Газета Спорт-Экспресс от 6 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

6 июля 1998

6 июля 1998 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

СУДЬИ

Для судейского корпуса седьмой чемпионат России начинался не очень удачно. Из восьми матчей первого тура в шести арбитры допустили серьезные ошибки, в том числе и повлиявшие на результат некоторых встреч. Лишь Александр Лапин и Андрей Бутенко отработали без ошибок, но Лапин оступился уже во втором туре, засчитав гол в ворота ЦСКА, который питерец Герасимец забил с нарушением правил.

Казалось, что главной темой нового сезона будет неквалифицированное судейство. Но постепенно ситуация выправилась, арбитры, не имевшие возможности, как в прошлые годы, проводить централизованные сборы, приобрели уверенность, перестали быть объектом пристального внимания со стороны команд и прессы. А лучший, по мнению ФИФА, российский арбитр Николай Левников отправился во Францию с тем, чтобы мы могли сравнить уровень нашего судейства с мировым. Да и многие другие решения наших арбитров теперь будут рассматриваться сквозь призму судейства на ЧМ-98.

К сожалению, представитель России судил во Франции всего один матч. После игры Бразилия - Марокко Левников подвергся резкой критике со стороны нового президента ФИФА Йозефа Блаттера и от судейства был отстранен. Это тем более обидно, что встречались разные по классу соперники, и матч получался несложным. А наказали Левникова за то, что он не показал желтую карточку марокканцу Шибе, который умышленно грубо сыграл против Роналдо.

Для российских судей этот эпизод весьма показателен. Не столько в связи с повсеместным либерализмом наших арбитров, сколько с точки зрения оценки их действий и наказания за ошибки.

Чиновники ФИФА и УЕФА в данном случае рассуждают очень просто. Судья имеет право на ошибку, может назначить или не назначить пенальти, засчитать или не засчитать гол. Но если арбитр за грубое нарушение не показывает футболисту желтую или красную карточку, закрывает глаза на симуляцию или умышленный удар, то его наказывают, потому что он сам сознательно нарушил правила.

В России практика оценки судейства совершенно иная. Арбитр может вытворять на поле "чудеса" и в конце концов получить хорошую оценку. Дисквалификация же следует только после ошибки, повлиявшей на исход поединка. Например, в матче "Зенит" - "Ростсельмаш" (3:0) второй - по сути, переломный - гол был забит Горшковым рукой. Но засчитавший взятие ворот Юрий Тихомиров отделался лишь легким испугом, потому как по нашим законам на результат ошибка не повлияла. Вот если бы "Зенит" победил со счетом 2:1, тогда Тихомиров получил бы месячную дисквалификацию, а так питерцы, забившие третий гол, своего "помощника" спасли.

Чемпионат мира лишний раз подтвердил, что квалификация зарубежных судей, пожалуй, ничуть не выше, чем у наших. Но французские баталии ясно показали и главный недостаток наших арбитров. На ЧМ-98 каждый судья всем своим видом демонстрирует чувство собственного достоинства и уверенность в принятых решениях. Невозможно даже представить, чтобы кто-то из арбитров удирал от игроков, как это делал Николай Фролов во время матча "Торпедо" - "Черноморец". Во Франции судья чувствует себя на поле хозяином. Б России же арбитр перед тем, как дать свисток или вынуть карточку, в первую очередь думает о возможных последствиях.

Первый круг внес новый штрих во взаимоотношения судей и тренеров. Едва ли не каждый наставник теперь начинает пресс-конференцию словами: "Я никогда не комментирую действия судей, но сегодня...". Таких "сегодня" у некоторых за круг набралось довольно много. И ведь частенько на мнимые ошибки арбитра тренеры пытаются списать собственные неудачи. Так было, скажем, после матчей "Зенит" - "Балтика", "Алания" - "Шинник". Представить подобные демарши официальных лиц в адрес судейского корпуса во Франции просто невозможно. Очень показательным в этом плане выглядит удаление Дэвида Бекхэма в поединке Аргентина - Англия. Удали в подобной ситуации игрока любой российский арбитр, скандал разгорелся бы нешуточный. Решившегося на такой шаг судью обвинили бы во всех смертных грехах. В Англии же факт удаления приняли как должное и всем миром набросились на Бекхэма, который допустил отмашку.

Эдуард НИСЕНБОЙМ