмировал мениск. Пока лечился, чемпионат стартовал, и я автоматически стал третьим лишним.
- Переживали?
- У меня началась другая жизнь. Я ведь уже так привык ко всем этим базам, сборам, переездам - и вдруг появилась куча свободного времени, которое я понятия не имел, чем заполнить. И оттого чувствовал себя крайне неуютно.
- Интересно, а какие у вас были отношения с конкурентами?
- С Крамаренко - никаких, а с Тяпушкиным мы подружились, до сих пор часто ходим друг к другу в гости.
- А почему вы не играли даже за динамовский дубль?
- Голодец предлагал, но, если честно, я посчитал, что это не мой уровень. Потом, конечно, пожалел. От любого матча, пусть даже за дубль, пользы несравненно больше, чем от тренировки. Каждый день я приезжал на базу в Новогорск, проводил занятие с командой, спрашивал у Голодца: "Мне оставаться?", получал уже знакомый ответ: "Нет, Андрюша, езжай", - и возвращался домой.
- В такой ситуации можно и запить.
- Да уж. Но я не позволял себе расслабиться, так как знал, что обязательно продолжу карьеру - в "Динамо" или каком-нибудь другом клубе.
- А что изменилось с приходом Ярцева?
- На следующий день после его появления я сам напросился к тренеру на разговор. Ярцев был краток: "Ты давно не выходил на поле, поэтому сначала поиграй за дубль". На этот раз я согласился. Провел несколько матчей, а потом меня пригласили в "Спартак".
- Для вас такой поворот событий стал сюрпризом?
- Еще каким! Помню, мне домой позвонил вице-президент "Спартака" Есауленко и спросил, не хотел бы я играть в команде Романцева. "Я двумя руками и ногами "за", - был мой ответ. - Но только при одном условии - если даст добро Толстых". "Можешь не волноваться", - успокоил Есауленко, и уже через день я провел первую тренировку в "Спартаке".
- Вас отдали в аренду до конца сезона?
- Сначала да, но потом "Спартак" выкупил мой трансфер, и я заключил с ним контракт на три года.
- Весной поговаривали о вашем отъезде в "Уралан".
- Я читал об этом в газетах. Но от российских команд конкретных предложений не было, так что больше рассчитывал уехать играть за рубеж. Уже когда был в "Спартаке", возник было вариант в Турции, однако я сказал: "Спасибо, но в ближайшие три года я никуда из этой команды уезжать не собираюсь".
- Однако ведь и здесь вы постоянно находитесь за спиной Филимонова, который считается в команде вратарем номер 1.
- Тем не менее надежд не теряю. Главное, работать на совесть. Вот и Романцев говорит: "Играть из вас будет тот, кто сильнее".
- В "Динамо" с вратарями работал Гонтарь, в "Спартаке" - Дарвин. Заметили какие-нибудь отличия?
- Разве что в нескольких упражнениях. А так и в "Спартаке", и в "Динамо" упор делается на известные вещи - "физику", прыгучесть, реакцию. Вратарям, на мой взгляд, необходим специальный тренер. То, что я сейчас собой представляю как голкипер - в первую очередь заслуга Гонтаря, который 10 лет нянчился со мной, как с ребенком.
- А как в "Динамо" отнеслись к вашему переходу?
- Замучили уже своими шутками. Например, недавно заглянул в динамовский клуб, а мне заявляют: "А, краснопузый пришел".
- Если не считать 30 минут в матче с "Тюменью", то настоящим дебютом в "Спартаке" для вас стала последняя встреча чемпионата в Новороссийске. Но первый блин, как это нередко случается, вышел комом. "Спартак" проиграл, а третий гол был на вашей совести.
- Да, запустил я тогда мяч в ближний угол. Конечно, сказалось почти полуторагодичное отсутствие игровой практики. Растерять форму легко, а вот набрать...
- А правда, что в детстве вы болели за "Спартак"?
- Было дело. Расскажу такую историю. Недавно мы играли на Кубок в моей родной Перми с "Амкаром". Вечером я зашел домой к родителям, и мама откуда-то достала покрытую слоем пыли общую тетрадь. Когда я был маленький, наклеивал в нее разные вырезки из газет. И открыв тетрадь, увидел, что все они посвящены только "Спартаку". А потом встретил школьного приятеля, который сразу сказал мне: "Ну вот наконец и сбылась твоя мечта - ты в "Спартаке".