Газета Спорт-Экспресс от 19 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 августа 1998

19 августа 1998 | Бокс и ММА

БОКС

Орзубек НАЗАРОВ

В ТРЕТЬЕМ РАУНДЕ Я ОСЛЕП НА ЛЕВЫЙ ГЛАЗ

Спустя три месяца после своего сенсационного поражения в бою с французом Жаном-Батистом Менди экс-чемпион мира в легком весе по версии WBA Орзубек Назаров рассказал корреспонденту "СЭ" о том, что же произошло 16 мая на парижском ринге.

- Все шло нормально. К третьему раунду я уже разобрался с Менди и подобрал к нему ключи. Чувствовал, что он мой человек. И вдруг, когда до конца раунда осталась минута... Я даже не знаю, как это так вышло. Вспышка в левом глазу. Не от удара. То ли толчок был, то ли швы от перчаток в глаз попали. А скорее всего - он попал мне пальцем. Такую травму можно нанести только пальцем. Видеозапись боя я до сих пор не смотрел, еще не готов к этому. Короче, после третьего раунда я сказал своему тренеру Зимину: "Василич, я ничего не вижу левым глазом. Я ослеп на один глаз".

Прошел еще один раунд, прихожу в свой угол, и Зимин спрашивает: "Так что случилось-то?" Я в ответ: "Василич, я же тебе сказал, что не вижу". Он: "И что будем делать?" Отвечаю: "Ничего не будем делать. Будем боксировать".

Это решение обошлось Орзубеку в две лишние операции, и скорее всего именно из-за него он будет вынужден досрочно оставить ринг.

Вообще-то история эта давняя. Травму левого глаза Назаров получил в 1994 году в матче-реванше с экс-чемпионом мира южноафриканцем Дингааном Тобеллой, у которого и отобрал титул. Врачи поставили диагноз: отслоение сетчатки. Травму залечили (точнее, как говорят, "запаяли" лазером), и Орзубек решил, что проблемы с глазом уже в прошлом. Но...

С прошлого года Назарова преследуют неудачи. Сначала в Алма-Ате он попал под пули киллеров. Их мишенью был не он, а один местный бизнесмен, которого Орзубек шапочно знал по Иссык-Кулю, где они и встретились. Бизнесмен был убит. От шальной пули погиб ближайший друг Назарова Адыл. Сам Орзубек был только ранен в руку. К счастью, киллеры добивать его не стали. Заказ на чемпиона не распространялся.

После этого последовали домыслы в прессе и многочисленные звонки "доброжелателей". "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" подробно писал об этой истории в апреле, когда Орзубек дал нам эксклюзивное интервью.

Бой с Менди должен был вернуть жизнь Назарова в привычную колею. Вместо этого он обрушил на его голову еще одно испытание.

- Мне сейчас страшно тяжело, - говорит он, глядя куда-то вдаль. - Внутренне я, конечно, знаю, что не должен боксировать, но с этим очень трудно смириться, поэтому я стараюсь постоянно заниматься делами.

Когда такой человек, как Назаров, который и среди боксеров считается одним из самых мужественных, говорит: "Мне тяжело" - это производит впечатление.

Тогда, в третьем раунде, сетчатка просто отслоилась. За последующие девять она была к тому же разорвана в трех местах, поэтому первая операция не принесла успеха. Потом была вторая операция, вслед за ней должна была последовать третья, но врачи ее отменили: глаз мог не выдержать очередного хирургического вмешательства. Вместо этого вновь применили лазерную спайку. Теперь Орзубек ждет. Зрение медленно возвращается. Очень медленно.

За последние месяцы мне пришлось выслушать множество мнений людей, вполне сведущих в боксе и очень хорошо настроенных к Назарову. Ходили неясные слухи о травме, о том, что он после боя оказался в больнице, но люди отказывались верить, что в бою с Менди с ним произошло что-то серьезное. Главным образом потому, что ничего не говорил сам Орзубек. Поэтому почти все считали, что он просто плохо подготовился к матчу или, наоборот, перетренировался, или дала себя знать огнестрельная рана, или сказалась психологическая травма от той же встречи с киллерами. Но никто до конца не верил в свои же версии. Все, кто был знаком с Орзубеком, знали, что ничего подобного с ним произойти не могло. Чувствовали, что за этим стоит какая-то тайна, но не могли понять, почему он сам все не расскажет.

- Если бы кто-нибудь узнал о моем глазе, у меня могли бы сразу отобрать боксерскую лицензию. Поначалу я не думал, что все так серьезно, поэтому и пытался все сохранить в тайне, думал: не буду пока говорить о своих операциях, а потом вернусь как ни в чем не бывало.

Не вышло. Только спортсмен, который сам был вынужден оставить спорт из-за травмы, знает, что сейчас испытывает Орзубек. Вся твоя прежняя жизнь оказалась перечеркнута. Все твои планы сорваны. Будущее туманно. Ты чувствуешь, что полон сил, но в то же время каждую секунду сознаешь, что все изменилось - и изменилось непоправимо.

Он сильный человек - и сумеет найти себя в этой новой, незнакомой ему пока жизни, где не все начинается и заканчивается на ринге. Сейчас надо оставить его одного и дать ему разобраться с самим собой...

Наша встреча состоялась в Москве, где Орзубек был проездом. Провести это интервью удалось благодаря помощи Владимира Гендлина, ведущего программы "Большой ринг" на НТВ+.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ