Газета Спорт-Экспресс от 12 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ |
Виктор ЛЕОНЕНКО
МЕЧТАЮ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ
Появившись в 1992 году в киевском "Динамо", этот сибиряк быстро стал не только ведущим футболистом клуба, а и сборной Украины. Леоненко трижды подряд признавался лучшим игроком страны. И вдруг после первого круга чемпионата-96/97 он исчез из большого футбола. Около года Леоненко почти не выходил на поле, а сезон-97/98 закончил в "Динамо-2". Возвращение киевлянина в высшую лигу оказалось впечатляющим: уже в первом матче за свой новый клуб - ЦСКА - Леоненко забил в ворота львовских "Карпат" два эффектных гола. Затем отличился еще раз - в Ивано-Франковске. И сейчас входит в число лучших бомбардиров украинского чемпионата-98/99, который стартовал чуть больше месяца назад.
-Как случилось, что более полутора лет мы не видели вас в высшей лиге?
- Начало моему затянувшемуся "простою" положила травма. Где-то с лета 96-го возникли проблемы с правой ногой: появились боли в голеностопе, нога стала вдруг опухать. Динамовским докторам я доставил немало хлопот. Однако первый круг чемпионата-96/97 пусть и неровно, но отыграл. Теперь, оглядываясь назад, прихожу к выводу, что не следовало мне, до конца не избавившись от травмы, выходить на поле. Но желание играть было столь велико, что усидеть на лавке я не мог. Уколы, массаж, другие процедуры позволили дотянуть до межсезонья, но стабильного улучшения не наступало.
Все это сказывалось на моей игре. Она не всегда устраивала возглавлявшего тогда динамовскую команду Йожефа Сабо. К счастью для "Динамо", к тому времени уже созрел для серьезных испытаний юный и очень одаренный Андрей Шевченко, образовавший с Сергеем Ребровым прекрасный дуэт в нападении. Я же, все чаще оставаясь в запасе, очень переживал.
-Как вы получили эту травму, так повлиявшую на вашу карьеру?
- Скорее всего тут сказалось все: и то, что рано начал играть в футбол, и то, что "внимание" со стороны защитников ко мне на поле всегда было особое, и то, что много лет приходилось переносить очень высокие игровые и тренировочные нагрузки. Иной раз придешь после матча в раздевалку, глянешь на ноги, а они - сплошной синяк от ударов соперников. Но такого болезненного повреждения, как случилось с правым голеностопом, прежде не было. Матча два-три сыграю, а потом ходить не могу. Естественно, динамовский клуб делал все возможное, чтобы я поправился. И в Германии лечился, и в другие страны на консультации ездил. От отчаяния обращался даже к знахарям, к каким-то бабкам. Все напрасно.
-Как же вы вернулись на поле?
- Прежде всего благодаря одному удивительному массажисту, которого для меня нашел президент "Динамо" Григорий Суркис. Но я и сам себе помогал. С приходом Валерия Лобановского и с его рекомендациями я постепенно стал себя нагружать: ежедневно в любую погоду отмерял круги на стадионе, бегал кроссы, много катался на роликовых коньках. Зимой моим излюбленным местом стал легкоатлетический манеж.
-Оперативное вмешательство не могло сократить время на выздоровление?
- После множества консультаций операцию решили не делать. Потому что гарантии полного выздоровления ни в Киеве, ни в Германии врачи мне не давали. Риск навсегда оказаться вне футбола после операции был велик. Уколы, компрессы, массаж, самоподготовка сделали свое дело. И сейчас - тьфу, тьфу, тьфу! - мне ничего не мешает, и я снова играю в высшей лиге. Правда, в специальной обуви, с супинатором. Но полностью готов к серьезной работе. На покой мне рановато - еще не наигрался.
-Неужели никто не пытался удержать вас в "Динамо"?
- Пытались. Особенно - Суркис. Он долго и слышать не хотел о моем уходе в другой клуб, просил не торопиться с этим, все надеялся, что я вернусь в основной состав динамовцев или в крайнем случае окажусь в каком-нибудь известном европейском клубе. Дважды был на смотринах в Англии, затем в Германии, в "Кайзерслаутерне", ставшем весной чемпионом страны. И вроде бы всех там устраивал, но контракт так и не заключил. Возможно, англичан и немцев смутила моя травма.
Минувшей зимой прошел всю подготовку в основном составе "Динамо", и Лобановский даже выпускал меня в Москве на Кубке Содружества. Надеялся выйти и против "Ювентуса" в Лиге чемпионов. Но, видимо, не вписался в игровую схему Лобановского, поэтому вновь вернулся в "Динамо-2", где и завершил прошлый сезон. Хотя прекрасно понимал, что первая лига - это все-таки не мой уровень.
-С главным тренером ЦСКА Владимиром Бессоновым вам, кажется, довелось работать еще в "Динамо"?
- Да, было это, когда я в 92-м только приехал на Украину. Бессонов входил в тренерский штаб "Динамо". Работать с ним, в прошлом выдающимся футболистом, было чрезвычайно интересно. И теперь, спустя почти шесть лет, я охотно принял его приглашение перейти в ЦСКА.
-На каких условиях состоялся этот переход, ставший, без сомнения, самой громкой сенсацией межсезонья?
- Я истосковался по большому футболу. Это понимали и в "Динамо", где места в основном составе для меня по-прежнему не находилось. А ЦСКА, пробившийся в Кубок кубков, был очень настойчив - и Суркис отпустил нас с Павлом Шкапенко в армейскую команду. Пока - до конца первого круга на условиях аренды.
-Как же встретили именитых динамовцев в армейской команде?
- (Смеется.) Хорошенькой нагрузочкой. Бессонов и второй тренер Владимир Лозинский - воспитанники Лобановского, и его футбольные университеты усвоили превосходно. Словом, трудимся с Пашей по полной программе, основу которой составляет функциональная подготовка. Поблажек никаких не имеем. Более того, спрос с нас, как с самых опытных футболистов, игравших в еврокубках и в сборной Украины, значительно выше, чем с молодежи. Но мы за это не в обиде на тренеров, делающих все, чтобы ЦСКА достойно представлял Украину в своем первом евротурнире.
-В общем, вы довольны переходом в ЦСКА?
- Конечно. После полутора лет мытарств, выпавших на мою долю, безусловно, это удача. Я снова играю в высшей лиге. Клуб ставит на сезон серьезные цели как в чемпионате, так в еврокубке. Немаловажно и то, что мне не пришлось уезжать из Киева, ставшего для меня и моей семьи родным городом.
-Ваше возвращение стало триумфальным...
- Ну, может быть, это слишком громко. Хотя два мяча уже в первом же матче меня обнадежили. Пока я еще не совсем готов физически. Предстоит много работы, чтобы выйти на приличный уровень и не подвести тех, кто поверил в меня и предоставил этот шанс.
-Когда-то у вас были проблемы с весом. А сейчас?
- Вес "боевой" - 77 килограммов, как в мои лучшие динамовские годы. Когда-то я пробовал по рекомендации тех, кто считал меня слишком "тяжелым", искусственно сбрасывать вес. Ни к чему хорошему это не приводило: становилось трудно бегать, не мог сосредоточиться, принять правильное решение, сам интерес к игре пропадал. Мой организм не приспособлен к такому насилию, и я отказался от экспериментов. Теперь я в полном ладу с собственным весом и играю с былым азартом.
-Последний матч за сборную Украины вы сыграли осенью 96-го в Северной Ирландии. И хотя единственный гол тогда забил Сергей Ребров, на вашу долю тоже выпало немало комплиментов...
- А потом пошли конфликты с Сабо. И - та злополучная травма правой ноги. Так я выпал из обоймы, оказался вне "Динамо" и сборной. Хотя еще вполне мог бы играть за обе команды.
-Вы мечтаете вернуться в сборную?
- Да. Только в данный момент, судя по всему, сборная во мне не нуждается. Но все равно я буду к этому стремиться, ведь отборочный цикл 5 сентября только начинается. Считаю, что матчи сборной Украины с командами России и Франции во многом станут решающими для выявления победителя нашей, группы. Стать им вполне способна наша команда.
Михаил ВОЛОБУЕВ
Киев