Газета Спорт-Экспресс от 30 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЭДУ
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ ХОРОШО УКРОЩАТЬ МЯЧ, ТО ЕГО УМЕНИЕ НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ
На 15-й минуте матча ветеранов Тольятти и Бразилии в правом углу штрафной мяч получил невысокий пожилой человек. И сотворил чудо! Один финт, другой и два тольяттинских защитника остались не удел, а форвард гостей, дойдя почти до лицевой линии, убедил вратаря, что будет делать прострел, а сам каким-то неуловимым движением катнул мяч аккурат в ближний уголок. Зрители взорвались аплодисментами. Адресованы они были чемпиону мира 1970 года и 3-кратному участнику мировых первенств бразильцу Эду.
-Как думаете, за минувшие годы вы растеряли какие-то свои игровые качества или все осталось при вас?
- Может, чуть медленнее стал. А так поле вижу по-прежнему, да и на технику не жалуюсь.
-Наверняка у вас в жизни случалось такое, что подолгу не выходили на поле. Когда возвращались, не было ощущения, что мяч хуже вас слушается?
- Нет, ни разу. А почему вообще такое ощущение должно появиться? Вот, скажем, человек или умеет ездить на велосипеде, или не умеет. То же самое и с футболом.
-А, например, по заказу в перекладину с линии штрафной сколько раз без промаха попасть сможете?
- Точную цифру называть не буду, но скажу, что много. Мы на тренировке иногда балуемся и устраиваем такое соревнование. Кстати, ваш вопрос напомнил мне одну историю, приключившуюся на чемпионате мира-74 в Германии. Там организаторы придумали такой конкурс. Сделали фанерный круг (Эду развел руки в стороны) и установили его вот на таком расстоянии (бразилец показал на противоположную сторону улицы, а надо сказать, что магистрали в новом Тольятти широченные). За попадание в центр мишени начисляли 50 очков, за небольшую ошибку 30 и так далее. При этом еще учитывали и скорость полета мяча. Так вот, в том турнире я оказался победителем. Думаю, что мог бы не без успеха поучаствовать в чем-то подобном и сейчас.
-А часто вы выходите на футбольное поле?
- Наша ветеранская команда, когда мы в Бразилии, тренируется по два раза в неделю. Довольно много ездим по миру, играем товарищеские матчи. Ну и в школе я нередко выхожу на поле.
-Что за школа?
- У меня их, собственно, две. Так сложилось, что своих детей у меня нет, и этих 400 мальчишек, которые учатся футболу под моим руководством, можно считать моими сыновьями.
-Обучение платное?
- Да, но недорогое. Родители платят около 10 долларов в месяц.
-С ребятами только вы занимаетесь?
- Нет, я нанял нескольких тренеров. Но, конечно, директорской работой не ограничиваюсь.
-Наверное, вы до сих пор настолько популярны в Сан-Паулу, что нет отбоя от желающих стать вашим учеником?
- На отсутствие популярности мне действительно жаловаться грех.
-А это правда, что многие известные в прошлом бразильские футболисты используют свою славу в политических целях?
- Да, это так. Вот, например, Эдер. Сейчас он - кандидат в депутаты парламента, и я не сомневаюсь, что на выборах ему будет сопутствовать удача.
-В нашей стране женская часть электората вряд ли отдала бы свои голоса бывшему футболисту. А как голосуют бразильянки?
- Они, конечно, не настолько влюблены в футбол, как мужчины, но славное спортивное прошлое претендента против него не сыграет.
-А чем занимаются сейчас ваши партнеры по ветеранской команде?
- Так или иначе все они связаны с футболом. Сержиньо, например, - владелец фабрики мягкой игрушки, но все игрушки у него - футбольные. Кроме того он тренирует вратарей местной команды. Марко Антонио работает импресарио, подыскивает молодым талантам новые клубы. Кто-то тренирует, кто-то работает на телевидении. Мне, например, тоже иногда доводится вести репортажи.
-Во Францию, наверное, поедете?
- Собираюсь.
-В качестве телекомментатора?
- Нет. По просьбе фирмы "Кока-Кола" я буду опекать детскую футбольную сборную Бразилии, которая во Франции будет играть со своими сверстниками.
-Каков ваш прогноз на результаты взрослого чемпионата?
- И вы меня об этом еще спрашиваете?!
Арнольд ЭПШТЕЙН |
Тольятти |