Газета Спорт-Экспресс от 23 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 сентября 1998

23 сентября 1998 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Флоренс ГРИФФИТ-ДЖОЙHEP

МЕТЕОР, ОСТАВИВШИЙ СЛЕД НАВСЕГДА

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

В понедельник, 21 сентября, в кабинете шерифа графства Оранж американского штата Калифорния раздался телефонный звонок. Звонивший сообщил, что его жена бездыханна. Врач "скорой", примчавшийся через несколько минут, констатировал смерть от сердечного приступа.

- Она покинула этот мир ночью, - сообщил собравшимся репортерам представитель местной полиции лейтенант Гектор Ривера.

Так, в 38 лет, ушла из жизни одна из величайших спортсменок всех времен Флоренс Гриффит-Джойнер, ушла за четыре дня до юбилейной даты - десять лет назад она завоевала свою первую золотую олимпийскую медаль, выиграв 25 сентября 1988 года финал бега на 100 метров в Сеуле. На тех Играх Флоренс одержала еще две победы вслед за этой - в беге на 200 м и в эстафете 4x100.

"Ушла из жизни" - формула, постоянно употребляемая в некрологах. Об умерших не принято говорить "умчалась из жизни". А в данном случае это было бы более верное, пусть и выходящее за привычные рамки определение.

Но что бы ни делала Флоренс Гриффит-Джойнер, все вырывалось из привычных рамок. Вихрем влетела она в мир большого спорта, пронеслась по олимпийским беговым дорожкам - и умчалась, не дожив до 40 лет, из жизни.

Мировые рекорды, установленные ею на пути к Сеулу и в самом Сеуле - 10,49 на стометровке и 21,34 в беге на 200 м, - держатся и сегодня. Хотя с момента прощания Флоренс со спортом пробежало 10 лет и сменилось два поколения выдающихся бегуний, никто не в состоянии приблизиться к этим рекордам вплотную.

Результаты, которые она показала в том олимпийском сезоне, выглядели настолько невероятными, что возникли подозрения: не пользуется ли она допингом. Неоднократные проверки опровергли эти домыслы, оскорблявшие Флоренс.

Джойнер - фамилия в американской легкой атлетике знаменитая. Но феерические достижения Флоренс не имеют ничего общего с наследственностью. Эл Джойнер, обладатель золотой медали Олимпиады 1984 года в тройном прыжке, - ее муж. Великая Джекки Джойнер-Керси - сестра Эла. В роду же Флоренс больших спортсменов нет.

Да и ее звезда вспыхнула поздно. Когда в 1983 году она окончила Калифорнийский университет и получила диплом психолога, ее даже в собственной alma mater не считали многообещающей бегуньей.

Все свои медали и рекорды эта удивительная, можно даже сказать, неповторимая женщина завоевала в течение какого-нибудь года-двух. Завоевала в возрасте, который считается по спортивным понятиям далеким от первой молодости. Завоевала и оставила спорт, прочертив в нем ярчайший след. Сравнение с метеором неправомерно: след небесного светила исчезает, след Флоренс не сотрется никогда.

В эти дни, дни кульминации скандала в Белом доме, вызванного обнаружившейся романтической связью женатого президента США с юной Моникой Ленински, цитировать изречения Билла Клинтона немодно. Но уж очень точно охарактеризовал он сделанное в спорте Флоренс Гриффит-Джойнер:

"Мы были потрясены ее скоростью, покорены ее талантом, пленены ее стилем. Хотя она взошла на вершину мирового спорта, она никогда не забывала, откуда пришла, отдав свое время и свое состояние делу помощи детям прежде всего живущим в наиболее бедных районах, отдала для того, чтобы они могли максимально развить данный им от рождения талант".

А вот отзыв о Флоренс главы Международной федерации легкой атлетики итальянца Примо Небиоло:

"Я никогда не забуду эту необычайную спортсменку, которая в Сеуле ошеломила мир и своей скоростью, и изумительной красотой, и даже костюмом. К несчастью, ее жизнь оборвалась так же быстро, как и ее бег".

Оказывается, Небиоло знал о том, что в последние месяцы Флоренс испытывала боли в сердце. И тем не менее, говорит он, "известие о ее смерти вызвало у меня самый настоящий шок".

Это слово - "шок" - повторил соотечественник Флоренс Грег Фостер, трехкратный чемпион мира в беге на 11.6 м с барьерами. Он назвал ее великой спортсменкой и добавил: "Мы ее не забудем".

Видевшие Флоренс Гриффит-Джойнер на беговой дорожке сеульского Олимпийского стадиона наверняка присоединятся к сказанному Фостером - она незабываема. Ее неповторимый образ создавал не только бег-полет. Она была без всякого преувеличения красавицей. Небиоло не зря обмолвился о костюме, в котором выступала Флоренс. Этот наряд сделал ее законодательницей легкоатлетической моды. Она бежала в фиолетовом, обтягивающем правое бедро трико. Левая же нога оставалась открытой. Как бы заявляя о решимости выиграть четыре золотые медали, Флоренс выкрасила три из своих неимоверной длины ногтей в цвета американского флага - красный, белый и синий, а четвертый покрыла золотой краской.

Почему она почти сразу поле этого ушла из спорта, остается загадкой. Быть может, теперь убивший Флоренс недуг беспокоил ее давно. Два года назад она перенесла сердечный приступ во время полета из Калифорнии в Сент-Луис на благотворительный вечер, который устраивала Джекки Джойнер-Керси для помощи атлетам средних школ. Тогда Флоренс сутки продержали в больнице. Та история не привлекла к себе особого внимания: по просьбе родных подробности болезни не были обнародованы.

Покинув спорт, Флоренс занялась моделированием и созданием спортивной одежды, работала с детьми, писала для них книги о спорте.

Мысли о возвращении в легкую атлетику посещали Флоренс все эти годы. Она было совсем уж решилась испытать себя на 400-метровой дистанции и в случае успеха выступить на Олимпиаде в Атланте, но незадолго до отборочных соревнований, в марте 1996 года, получила серьезную травму ахиллова сухожилия, убившую ее надежды на продолжение спортивной карьеры.

Необъяснимы капризы судьбы. Одарив Флоренс Гриффит-Джойнер талантами с щедростью расточителя, она с жадностью Скупого рыцаря отпустила ей годы жизни. На нее, судьбу, можно сетовать. Спорить с ней бесполезно.