Газета Спорт-Экспресс от 4 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧМ-98 |
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕЛЕКОММЕНТАТОРА |
ТАЙНЫ И ТАЙМЫ ОРТ: РОМАН В ДЕВЯТИ ГЛАВАХ
Борис БОГДАНОВ
из Парижа
Этим летом "Париж" и "футбол" стали синонимами. Но чемпионат мира - пусть велик, однако преходящ, а Париж - вечен. Для кого-то Франция - "Парк де Пренс", Зидан и репортаж о битве Аргентина - Англия, а для кого-то - Лувр, Д'Артаньян и "Фанфан-Тюльпан". Противоречия нет - наоборот, и то, и другое могут чудно уживаться и дополнять друг друга. Те, кто, помимо телетрансляций футбольных матчей, по вечерам смотрит на канале ОРТ передачу, с истинно французским изяществом озаглавленную "Парижские таймы", в этом давно убедились.
26 минут два раза в неделю (исключением будет заключительный выпуск, который выйдет в эфир перед финальным матчем и будет посвящен теме "Футбол прощается с XX веком" - под него в эфире выделено 34 минуты) - это по телевизионным меркам немало, чтобы рассказать и о том, что происходит на чемпионате, и о том, что делается за пределами стадионов. Но для этого приходится и побегать, и поездить: книжный магазин, музей эротического искусства, Елисейские поля, футбольный аукцион - таймов всего девять, а вокруг столько интересного, о чем хочется рассказать...
- Не проще ли было пойти по традиционному пути: повтор голов, выжимка из матчей, чисто футбольный комментарий - и передача готова? - вопрос к главному хранителю "парижских таймов" Виктору ГУСЕВУ.
- Первой мыслью было именно это. Так мы в основном и работали, когда освещали другие крупные спортивные события. Но потом захотелось сделать что-то более интересное: все-таки чемпионат мира проходит не где-нибудь, а во Франции. Так родилась концепция передачи, которую мы хотели построить, как роман из девяти глав или как многосерийный фильм. Оттолкнуться решили от французской литературы - отсюда и название программы, и рубрики - "Отверженные", "Триумфальная арка", "20 лет спустя".
-А те, кто хочет видеть на экране побольше футбола, не в обиде?
- Надеюсь, нет: ведь мы стараемся, чтобы передача была интересна и болельщику, и тому, чьи интересы лежат несколько в стороне от футбола. Например, с самого начала было решено: в любом случае мы обязаны показывать все голы, о чем просили многие зрители. Ведь немало людей записывает наши выпуски, чтобы потом иметь в домашней видеотеке полную коллекцию голов чемпионата.
-Вы непрерывно перемещаетесь с камерой и по Парижу, и по Франции. Дорога зачастую сопряжена с приключениями. У вас они бывали?
- Больше всего запомнилась поездка в Ланс, куда мы прибыли перед матчем Англия - Колумбия. Выезжаем на центральную площадь и видим: с одной стороны шеренга французских полицейских, с другой - толпа довольно мрачных английских фанатов. Первая реакция - опускаем стекло и начинаем снимать. И тут же к машине бросаются несколько англичан, хватаются за камеру и пытаются ее отобрать. К счастью, оператор Игорь Чульпенев вцепился в аппарат мертвой хваткой, а режиссер Евгений Иванов, исполнявший по совместительству роль водителя, вовремя "дал по газам". Правда, две пустые бутылки и одна полная в окно все же влетели. Слава Богу, ни в кого не попали, но пивом нас всех обдало с ног до головы.
-Прямо-таки репортаж из "горячей точки". А насколько ваши старания находят отклик у зрителей?
- Судя по тому, что нам сообщают из Останкино, народ передачу смотрит. И если вначале она шла в эфир поздно вечером, то потом ее передвинули на более раннее время.
Время - больной вопрос для российских тележурналистов, ведущих репортажи из Франции. Нареканий у зрителей немало - и в связи с поздними трансляциями, и в связи с тем, что некоторые матчи идут в записи, и в связи с тем, что передачи из Франции разных каналов нередко накладываются друг на друга.
- Упреки, в общем-то, справедливы, - признает руководитель бригады ОРТ, продюсер спортивных программ Николаи Малышев. - Наше телевидение - уже не единая организация, где все регламентировалось "сверху". Каналы исходят из своих интересов, и по идее перед чемпионатом надо было договориться между собой и согласовать программы. Этого сделано не было. А что касается времени показа, то мне как спортивному продюсеру, конечно, хотелось бы, чтобы матчи шли в нормальные часы и напрямую. Но предпочтение при составлении сетки отдается тем передачам, которые имеют больший рейтинг.
-Неужели во время чемпионата мира это не футбол?
- Представьте себе, это все равно художественные фильмы. Даже старые. Покажите какого-нибудь "Максима Перепелицу" - и все будут смотреть.
-Даже если в это время играют Англия с Аргентиной?!
- Как ни странно, да. Правда, в ведущих, если так можно выразиться, "теледержавах" подход иной. Там считают, что на этот месяц можно чем-то поступиться ради футбола. Тем более что, как объяснили мне немецкие коллеги, сиюминутные потери с лихвой окупаются в дальнейшем: прямые трансляции с чемпионата мира престижны для телекомпании, они поднимают ее рейтинг и в долгосрочном плане приносят новую рекламу и большие деньги. Но в России, как известно, свои проблемы и свои подходы...