Газета Спорт-Экспресс от 13 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
РАЛЛИ |
CAMEL TROPHY-98 |
РУССКИЕ ДОЛГО ЗАПРЯГАЮТ
В окрестностях ворчащего вулкана Вильярика, близ городка Пукон в чилийских Андах, завершился первый этап 5000-километрового приключения Camel Trophy-98, маршрут которого в этом году проходит от Сантьяго-де-Чили до Огненной Земли. Из 20 экипажей, представляющих 19 стран, лучше других пока выступают южно африканцы. Россияне Константин Агевнин и Ромуальдас-Игорь Баронас пока лишь на 16-м месте, но ведь основная борьба еще впереди! Предлагаем вам первый репортаж нашего специального корреспондента Тимура БАРАЕВА, который присоединился к каравану и проследует с ним от вулкана Вилларика до бурной реки Футуалефу.
Сamel Trophy - завораживающая смесь ралли на джипах фирмы Landrover по самым труднопроходимым уголкам планеты с соревнованиями в таких дисциплинах, как горный велосипед, водный слалом на каноэ, спортивное ориентирование и горные лыжи. В этом году приключение проводится уже в 19-й раз, но впервые организаторы решили провести его зимой - с многометровым снегом, морозами до минус 30, снегопадами и вьюгами, ночевками в палатках. Однако природа смилостивилась над участниками и сопровождающими их журналистами. "Такой теплой зимы у нас не было вот уже 25 лет", - утверждают местные жители.
В горах и вправду тепло: днем в тени держится нулевая температура, а ночью ниже -10-15 не бывает. Снега же поначалу и вовсе практически не было. Он высыпал нежданно на вторую ночь похода. Проснувшись рано утром 7 августа, кэмелтрофисты с удивлением обнаружили за брезентовыми дверями палаток 20-сантиметровый снежный ковер. Однако как только склоны Анд осветило очень невысокое зимнее солнышко, этот ковер начал исчезать прямо на глазах, превращая горные склоны и дороги в месиво из ледяных крупинок и грязи.
Смысл нынешнего Camel Trophy состоит в том, чтобы команды отыскали как можно больше обозначенных на их персональных маршрутных картах точек. Участники на этот раз движутся не все вместе - конвоем, - а по автономным маршрутам и ориентируются на местности с помощью прибора GPS (Global Positioning System), который указывает не только направление их движения, точные координаты, но и такие данные, как высота над уровнем моря, угол движения и местное время. Каждая точка имеет код, который известен только тем командам, которые должны на ней побывать и записать сей факт на дискету. Если вы точку нашли, вашей команде начисляются очки. Так что воспользоваться уже открытыми соперниками точками нельзя.
В свою очередь, точки подразделяются на автомобильные и приключенческие. Первые оцениваются совсем недорого, так как их покорение больше напоминает загородную прогулку на автомобиле. Со вторыми дело обстоит сложнее - хотя бы потому, что они находятся вне дороги. Как команды доберутся до них - на своих двоих ли, на лыжах, на велосипеде или каяке, - организаторов не волнует, ибо "стоимость" точек определена заранее - в зависимости от их труднодоступности. От участников требуется лишь одно: отыскать эти точки как можно скорее. Оптимальный график выступления - одна автомобильная и две приключенческих точки в день.
За участниками (в распоряжении каждой команды в этом году новая лендроверская модель - Freelander) едет Defender с журналистами, за рулем которого находится представитель жюри. Он следит за тем, чтобы при выполнении заданий участники не превышали грань разумного риска и не прибегали к помощи пишущих и снимающих соотечественников. Поэтому для журналистов нынешний Camel Trophy пока больше похож на экскурсию: помогать нельзя, можно только фиксировать. В итоге взаимодействие прессы с участниками выглядит пока так: Freelander подъезжает, к примеру, к горе, из машины тут же выскакивают члены экипажа и, сломя голову, несутся вверх искать точки. Журналисты же не очень внимательно наблюдают за проходящим, переговариваясь и мечтая о скорейшем возвращении соотечественников в машины, чтобы можно было продолжить путь. Видимо, именно из-за расслабленности произошло самое обидное пока происшествие - водитель французского Defender зазевался и протаранил притормозивший Freelander с французским же экипажем. Слава Богу, обошлось без особых последствий, и обе машины продолжили путешествие.
Перед началом приключения я поинтересовался у заместителя главного координатора Camel Trophy швейцарца Паскаля Балле, что он думает о шансах россиян 26-летнего московского брокера Константина Агевнина и 34-летнего питерского торговца автомобилями Ромуальдаса-Игоря Баронаса. "Парни, на мой взгляд, неплохо подготовлены, - ответил Балле. - В отличие от предшественников они не имеют слабых мест - уверенно чувствуют себя в "лендровере" и каяке, на горном велосипеде и лыжах. А самое главное очень спокойны и хладнокровны, что сводит шанс допустить какую-нибудь глупую ошибку к минимуму".
Слова Балле о необходимости спокойствия подтвердились очень скоро на примере команды Великобритании, которую очень многие считали фаворитом нынешнего приключения. В первый же день англичане Мартин Хэнсфорд и Энди Уоткинс, легко отыскав автомобильную точку, бегом отправились на поиски двух приключенческих пунктов. Один нашли, а вот до второго добраться не сумели - уж слишком глубок оказался снег. Потеряв уйму времени, Хэнсфорд и Уоткинс добрались до следующего контрольного пункта - водопада Лаха - не в 20.00, а двумя минутами позже. И - как результат - очки им вследствие 120-секундного опоздания так и не начислили. Ну а на следующий день с ними и вовсе произошел полный конфуз: по пути к водопаду Итата англичане заблудились. Местные жители - индейцы посылали их весь день то в одну сторону, то в другую, пока не наступила ночь и несчастный экипаж не добрался, наконец, до ночлега. Британцы отреагировали на свой провал со свойственным этой нации стоицизмом. "Нам следует больше думать во время разработки маршрутов", сказал Уоткинс.
О своих достижениях за день команды должны сообщать в пресс-центр, который на протяжении первых двух этапов находится в Сантьяго. Только вот поддерживать связь с российскими экипажами крайне трудно. Зарубежные соперники не выключают рации и в любой момент охотно отвечают на вопросы из пресс-центра в Сантьяго. То и дело поступают сообщения: "Погода и горные пейзажи сегодня еще лучше, чем вчера!", "Джипы Freelander и Defender, а также одежда Camel Trophy, горные велосипеды Lee Cougan, лыжи Scott великолепны и выдерживают самые тяжелые нагрузки!", "Мы со всеми дружим и помогаем соперникам!". Наши же электроэнергию расходуют крайне экономно и выходят на связь, словно герои-подпольщики, - точно в указанное время. Да и сообщения порой напоминают шпионский код: "Вчера побренчали на балалайке и нашли только две точки вместо трех, но потом взялись за голову и наверстали упущенное". В итоге в пресс-релизе в графе RUSSIA появились строчки: "В первый день мы, можно сказать, только учились, но сейчас уже соревнуемся в полную силу".
Агевнин и Баронас отметились в окрестностях вулкана Лонкимай, затем отправились в сторону заповедника Термас-дель-Толхуако - вулканического местечка, изобилующего горячими источниками. В отличие от остальных маршрутов, где скользко и вязко, тамошний проходил по застывшей лаве, что делает окрестности заповедника очень похожими на лунную поверхность. Турки, побывавшие там накануне, на скорости влетели в глубокую колею и лишились задней подвески. Пока связывались с техпомощью, пока ремонтировали неисправность, прошло три часа.
Наши прошли этот отрезок гладко и поехали к вулкану Лалайма. Взятие заключительных точек первого этапа значительно осложнила постоянно менявшаяся погода. Отметившись в автомобильном пункте, Агевнин с Баронасом решили было добраться до приключенческой точки на каяке, но повалил такой снег, что о лодке пришлось забыть и схватиться за лыжи. Пока шли на лыжах, выглянуло солнце, и вскоре ребятам пришлось показывать чудеса эквилибристики и горнолыжной техники, чтобы уцелеть на этом то ли льду, то ли мокром снегу. Но в итоге с задачей они справились, и дела у них обстоят не хуже, чем у других. Хоть пока у российского экипажа 16-е место, но результаты столь плотные, что до лидеров - рукой подать, а потому среди нас пока еще теплится надежда на первую в истории кэмелтрофизма победу России в общем зачете. Тем более что сами ребята уверены: они могут выступать куда сильнее. Что ж, будем считать, что русские по традиции долго запрягают, но быстро ездят.
Сантьяго - Пукон