Газета Спорт-Экспресс от 6 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

6 июля 1998

6 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

"ВНИМАНИЕ, ВЫ В ЗОНЕ, СВОБОДНОЙ ОТ ФУТБОЛА"

Борис ТОСУНЯН

из Мюнхена

Путешествуя по заданию редакции по Центральной Европе и собирая информацию о кипящих там во время чемпионата мира футбольных страстях, я случайно настроил автомобильный приемник на волну какой-то странной радиостанции. "Внимание! - вещал диктор. - Вы вступили в зону, свободную от футбола". Постепенно я понял, что слушаю австрийское радио "О-З", ведущий которого Оливер Байер призывал вступать в недавно организованную им антифутбольную лигу и бойкотировать ЧМ-98.

По его словам, у него, сына разругавшихся из-за чемпионата мира родителей (отец прилип к телевизору, а матери это страшно не нравится) нет больше сил смотреть "ящик", вот уже почти месяц показывающий сплошной футбол. По замыслу Байера, свободная от него зона должна быть свободна и от футбольных хулиганов. Если первый пункт проекта австрийского оригинала вызывает у меня протест, то со вторым я полностью солидарен. Вид бесчинствовавших в Лансе немецких фанатов не мог вызвать ничего, кроме омерзения.

Ныне любители уличных боев вновь отличились. Не успела германская сборная проиграть хорватам, а аналитики разобрать досадное поражение, как пришло сообщение, что разочарованные итогом встречи "горячие парни" устроили в Кельне трепку счастливым поклонникам Шукера и его команды. Думаю, это известие прибавило страданий канцлеру Германии Гельмуту Колю, и без того тяжело переживающему вылет соотечественников из турнира. В крайне подавленном состоянии он сразу после матча дал интервью первой программе немецкого телевидения. Трагедия в Лансе, где граждане его страны изувечили французского полицейского, заставила главу государства пообещать искоренить это зло в ФРГ и сделать так, чтобы преступники ответили по всей строгости закона. "Я не позволю футбольным хулиганам, - сказал он, - втоптать нашу страну в грязь". Депутат парламента Юрген Майер заявил, что подобные люди наносят ущерб престижу страны. Законодатели собираются ужесточить законы, доведя срок пребывания в тюрьме за подобные выходки до пяти лет. Канцлера поддержал министр иностранных дел Клаус Кинкель, призвавший создать банк данных "на этих нехороших людей". Высокопоставленный чиновник, как ни странно, не был в курсе того, что подобная картотека уже существует.

Итак, в Германии объявлен крестовый поход против хулиганствующих молодчиков. Но не закончится ли дело тем же, чем в 1990 году? Тогда в Лейпциге был убит 18-летний берлинский парень Мике Поллей, и полиция клятвенно обещала, что больше не допустит подобного. И не сдержала своего слова. В последний раз битва фанатов разгорелась в прошлом году в Брюле, участие в ней с обеих сторон принимали 80 человек. К счастью, обошлось без жертв.

Когда-то немецкие футбольные хулиганы свято чтили свои неписаные законы: не иметь никакого оружия, не бить лежачего, не трогать прохожих, не употреблять перед дракой алкоголя. В знак протеста против того, что полиция стала присматривать за особо буйными, они стали объединяться в группы, но поначалу вели себя довольно мирно. Однако все это уже в прошлом. Отряды вандалов теперь до зубов вооружены и готовы добить даже оказавшегося на земле полицейского. Большинство имеет мобильные телефоны, использует компьютеры, чтобы через Интернет передавать друг другу пароль: "Встретимся во время битвы во Франции". Криминальная полиция, в чьем ведении находятся хулиганы, делит своих подопечных на две возрастные категории: юноши до 18 лет из малообеспеченных семей и "пожилые" - до 35 лет. Существует градация и по уровню опасности: "А" - буйные, но в меру, "В" - буйные средней степени, "С" - готовые на все. Утверждают, что последние принадлежат к неонацистам, но большинство из почти 7 тысяч зарегистрированных хулиганов все же предпочитают дистанцироваться от фашистов.

Боевики внешне ничем не выделяются, одеты обычно, предпочитают куртки темных расцветок, не носят шарфов фанатов или спортивной формы. Как правило, коротко подстрижены. Они готовы по команде вожака со всех ног бежать в одном направлении, что, как им кажется, должно наводить панику среди окружающих.

Впрочем, подобных парней я видел и в Голландии, где в марте 1997 года 400 болельщиков "Аякса" и "Фейеноорда" устроили форменное побоище. В результате погиб человек, случайно подвернувшийся под руку. Голландцы лютуют не меньше германцев. Один мой знакомый немецкий журналист молил Бога, чтобы его сборная во время чемпионата мира не встретилась с голландской. "Иначе, - объяснил он, - я могу лишиться своей моторной лодки, которая пришвартована у одного из причалов Амстердама. У лодки - германские опознавательные знаки, что может стать для погромщиков чем-то вроде красной тряпки.

Футбол любят во всем мире. Кто-то - страстно, кто-то - более рассудочно, а кто-то - круша все на своем пути. Но, как известно, от любви до ненависти - лишь шаг. Оливер Байер, похоже, его уже сделал. И если крестовый поход против футбольных хулиганов так и не состоится, у антифутбольной лиги будут все шансы стать реальностью.