Газета Спорт-Экспресс от 17 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ХОККЕЙ |
НХЛ |
Сергей ГОНЧАР
ДЖЕНТЛЬМЕНСТВО В ПЛЕЙ-ОФФ - ИЗЛИШНЯЯ РОСКОШЬ
Без Сергея Гончара сегодня просто невозможно представить защиту "Вашингтона": в первых трех матчах финала российский легионер провел на льду около 80 минут чистого времени - больше, чем кто-либо другой из хоккеистов его клуба. А ведь еще несколько месяцев назад наставник "Вашингтона" не видел для Гончара места в своей команде.
Игорь ЛАРИН |
из Вашингтона |
УВЕРЕН, ЧТО ЗАБАСТОВКА - СТРАТЕГИЧЕСКИ ВЕРНЫЙ ХОД
-Сергей, вернемся на полгода назад, когда вы из-за конфликта с руководством "Вашингтона" были вынуждены играть в "Ладе". Как сегодня расцениваете свое решение объявить забастовку?
- Как стратегически верное. Прежде всего потому, что мы с агентом сумели выдержать прессинг со стороны руководителей клуба и вели с ними переговоры на равных. Да и подписав контракт с "Вашингтоном" лишь в октябре, мы добились более выгодных финансовых условий.
-Тем не менее, прибыв в команду, вы едва не оказались в числе запасных.
- Да. Как известно, в нынешнем сезоне "Кэпиталз" возглавил тренер сборной США Рон Уилсон, который сформировал костяк команды в ходе тренировочного лагеря. И когда в начале регулярного сезона я прибыл в расположение "Кэпиталз", Уилсон всем своим видом давал мне понять, что основной состав команды уже определен и новые люди ему в общем-то не нужны. Так я оказался на скамейке для запасных.
-Несмотря на то, что в прошлом сезоне при бывшем тренере Шонфельде вы были основным защитником "Кэпиталз"?
- Шонфельд действительно давал мне играть вволю, и, когда Уилсон посадил меня на лавку, я, честно говоря, растерялся и не знал, что делать.
ХАЛЛ, ГРЭЙВЗ И МОГИЛЬНЫЙ НАШ КЛУБ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ
-Поговаривали, что осенью и зимой вы несколько раз просили обменять вас в другой клуб.
- Разговоры о моем обмене были и 2 года назад при Шонфельде, когда у меня не было большого желания защищать цвета "Вашингтона", игравшего в неинтересный оборонительный хоккей. Мы с агентом предприняли несколько попыток найти новый клуб и выгодный для "Кэпиталз" вариант трейда.
-Но при новом тренере руководство "Кэпиталз" начало продавать вас чуть ли не публично. Так, по информации многих газет, зимой менеджеры "Вашингтона" вели переговоры о вашем обмене с "Сент-Луисом", "Рейнджерс" и "Ванкувером".
- Да, я слышал, что эти команды готовы были отдать за меня "Вашингтону" Бретта Халла, Адама Грэйвза и Александра Могильного. Но все эти разговоры так и остались разговорами.
ВЕРНУТЬ МЕСТО В ОСНОВНОМ СОСТАВЕ МНЕ ПОМОГЛИ ОЛИМПИАДА И ГАШЕК
-А когда у вас с Уилсоном начал налаживаться контакт?
- Прежде всего нужно отметить, что в нынешнем сезоне команда стартовала просто отлично, долгое время занимая место в тройке лучших. Естественно, в такой ситуации Уилсон от добра добра не искал, целиком и полностью полагаясь на тех хоккеистов, которые работали с ним в тренировочном лагере. Однако зимой мы начали валиться, и постепенно мое игровое время увеличилось с 5 - 8 минут до 15.
-Затем была Олимпиада, на которой входившая в число фаворитов сборная США, руководимая тренером вашего клуба, не оправдала щедро выданных ей авансов.
- Наш тренер очень тяжело переживал поражение сборной. Он постоянно повторял, что, играй американцы с командой Чехии серию из 7 матчей, победа стопроцентно была бы на их стороне. А еще Уилсон восторгался Гашеком: это, мол, такой вратарь, который в одной встрече может принести своей команде победу над абсолютно любым противником. По-моему, после Олимпиады наш тренер с еще большим уважением стал относиться к хоккеистам из Европы.
УИЛСОН - ШУТНИК, А НЕ ПСИХОЛОГ
-Провал на Олимпиаде как-то изменил тренерские воззрения Уилсона?
- Нет, потому что никаких революционных новинок в Нагано он не увидел.
-А вам Олимпиада пошла на пользу?
- Конечно! Несмотря на физические нагрузки и акклиматизацию, я вернулся из Нагано с очень хорошим настроением. Это сразу же отразилось на моей игре, и тренер наконец-то в меня поверил. Ближе к весне я закрепился в четверке ведущих защитников команды и проводил на льду по 20 минут чистого времени.
-Итак, ваши отношения с тренером наладились, а "Вашингтон" к началу плей-офф превратился из многолетнего аутсайдера в одного из фаворитов.
- Весной мы заиграли очень мощно, чему способствовало и приобретение ветеранов Брайана Беллоуза и Эсы Тикканена. Считаю, что "Вашингтон" стал боеспособным клубом во многом благодаря таланту нашего тренера. Ничем оригинальным тренировки Уилсона не отличаются, однако он прекрасно чувствует настроение каждого хоккеиста и всей команды в целом.
-Журналисты называют Уилсона лучшим психологом в НХЛ.
- Не знаю, как насчет психологии, но шутить он умеет блестяще. Ни одна тренировка у нас без его приколов не обходится. Недавно, например, Уилсон сообщил всем, что запасной форвард-новичок Ян Булис сегодня будет выполнять обязанности массажиста. И вот после матча в гости к ничего не подозревавшему Булису завалилась вся команда во главе с нашими индейцами-гренадерами Саймоном и Беруби. И Яну ничего не оставалось, как сделать всем массаж.
ТИККАНЕНА НАДО СРАЗУ СТАВИТЬ НА МЕСТО
-Говорят, недавно на день рождения Уилсона ветеран Тикканен преподнес тренеру оригинальный подарок, влепив ему в лицо торт.
- И Тикканен, и Уилсон - люди веселые. Причем в отношениях с тренерами финн может многое себе позволить: как-никак он 5 раз выходил в финал Кубка Стэнли и неизменно его завоевывал!
-Это правда, что у Тикканена очень сложный характер и лучше с ним не конфликтовать?
- Отвечу так: он справедливо считает себя сверхопытным хоккеистом, который имеет моральное право чему-то учить своих одноклубников. И многим даже нравится, что перед игрой Тикканен на них покрикивает. Они считают, что таким образом финн передает им свой опыт и настраивает их на матч. Мы же с Андреем Николишиным сразу сказали Тикканену, что в подобных его услугах не нуждаемся.
ЗА ОДНУ НЕДЕЛЮ МНЕ ВЫБИЛИ ЗУБЫ, УГОДИЛИ ШАЙБОЙ В ЛОБ
И РАЗРЕЗАЛИ КОНЬКОМ ЛИЦО
-Вернемся к концовке регулярного чемпионата, который вы были вынуждены завершать в специальной полумаске. Что с вами тогда произошло?
- Весной одна неделя выдалась у меня совершенно ненормальной. Судите сами. В понедельник в матче с "Каролиной" Кевин Динин бьет меня клюшкой по челюсти так, что я лишаюсь нескольких нижних зубов. Мне сделали операцию, вставив в десну защитную проволоку и порекомендовав играть в маске. И вот через несколько дней во встрече с "Ванкувером" я, сидя на скамейке запасных, решил попить водички и снял эту маску. В это мгновение брошенная кем-то шайба рикошетом угодила мне прямо в лоб. Прямо на скамейке мне зашили рану, я вышел на лед - и тут же, падая, меня задел коньком по лицу Павел Буре!
ЗАЩИТНАЯ МАСКА ОКАЗАЛАСЬ СЧАСТЛИВОЙ
-Получается, что маска стала для вас счастливой - ведь в ней вы стали лучшим защитником-снайпером плей-офф-98.
- Да, игра у меня пошла с первой же серии против "Бостона", когда удалось забить несколько важных голов, хотя эта серия получилась для нас крайне трудной. "Брюинз" физически очень мощная команда, которая нам практически ни в чем не уступала. Лишь благодаря удаче в овертаймах нам удалось пройти ее.
-Следующая серия - с "Оттавой" - была полегче?
- Намного. Все-таки "Оттава" - почти чисто европейский клуб, в котором на высоком уровне играют лишь две пятерки и который можно сломить прежде всего физически. К тому же Тикканену удалось нейтрализовать лидера "Сенаторов" Яшина.
-На третьем этапе вы сражались с "Баффало". Как прокомментируете эту серию?
- Она стала триумфом нашего тренера Уилсона, который нашел способ одолеть Гашека. С самого начала наши мощные форварды постоянно оказывали на него давление, и в одном-двух матчах излишне нервничавший Доминик сыграл не на своем фантастическом уровне.
САМЫМ СЛОЖНЫМ БЫЛО СПРАВИТЬСЯ С ГАШЕКОМ
-Не кажется ли вам, что в этой серии ваши форварды Саймон, Беруби и Хантер действовали не по-джентльменски, постоянно задевая Гашека?
- Может быть. Но в НХЛовском плей-офф джентльменство - излишняя роскошь. Впрочем, мне кажется, у Доминика сдали нервы еще и потому, что он отыграл, по сути, от звонка до звонка все 82 встречи регулярного чемпионата. И тем не менее последние два матча с нами Гашек провел превосходно.
-А почему в серии с "Баффало" вы перестали забивать?
- Атаковать было очень трудно: "Клинки" внимательно изучили мою игру и перекрыли все тропы, по которым я обычно пробираюсь к воротам соперника.
-Какая серия плей-офф-98, если не считать финальной, оказалась для вас и команды наиболее сложной?
- С командой Гашека.
В "ДЕТРОЙТЕ" САМЫЙ НЕУДОБНЫЙ - КОЗЛОВ
-Итак, впервые в своей истории "Вашингтон" вышел в финал плей-офф. Рассчитывали ли вы победить "Детройт"?
- Рассчитывали и продолжаем рассчитывать, хотя сейчас в нас уже почти никто не верит.
-Да ведь счет-то - 0-3. Похоже, шансов у вас не осталось.
- Обратите внимание: во всех трех случаях соперник побеждал нас с перевесом в одну шайбу. О чем это говорит? Прежде всего о том, что силы равны. Поэтому я бы не спешил с выводами.
-Как, по-вашему, нужно играть с "Ред Уингз" в четвертом матче?
- Пока "Детройт" нас побеждает за счет того, что действует на опережение, оказывая на нас давление по всей площадке. Поэтому нам нужно постараться перевести игру в зону "Ред Уингз" и заставить его защищаться. Думаю, это вполне реально.
-Против кого из форвардов "Детройта" вам сложнее всего играть?
- Пожалуй, против Козлова. Если Федоров, Айзерман и Ларионов все время на виду и постоянно контролируют шайбу, то хитрый Козлов, находясь в тени, может преподнести сюрприз в любой момент. За ним нужен глаз да глаз.
-И все же, несмотря на ваш оптимизм, сегодня ни один болельщик не рискнет поставить на общую победу "Вашингтона" даже цента.
- Лично я продолжаю верить в свою команду. Ведь не может же выиграть Кубок Стэнли клуб, ворота которого защищает самый нестабильный голкипер НХЛ.