Газета Спорт-Экспресс от 25 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
Елена ШУШУНОВА
Я НЕ ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА
Внешне она почти не изменилась. Вот только работа у нее теперь совсем другая. Двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова - член директората питерского чемпионата Европы-98.
Никита КИМ |
из Санкт-Петербурга |
- Времени у нас немного, - предупредила она, закуривая уже неизвестно какую по счету сигарету за день. - Две последние недели верчусь в "Петербургском" как белка в колесе. А сколько работы еще не сделано! Подумаешь - страшно становится.
Елена одета в модный костюм. Единственная деталь ее туалета, не соответствующая облику члена оргкомитета чемпионата Европы, - это обувь. Вернее, ее отсутствие. По помещению директората Шушунова стремительно перемещается в носках.
- Туфли снять пришлось, - перехватывает она мой взгляд. - Видели бы вы ступни моих ног - сплошной синяк.
-Вы настоящая businesswoman - ни секунды свободного времени!
- Бросьте! Я деньги считать еще толком не научилась, да, наверное, никогда и не научусь, а вы говорите деловая женщина. Организовать что-то я еще могу, но бизнесмен из меня никудышный.
-Давайте перейдем к гимнастике и вернемся в прошлое - в 1989-й год. Как складывалась ваша судьба после ухода с помоста?
- Я закончила выступать сразу после Игр в Сеуле. Не потому, что исчерпала свой потенциал, - физических сил у меня на тот момент было предостаточно. Но после Олимпиады я была безумно измотана психологически. Ситуация же сложилась так, что главным тренером сборной пришел работать наставник Димы Билозерчева - Александров. А ему нужен был кто-то вроде примера на тему "вот как надо работать на тренировках". Лучше меня кандидатуру подобрать было сложно. Но мне тогда просто необходимо было месяц-другой отдохнуть. А вместо этого пришлось каждый день пахать на тренировках. И в один прекрасный день я не выдержала - и ушла навсегда. Шаг импульсивный, но я его сделала. О чем сейчас почти не жалею.
После этого три года сидела в "подполье" - вышла замуж, родила ребенка. А потом почувствовала, что хочется чего-то еще. Как раз в это время Санкт-Петербург готовился принять Игры доброй воли. Я пришла и предложила свои услуги. С тех пор и работаю в городском спорткомитете.
-Многие ваши партнеры по сборной работают сейчас в Америке и Европе. У вас желания уехать не было?
- Возможностей отправиться за границу у меня было предостаточно. И клубы разные приглашали, и родственники в США. Только воспитано мое поколение было чуть иначе. Мы-то люди слегка зашоренные: шаг влево, шаг вправо - расстрел. Конечно, это я образно. Но как бы там ни было, мы с Юрой Королевым и Татьяной Дручининой создали свое гимнастическое шоу. Предприятие это для нашей страны было непривычное. Мы с самого начала наделали кучу ошибок. Подписали не слишком удачный контракт, и через некоторое время выяснилось, что ребятам просто не на что кормить семьи. Два раза выступили, после чего шоу приказало долго жить.
-А тренерская карьера вас не привлекала?
- Да я бы с удовольствием, только у человека, который уходит из большого спорта, на всю жизнь остается видение мира через призму большого спорта. Ему тяжело спуститься на ступеньку ниже - он даже не будет знать, как первый шаг сделать. Доходчиво объяснила?
-Вполне. А как сейчас складывается ваша жизнь с бытовой точки зрения?
- Вроде не бедствую. Живу, правда, как я это называю, в коммунальной квартире семейного типа. С мамой, отчимом, сестрой, ее мужем, племянником и кошкой. Муж с ребенком сейчас за городом, на даче.
-Спустя почти десять лет после ухода с помоста - какое впечатление от спортивной карьеры вам кажется самым ярким?
- Вся карьера спортсмена состоит из ярких впечатлений. Тренер еще в детстве говорил: все, через что мне придется пройти в гимнастике, я буду вспоминать всю оставшуюся жизнь. И это действительно так. Самые горькие слезы - 1987 год, когда мы проиграли командный чемпионат мира в Роттердаме, уступив румынкам сотую долю балла. И больно, и горько, и обидно, особенно на контрасте со счастливыми днями в моей жизни - чемпионатом мира 1985 года. Тогда после обязательной программы я была лишь 17-й. После командного первенства удалось что-то поправить и выбраться на седьмое место. Но в финал от страны попадали только три гимнастки, а я была лишь пятой. Тренерский совет все-таки принял решение поставить меня в команду - и на следующий день я стала чемпионкой! Не выиграй я, и моя карьера, была бы закончена уже тогда - срыва бы мне не простили. И все эти воспоминания каждый день со мной.
-Как изменилась гимнастика за последнее время?
- Она почти не изменилась. Сейчас, правда, введены новые правила, которые, с одной стороны, делают наш вид спорта динамичнее, но с другой - заставляют спортсмена придерживаться определенных рамок, которые ограничивают свободу творчества. Однако яркие личности (а таких на помосте и сейчас немало) всегда найдут способ проявить себя.
-Кого, с этой точки зрения, вы могли бы выделить в российской команде?
- Как я могу кого-то выделить, если и соревнований толком не вижу. Бегаю каждый день, как заведенная. Тут уж не до гимнастики.
Наш разговор вернулся к тому, с чего и начался. В этот момент кто-то постучал в дверь, вызывая Елену, и через секунду она уже исчезла. А жаль - о стольком еще можно было бы ее расспросить...