Газета Спорт-Экспресс от 30 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

30 мая 1998

30 мая 1998 | Теннис

ТЕННИС

ROLAND GARROS

ЧЕМПИОН-96 КАФЕЛЬНИКОВ - ЕЩЕ ОДНА ЖЕРТВА ПАРИЖСКОЙ ЭПИДЕМИИ, КОСЯЩЕЙ ФАВОРИТОВ

Елена Лиховцева в третьем круге встретится со второй ракеткой мира Линдсэй Дэвенпорт.Обыграв обидчика Медведева Андреа Гауденци, Саргис Саргсян выходит на Рамона Дельгадо - сокрушителя Сампраса.Печальная сенсация среды: Евгений Кафельников, имея превосходные шансы на победу, терпит поражение на Центральном корте от Томаса Энквиста и выбывает из турнира вслед за Питом Сампрасом и Петром Кордой.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

"РУССКАЯ БАЛЕРИНА" НЕ ПРОЧЬ ГАСТРОЛИРОВАТЬ ПОЧАЩЕ

Французы издавна пользуются репутацией больших ценителей женской красоты. Поэтому Анна Курникова вызывает восторженные эмоции и у болельщиков, не жалеющих фотопленку на россиянку, когда та проходит по территории стадиона "Ролан Гаррос", и у журналистов, которые пишут о ней поэтические строки вроде "русская балерина с лицом цвета персика и фигурой богини". Сама же Анна считает, что ей надо научиться тщательнее сосредоточиваться на теннисе и быть на корте более терпеливой. Именно в этом она видит путь к совершенствованию своей игры.

О своем матче с Катариной Студениковой из Словакии Курникова сказала следующее:

- Мне кажется, в первом сете я играла очень хорошо, соперница же делала многовато ошибок. Во второй партии она приспособилась к моей игре, а я, наверное, слишком спешила. Но даже проигрывая 4:5, я не теряла уверенности.

-Думали ли вы, скажем, год назад, что сможете выступать на столь высоком уровне?

- Я всю жизнь занимаюсь теннисом и всегда хотела делать это хорошо. Прошлый год выдался для меня сложным, потому что из-за возрастных ограничений я выступала в турнирах не так часто, как могла бы. Думаю, что сезон получился бы более успешным, если бы я играла больше. Эти ограничения, впрочем, действуют по сей день, но для меня они будут сняты через две недели (7 июня Анне исполняется 17 лет. - А.П.). Я рада, что наконец смогу играть так часто, как хочется.

-Тем не менее в прошлом году вы дошли до полуфинала Уимблдона. В какой степени вам помог этот опыт?

- Играть на Уимблдоне было трудно, но участие в полуфинале такого турнира придает уверенность. Я поняла, что способна провести на хорошем уровне не один, а несколько матчей подряд - и доказала это на последнем "Липтоне".

В ходе пресс-конференции кто-то попросил Курникову прокомментировать тот факт, что журналисты уделили ей значительно больше внимания, чем Аранте Санчес-Викарио. В ответ россиянка заметила, что это не ее вина. Тогда последовали настойчивые расспросы по поводу того, как Анна относится к популярности.

- В популярности есть и положительные, и отрицательные моменты.

-Что вы думаете об игре Марата Сафина?

- Он всегда сильно играл. Я знаю его, кажется, лет с пяти, поскольку в Москве мы занимались в одном клубе. Мы почти ровесники. Подростками вместе ездили в первый раз в Америку. Я много раз играла с ним на тренировках. Знаю, что теперь он тренируется в Испании. Вероятно, это благотворно сказалось на его игре, потому что в России слишком трудные условия для подготовки.

ПОКА ПОБЕЖДАЕТ И ДРУГАЯ АННА ИЗ БЫВШЕГО СССР

Об этих условиях, правда, в Белоруссии, довелось услышать и в беседе с тезкой Курниковой - Смашновой, родившейся в Минске, а ныне являющейся гражданкой Израиля и жительницей Герцлии. Скоро ей исполнится 22 года.

- В Израиле больше возможностей для занятий теннисом, - без обиняков сказала бывшая соотечественница. - Нет проблем ни с инвентарем, ни с кортами. Тренируйся сколько захочешь. И намного легче ездить на соревнования.

-Вы имеете в виду вопросы, связанные с получением виз?

- И это тоже. Впрочем, я уехала из СССР восемь лет назад, и каково там положение сейчас, не знаю. Но в Израиле меня все устраивает. Даже погода.

-Там же жарко и сухо.

- По мне лучше жара, чем холод. Зимой в Минске приходилось тренироваться только в зале. Один корт на 10 человек.

Мы беседовали после того, как Смашнова одолела швейцарскую теннисистку Гальярди. Причем, проиграв первый сет - 5:7, она затем просто разгромила соперницу - 6:0, 6:1.

- Встречу я начала какой-то зажатой, - сказала Смашнова. - Мешало слишком большое желание победить. Потом успокоилась и поймала свою игру. Я во второй раз подряд побеждаю эту теннисистку. Недавно мы с ней встречались на турнире Lipton.

-И с Ларисой Нейланд из Латвии, обыгранной вами в первом круге, наверное, хорошо знакомы?

- Как раз нет. Не помню, чтобы я играла с ней когда-нибудь прежде. Все-таки у нас приличная разница в возрасте.

-Общаетесь вне корта с теннисистками из бывшего СССР?

- Конечно. У меня нет среди них близких подруг, но при встрече беседую со Зверевой, Барабанщиковой, Лиховцевой, Макаровой.

-В Белоруссии после отъезда бывать не приходилось?

- Ни разу. Посмотреть на происшедшие там перемены было бы интересно, да свободного времени нет.

-Тяжело, видимо, девушке все время бежать теннисный марафон?

- Ничего не поделаешь. Это моя профессия. Если любишь свою работу, то жаловаться не приходится.

-Вы приехали в Париж одна?

- Да. Но иногда меня сопровождают на турниры отец или тренер.

-Какую задачу вы ставите перед собой на "Ролан Гаррос"?

- Я готовлюсь к каждому следующему матчу. А дальше видно будет.

-Но мечта-то у вас есть?

- Конечно. Выиграть этот турнир.

-А кого считаете его фаворитом?

- Хингис. Она играет просто великолепно.

-О Курниковой что думаете?

- Как человека я ее совсем не знаю. И на корте с ней не встречалась. Правда, немного видела ее игру. Безусловно, Курникова выросла в очень сильную теннисистку.

КАФЕЛЬНИКОВ ОСТУПИЛСЯ ПОЧТИ В НАЧАЛЕ ЛЮБИМОГО ТУРНИРА

Перед началом этого Открытого чемпионата Франции Евгений Кафельников, его победитель в 1996 году, был настроен решительно. Первый россиянин, которому удалось выиграть турнир "Большого шлема", в частности, сказал в пространном интервью французскому журналу Tennis:

- Я чувствую в себе силы выиграть любой турнир "Большого шлема". К "Ролан Гаррос" же у меня особое отношение. Полуфиналист в 1995 году, победитель в 1996-м, четвертьфиналист в 1997-м - грешно жаловаться. Моя цель - во второй раз завоевать в Париже чемпионский титул.

-Стремитесь ли вы стать в 1998 году первой ракеткой мира?

- Да, я хотел бы этого, но только на неделю. Потому что, достигнув этой цели, трудно потом, наверное, стремиться к чему-то еще. И это меня немного пугает.

Шесть недель назад в Барселоне россиянин высказался в том же духе в интервью l'Equipe:

- Я доказал, что способен выигрывать, а потому знаю, что требуется для победы. Правда, это не совсем относится к Открытому чемпионату США, но что касается "Ролан Гаррос", то мне известно, что надо там делать день за днем, "Ролан Гаррос" в последние три года приносил мне только удовлетворение, если не считать поражения от Куэртена в четвертьфинале прошлого года. Ему я ни в коем случае не должен был проигрывать - все-таки вел по сетам 2:1. Убежден, что в том турнире я должен был побеждать всех. Поэтому считаю себя теперь фаворитом.

И вот - досадное поражение от Томаса Энквиста после выигрыша первой партии.

- У меня нет объяснений происшедшему, - сказал после матча Кафельников. - Я позволил Энквисту изменить ход матча, хотя должен был брать второй сет. Но меня это не удивляет - у меня не было уверенности в себе. В этом сезоне на грунте я не победил ни одного теннисиста высокого класса. Проиграл Берасатеги, Мойе, Мелигени, Мустеру, Крайчеку. Надо было выиграть хотя бы один из этих матчей. Не знаю, как объяснить эту эпидемию, но здесь проигрывают многие ведущие игроки.

Энквист в свою очередь признался, что в детстве, наблюдая за телетрансляциями с "Ролан Гаррос", мечтал выйти на его Центральный корт.

- В этом сезоне я успешно играю на грунтовых площадках, а потому верил, что могу неплохо выступить во Франции, - отметил швед. - Возможно, мне немного повезло, когда, проигрывая 3:5 во втором сете, сумел сравнять счет. Но я поймал свою игру еще в начале этой партии.

ПЬЕРС - ЧУЖАЯ СРЕДИ СВОИХ

Разочарование поджидало парижскую публику по окончании встречи Мари Пьерс и испанки Серны, которая показала себя отнюдь не кроткой и безобидной. Лучшая из французских теннисисток проиграла в двух партиях и покинула турнир под свист публики. Так было и два года назад, когда соотечественники выразили подобным образом недовольство ее проигрышем немке Барбаре Риттнер. Тогда Пьерс страшно обиделась, а теперь ее пресс-конференция прошла относительно спокойно.

- Это не в первый раз и не в последний, я уже привыкла, - смиренно заметила теннисистка. - В Париже меня поддерживают меньше, чем где бы то ни было. Если я выигрываю, то я француженка, если проигрываю - американка (вообще-то Пьерс переехала во Францию из Канады. - А.П.). Так продолжается уже 10 лет. Я не придаю этому никакого значения, потому что ничего поделать не могу.

Пьерс вела в первом сете 5:1, однако в ее игре произошел необъяснимый провал, и она уступила 5:7. Журналисты принялись докапываться до причин такой метаморфозы. И выяснили, что во время матча Пьерс испытывала боли в спине, которые мешали ей и во время апрельского турнира в Хилтон Хед, из которого Мари вылетела уже в первом круге.

А вот тренер француженки Крэйг Уайлди выразил недоумение по поводу того, что его подопечная так резко сбавила по ходу игры. "Она много тренировалась и в зале, и на корте", - сказал он. Пьерс, однако, считает, что травмы не позволили ей подготовиться к "Ролан-Гаррос" так, как надлежало бы.

Кстати, 19-летняя Серна выразила сочувствие своей более опытной сопернице.

- Публика поступила по отношению к ней просто жестоко, - заявила испанка. - Когда в первом сете счет стал 5:4, Пьерс стала сильно нервничать и допускать все больше и больше ошибок. Я же, напротив, улучшала свою игру.

-Отношение публики к Пьерс вас удивило?

- Во время матча особо не обращаешь внимания на реакцию зрителей. И все же в конце второй партии я задалась вопросом: "Что же происходит? Мы играем в Париже, Пьерс - француженка, а публика настроена против нее!" Такое отношение к себе в своей стране должно быть очень неприятно.

-Почему вас зовут Маху?

- По паспорту я Мария-Луиса, но родилась на Канарских островах, а там часто используют это сокращение.

-Оказали ли на вас, как на теннисистку, влияние такие знаменитости, как Аранта Санчес и Кончите Мартинес?

- Они были для меня маяком, указывающим путь, по которому надо идти.