Газета Спорт-Экспресс от 10 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 5

11 августа 1998

11 августа 1998 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

В конце минувшей недели, как уже сообщал "СЭ", в Париже состоялась первая консультативная встреча руководства Международного союза велосипедистов (UCI) с организаторами крупнейших велогонок и спортивными директорами велогрупп. Тем самым был сделан первый шаг к наведению мостов взаимопонимания между различными ветвями мировой велоструктуры после допингового скандала, разразившегося в ходе главной многодневки элиты "Тур де Франс".

UCI БЕРЕТ КОНТРОЛЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ В СВОИ РУКИ

Именно Международный союз велосипедистов, высшая инстанция по управлению мировым велоспортом, стал инициатором проведения серии встреч со всеми лицами и организациями, заинтересованными в поисках выхода из тупиковой ситуации, связанной с допингом. Первая прошла в минувший четверг в Париже, вторая - с участием сильнейших гонщиков - состоится завтра в Лозанне.

Парижские переговоры, в которых участвовал президент UCI голландец Хейн Вербрюгген, прошли в конструктивной обстановке, сообщило AFP. Основные меры, которые собирается в самое ближайшее время принять международная федерация, направлены на поддержание контроля за здоровьем гонщиков. Однако до встречи во вторник руководства UCI со спортсменами никакого решения по этому вопросу принято не было.

Еще в июле UCI разработал принципы контроля за здоровьем гонщиков, против которых не возражали представители велогрупп. Это был лишь первоначальный вариант, требующий доработки. Новые антидопинговые меры должны быть введены с 1 января 1999 года, так что время еще есть. Пока содержание июльских разработок UCI не разглашается, однако из хорошо осведомленных источников стало известно, что значительно возрастет роль командных врачей. "Именно на врача ляжет прямая ответственность за употребление запрещенных препаратов его подопечными, - признался корреспонденту AFP один из участников парижского совещания. - Таким образом, исключаются обращения велосипедистов к другим медикам. В этом случае его просто не допустят ни к одной гонке".

В Париже были рассмотрены и другие вопросы, в частности увеличение финансовых субсидий, направленных на борьбу с допингом, изменения календаря соревнований и проблемы, связанные с подсчетом индивидуальных и командных рейтинговых очков.

В дискуссиях приняли участие организаторы трех крупнейших гонок - "Тур де Франс", "Джиро д'Италия" и "Вуэльты" - и руководители велогрупп - француз Роже Леже ("Креди Агриколь", бывший ГАН); бельгийцы Вальтер Годефроот ("Телеком"), Патрик Лефевер ("Мапеи") и Жан-Люк Ванденбрукке ("Лотто"); итальянец Джанлуиджи Станга ("Полти"), голландец Тео де Роой ("Рабобанк"), испанец Хосе Мигель Эчаварри ("Банесто"). UCI представляли кроме президента Вербрюггена два вице-президента (француз Даньель Бааль и итальянец Агостино Омини), председатель комиссии по допинговым субстанциям голландец Леон Схаттенберг и председатель комиссии шоссейной элиты швейцарец Клод Жакка.

ВО ВТОРНИК ГОНЩИКИ МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬ АМНИСТИИ
ДЛЯ ВСЕХ НАКАЗАННЫХ РАНЬШЕ ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ ДОПИНГА

Об этом заявил на страницах швейцарской газеты La Tribune de Geneve президент Швейцарской федерации велоспорта Хуго Штайнеггер. По его мнению, в ходе встречи руководства UCI с представителями гонщиков в Лозанне может быть выдвинуто требование абсолютной амнистии для всех нарушителей прежних допинговых правил в связи с тем, что велоспорт собирается вводить новые критерии при употреблении стимуляторов.

Вместе с тем Штайнеггер считает, что "органам правосудия следует продолжить свои расследования, чтобы выявить виновных - допинговых дилеров, массажистов и врачей-шарлатанов, которые должны понести заслуженное наказание". А вот в отношении гонщиков, с его точки зрения, должно быть принято "человеческое решение". Штайнеггер имел в виду прежде всего трех швейцарских велосипедистов французской группы "Фестина" - Алекса Цулле, Армина Майера и Лорана Дюфо, которые употребляли стимуляторы по настоянию руководства команды: "Им следует предоставить шанс, тем более что все трое имели смелость сказать правду на первых же допросах. Я надеюсь, что дело будет урегулировано в самое ближайшее время и Цулле с его коллегами смогут принять участие в гонках уже в этом году".

ФРАНЦУЗ Лоран ЖАЛАБЕР РЕШИЛ
БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ВЫХОДИТЬ НА СТАРТ "ТУР ДЕ ФРАНС"

Подобное заявление сильнейшего французского велосипедиста, занимающего сегодня первую строчку в рейтинге Международного союза велосипедистов и носящего на плечах майку чемпиона своей страны, на первый взгляд может показаться странным. Ведь участие в главной многодневке, существующей без малого век, - мечта каждого, кто серьезно занимается велоспортом. Что же подвигло Жалабера на столь неординарное решение, о котором сообщила испанская газета Marca?

Являясь лидером испанской группы ОНСЕ, он был вынужден вместе с остальными членами команды отказаться от дальнейшего участия во французском "Туре"-98 в знак протеста против вмешательства французских властей в допинговый скандал, разразившийся в ходе "Большой петли".

"Мы не могли поступить иначе, - заявил Жалабер, - мы отстаивали свои честь и достоинство. Пусть не думают, что я испугался ответственности и сбежал. Я не бегал, не бегаю и никуда не собираюсь бежать в будущем. И если меня вызовут на допрос в полицию, я обязательно явлюсь к следователю в назначенное время". Француз считает, что невозможно просто забыть все, что произошло во время гонки: "Я разговаривал тогда с полицейскими и знаю, что они искали. Это не могло вызвать ничего, кроме смеха. Они жаждали крови, им нужны были жертвы, причем чем именитее, тем лучше. В глазах полицейских мы все были только объектами для преследования".

Все это и заставило Жалабера отказаться от участия во всех следующих французских "Турах". Единственное, что может заставить гонщика изменить свое решение, - пожелание команды, в интересах которой он будет вынужден вновь выйти на старт "Большой петли".

ПРИНЦ Александр ДЕ МЕРОД СЧИТАЕТ,
ЧТО ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗЖИТЬ ДОПИНГ В СПОРТЕ НЕРЕАЛЬНО

Выступая на страницах бельгийской газеты La Libre Belgique, председатель Медицинской комиссии МОК принц Александр де Мерод заявил, что окончательно изжить допинг в спорте невозможно, потому что "обман завоевал сердца отдельных индивидуумов". Тем не менее известный борец против стимуляторов считает, что вполне реально "уменьшить их угрозу". В отношении скандала в ходе "Тур де Франс" де Мерод полагает, что "не следует драматизировать ситуацию, а нужно извлечь уроки и применить санкции против нарушителей".

Бельгийский принц недоумевает, почему никто не задумывается над главным вопросом: что заставляет спортсменов принимать допинг? И сам же отвечает на него: "Существуют три фактора, побуждающие спортсменов нарушать спортивную этику. Первый - погоня за рекордными достижениями. Второй заключается в том, что спортсмены элиты живут в мире без правил, без социального статуса. Их следует оберегать от самих себя и от опасностей, которые предполагает их профессия. Под словом "опасности" я имею в виду прежде всего календарь отдельных соревнований, который столь тяжел, что атлеты просто-таки вынуждены принимать запрещенные субстанции, чтобы ради выполнения контракта добраться до финиша. Третий же фактор кроется в неуважении отдельными врачами медицинской этики".

Лев РОССОШИК