Газета Спорт-Экспресс от 11 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧМ-98 |
ПОЧЕМУ "ЗАТОНУЛ" ПАРОХОД, НОСЯЩИЙ ИМЯ ИМПЕРАТРИЦЫ АВСТРИИ,
А АКЦИИ ADIDAS УПАЛИ В ЦЕНЕ
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
15 миллионов шиллингов (чуть меньше полутора миллионов долларов), собранные венцами, чтобы во время чемпионата мира иметь возможность представить свой город в лучшем виде перед многочисленными гостями французской столицы, были потрачены впустую. Снаряженный в рекламных целях в Париж речной пароход "Сиси", носящий имя одной из самых известных австрийских императриц, с позором вернулся из плавания. Начатое расследование показало, что практически все запланированные мероприятия были сорваны: выставки на корабле не работали, приглашенные певицы и музыканты из-за плохой организации круиза разбежались, и даже запланированные на палубе для туристов коллективные телепросмотры матчей первенства были отменены, якобы, из-за плохих погодных условий. Экипаж судна объясняет неудавшийся рейс к берегам Сены рядом технических неполадок, однако власти города собираются докопаться до истины и отправить растратчиков казенных денег за решетку. В то время как многие предприниматели получают с помощью ЧМ огромные барыши, говорят отцы города, мы неизвестно по каким причинам терпим на нашем оригинальном футбольном проекте убытки.
А вот телевизионщикам повезло. За одну только секунду рекламного времени в дни чемпионата фирмачи выкладывают электронным средствам массовой информации 10 тысяч шиллингов. Солидные прибыли получила австрийская обувная промышленность. Во время чемпионата она резко увеличила выпуск своей продукции. Местные фабрики планируют изготовить и продать в этом году 320 тысяч пар бутс. Для сравнения: в прошлом сезоне удалось реализовать всего 50 тысяч пар.
В финале ЧМ-98, как отмечают австрийские газеты, встретятся не только команды Бразилии и Франции, но и известные фирмы. Nike выступает против Adidas. Оба гиганта спортивной индустрии захватили почти весь рынок сбыта. 50-летний шеф концерна Adidas Роберт Луи-Дрейфус взял под свое крыло не только сборные Германии, Франции и Аргентины, но и судейский корпус. Да и официальные мячи чемпионата мира изготовлены на предприятиях этой фирмы.
С ним успешно соперничает Фил Найт, вложивший в рекламную кампанию своей Nike на турнире во Франции около 70 миллионов долларов. Помимо обычных телевизионных роликов, которыми уже никого не удивишь, 60-летний Найт построил в центре Парижа свой фирменный парк, нечто вроде Disney World, где посетители могут вкусить все прелести нынешнего найковского производства и познакомиться с экспонатами из будущего.
Большой футбол, нравится это кому-то или нет, оказался втянутым в большой бизнес. На всемирный футбольный праздник ныне работают 12 главных спонсоров, среди них концерны с мировыми именами: Coca-Cola, Canon, McDonald's. Они бросили к ногам организаторов около 30 миллионов долларов, но щедрость мировых флагманов фото- и пищевой отраслей блекнет перед размахом, с которым действуют спортивные промышленники. В годовые бюджеты своих концернов они не скупясь закладывают миллиарды на рекламу. А тот же Найт на собственное 60-летие сделал себе подарок, купив марсельский "Олимпик". Однако, как отмечают экономические обозреватели Австрии, вряд ли даже такому могущественному магнату удастся переманить на свою сторону лучших футболистов планеты. Большая их часть очень консервативна, давно сотрудничает с Adidas и не собирается покидать давнего и испытанного партнера.
Но вот что примечательно. Если в январе акции Nike на франкфуртской бирже стоили 480 шиллингов, то когда во Франции начался чемпионат мира, ценные бумаги концерна, имеющего на попечении сборные Бразилии и Голландии, резко подскочили в цене. Сейчас за них предлагают на 30 процентов больше. В то же время, согласно международным биржевым сводкам, курс бумаг Adidas начинает катастрофически падать. Если в апреле за акцию германской фирмы покупатели выкладывали 780 шиллингов, то в дни финала ЧМ-98 она подешевела на 160 шиллингов. Подобные колебания специалисты связывают с результатами на футбольных полях, ведь в полуфинал попали сразу две команды, опекаемые Nike, и только французы красовались в форме, изготовленной Adidas.