Газета Спорт-Экспресс от 11 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

11 июля 1998

11 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

СУДЬИ ВО ФРАНЦИИ: ПОСВЯЩЕННЫХ МОНАРХОВ СМЕНЯЮТ ДИКТАТОРЫ

18 июня во время матча Франция - Саудовская Аравия мексиканский арбитр Артуро Бризио Картер сделал то, на что решился бы не каждый. Он удалил с поля не просто игрока хозяев - на глазах всей Франции красная карточка была показана ее идолу Зинедину Зидану. Великий Зизу стал первым в истории французом, изгнанным с матча чемпионата мира.

29 июня во время матча Голландия - Югославия Деннис Бергкамп точь-в-точь повторил поступок Зидана, наступив на лежачего соперника. Испанский судья Гарсия Аранда не показал голландцу даже желтой карточки.

Это, возможно, самый яркий, но далеко не единственный пример того, как в одних и тех же ситуациях судьи на чемпионате мира принимали диаметрально противоположные решения. Можно еще вспомнить, как был назначен пенальти в матче Италия - Чили и не назначен в игре Аргентина - Англия. Или как терялись арбитры, когда надо было оценивать пресловутые подкаты сзади: одних за это выгоняли, другим показывали желтую карточку, третьих просто прощали. Руководители ФИФА бодро вещали о том, что "уровень судейства заметно вырос по сравнению с предыдущим чемпионатом", но звучало это неубедительно. Во всяком случае, для чилийцев, у которых украли заслуженную победу над итальянцами, или для камерунцев, которых отправили домой после группового турнира.

Трудно припомнить чемпионат, на котором судья столь часто становился едва ли не главным действующим лицом на поле - причем чаще отрицательным, чем положительным. Но не стоит винить арбитров - скорее они заслуживают сочувствия, ибо вместе с теми, кто страдал от их решений, стали, по сути, заложниками большой политики ФИФА. Новые правила свалились на них как снег на голову накануне чемпионата. Уже во время турнира им приходилось прислушиваться к окончательно выбивавшим их из колеи "ценным указаниям" Зеппа Блаттера и Мишеля Платини. А легко ли выводить на поле великие команды арбитру, всю жизнь пробегавшему со свистком где-нибудь в Океании? Он ведь не виноват, что его прислали на чемпионат мира только потому, что кому-то в ФИФА нужен голос его федерации.

Арбитра никогда не любят. На чемпионате мира он рискует вдвойне: за каждым его жестом наблюдают десятки миллионов глаз. Ошибка может навеки покрыть его позором - так, как чуть было не случилось с американским судьей Бахармастом. Пенальти в ворота бразильцев, лишивший сборную Марокко путевки в 1/8 финала, сделал его врагом всей Африки. И только потом выяснилось, что все были не правы, - все, кроме него. Наверное, Бахармасту больше никогда не захочется судить чемпионат мира...

Борис БОГДАНОВ

Париж - Москва