Газета Спорт-Экспресс от 2 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 16-й ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ" |
ПОСЛЕ СЕМИЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА "МАКЛАРЕН" ВНОВЬ СТАЛ ЛУЧШЕЙ КОМАНДОЙ "БОЛЬШИХ ПРИЗОВ"
Вчера гонкой на Сузуке закончился долгий и трудный восьмимесячный марафон. 49-й чемпионат мира стал триумфом команды "Вест/Макларен Мерседес", сделавшей блистательный дубль: корона чемпиона мира и Кубок конструкторов - такова награда за чудовищный по напряжению труд.
Ее 30-летний лидер Мика Хаккинен стал вторым в истории "Больших призов" финским чемпионом мира.
Последняя прикидка сил перед гонкой - а таковой по традиции считается утренняя разогревочная тренировка, проводящаяся в воскресенье за четыре с половиной часа до гонки, - снова подтвердила высочайшую боеготовность Михаэля Шумахера: 1.40,431. Правда, конкуренты амбициозного немца, пилоты "Макларена", расположились в непосредственной близости от него - и в точно таком же порядке, как и субботним утром: второе время показал Дэвид Култхард - 1.40,710. третье - Мика Хаккинен (1.41,056). А вот "оруженосец" Шумахера Эдди Ирвин, на которого в предстоящей битве за первый для "Феррари" за последние 19 лет чемпионский титул возлагалась особая миссия, опять подотстал - он был только пятым (1.41,246).
Однако warm-up - это все-таки не гонка.
Старт получился совершенно непредсказуемым. Пелотон уже закончил прогревочный круг, и 21 болид замер на клеточках стартового поля в ожидании решающего сигнала светофора. Взвыли моторы, доводя себя до стартового экстаза, - и тут буквально за долю секунды до того момента, как машины сорвутся с решеток (обладатель поула Шумахер уже даже сдвинулся с места!), стюарды на стене, отделяющей пит-лайн от стартовой прямой, отчаянно замахали желтыми флагами. Старт был отложен из-за того, что в глубине стартового поля поднял руку Ярно Трулли, сигнализируя о проблемах с машиной.
Решающие события 49-го чемпионата мира оказались оттянутыми примерно на 10 минут. Потом - еще почти на столько же: на этот раз руку поднял Шумахер! Что это - нервы или игра в расчете на то, чтобы сбить настрой соперника? Странно, но факт: едва над прямой во второй раз взвились желтые флаги со стены посыпались механики всех команд, кроме... "Феррари": к заглохшей машине фаворита никто не спешил. Даже Жан Тодт пересекал пит-лайн прогулочным шагом. Потом, уже после гонки, в стане Скудерии признаются: Михаэля подвели нервы - с машиной все было о'кей...
На третий прогрев Шумахер, как виновник остановки, был отправлен судьями, согласно правилам, последним.
С третьего раза гонка все-таки началась. Хаккинен без излишней нервозности вошел в первый поворот лидером, а вот его напарник пал жертвой собственной лояльности: пытаясь не помешать Мике, Дэвид двинулся с "колодок" вправо, в результате чего оказался четвертым - позади Ирвина и Френтцена. За явно более медленным "Уильямсом" "второго немца" шотландец застрял на целых 20 кругов - вплоть до того момента, пока Френтцен не свернул на первый из двух пит-стопов.
Шумахер же вел совершенно потрясающую погоню: уже на стартовой прямой он отыграл 6 мест, а к первому повороту - из-за заминки, случившейся на поле по вине подглохшего "Эрроуза", - все 8. На финише первого круга двукратный чемпион мира был 12-м, к середине следующего - 10-м, третий закончил 9-м, к началу пятого уже был 7-м. И вот на этом месте застрял довольно надолго, поскольку в непосредственной близости от носового обтекателя его "Феррари" маячили задние элероны "Джордана" Дэмона Хилла, который не спешил пропускать претендента на титул, поскольку имел в финальной гонке сезона свои интересы: его команда впервые в истории претендовала на 3-е место в Кубке конструкторов, и Хилл делал для этого все возможное, навязывая борьбу ехавшему впереди Вильневу.
Шумахер, разгоряченный погоней, попытался с ходу пройти англичанина, но Хилл, атакуя Вильнева, одновременно уверенно защищался, тем самым играя на стороне Хаккинена, который к 9-му кругу опережал Шумахера на 25,301.
Кстати, ехавшего вторым Ирвина Мика обгонял всего лишь на 1,726, что стоит признать подвигом со стороны ирландца. Впрочем, еще до начала гонки многие предполагали, что гонщики "Феррари" выбрали на уик-энд резину разной жесткости, чем и объяснялась некоторая медлительность Эдди в квалификации и тренировочных заездах.
На 13-м круге начались пит-стопы. Первым боксы посетил Хилл (9,7). Едва англичанин исчез с траверса, Шумахер немедленно предпринял атаку на Вильнева и в петле жестко, с угрозой контакта прошел канадца по внутреннему радиусу. В эти же мгновения в последнем повороте перед стартовой прямой сгорели надежды "Джордана" на 3-е место: взорвался новый двигатель "Мюген/Хонда" на машине младшего Шумахера, а Хилл в одиночестве численно превосходящие силы "Уильямса" одолеть не мог. Впрочем, забегая вперед, скажу: англичанин, как оказалось, и один в поле воин - на последнем (!) круге он совершил долго и тщательно подготовленную атаку и опередил на финише и Вильнева, и Френтцена, своим 4-м местом в "Гран-при Японии" принеся "Джордану" полноценное 4-е место в Кубке конструкторов - впервые в истории этой команды.
На 14-м круге боксы посетил Ирвин (7,7), на 16-м - Шумахер-старший (6,8). Хаккинен, как и пять недель назад на Нюрбургринге. поехал дозаправляться еще позже - на 18-м (7,3) - и вернулся на трассу на то же место, с которого уезжал на "ланч". То есть первым.
К 23-му кругу положение в группе лидеров стало таким: Хаккинен, в 6 секундах за ним Ирвин, в 22 секундах позади ирландца Шумахер, еще в 20 секундах от которого держался Култхард. Немец пилотировал машину на грани безумия, швырял "Феррари" по трассе из стороны в сторону, вылетел в гравий в петле, постоянно перетормаживая, теряя на этом время и сжигая нервы и резину. Но кто, скажите, упрекнет его за это? Он ведь делал все возможное, чтобы подобраться поближе к Ирвину и дать своему партнеру шанс пропустить его на второе место. А затем, может быть, попробовать атаковать Хаккинена.
А на 31-м круге 49-й чемпионат мира закончился победой Хаккинена. Безумная погоня не прошла для Михаэля даром: в конце прямой взорвалась правая задняя покрышка. Как и ожидалось, ключевым фактором в исходе восьмимесячной дуэли стала резина. "Гудьир" свой последний чемпионат проиграл. "Бриджстоун", напротив, выиграл свой первый чемпионат.
По-моему, вылезая из кокпита, Шумахер плакал.
Конечно, можно сказать, что справедливость восторжествовала: человек, возглавлявший общий зачет с первого дня сезона, стал чемпионом. И я снимаю шляпу перед 30-летним финном: чемпионат сложился для него далеко не так гладко, как казалось с самого начала. Но он, впервые в своей жизни сражаясь за титул, не дрогнул и не сломался. Нельзя не отдать должное и Михаэлю Шумахеру. Если бы не он, не его злой азарт, не его неистовое желание во что бы то ни стало быть первым. 49-й чемпионат не стал бы таким захватывающим. "Феррари" должна носить его на руках даже несмотря на то, что гонку на Сузуке он проиграл сам. В сезоне-98 Шумахер стал лично для меня открытием: он ошибался, он неистовствовал, угрожал, обвинял. То есть наконец-то показал себя с чисто человеческой стороны. А люди тем и отличаются от роботов, что умеют плакать.
Да здравствует "Формула-1", в которой гоняются, побеждают и проигрывают не роботы, а люди.
Ольга ЛИНДЕ