Газета Спорт-Экспресс от 9 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

9 апреля 1998

9 апреля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

АНГЛИЯ - 1966

Продолжение. Начало - стр. 10

ЧЕМПИОНЫ МИРА СНЯЛИ ШЛЯПУ ПЕРЕД ВЕНГРАМИ

Может быть, шок, который бразильцы пережили в Англии, не был бы столь болезненным, если бы им уже в первом туре выпало встретиться с кем-то из сильных соперников - Португалией или Венгрией. Было бы время встряхнуться, мобилизоваться. Но Бразилия начала турнир матчем со слабой Болгарией. Победа - 2:0 - только добавила спеси руководителям, которые не обратили внимания на то, что оба гола были забиты со штрафных (Пеле и Гарринчей). В чисто игровых же эпизодах у чемпионов мира не получалось ничего: Пеле был зажат в тиски плотной опеки болгарином Жечевым, а Гарринча и вовсе простоял все 90 минут в отдалении от событий, если не считать эпизода со штрафным, который он действительно исполнил здорово, придав мячу оригинальную подкрутку своей кривой ногой.

Высококлассным получился матч Португалия Венгрия, в котором соперники без устали обменивались скоростными комбинациями. Эйсебио, которого прочили перед турниром в главные конкуренты Пеле за звание лучшего игрока чемпионата, сам не забил, но внес важный вклад в победу португальцев (3:1). В одном из эпизодов он повредил бровь и дальше играл с налепленным пластырем, причем виной этому были не венгры, а фоторепортеры, усевшиеся слишком близко к полю.

Бразильцы рассчитывали справиться во втором туре с венграми с той же легкостью, с какой они одолели болгар. Но просчитались! Матч вылился в самое жестокое унижение желто-зеленых, какое они когда-либо испытывали. Еще одним свидетельством беспечности бразильских руководителей стало то, что они решили не ставить в состав Пеле, дав ему отдохнуть. У того действительно ноги от столкновений с Жечевым жгло от боли, но терпеть было можно, тем более что и сам Король футбола рвался на поле. Но на месте Пеле играл Тостао.

Уже на 2-й минуте бразильцы получили чувствительный укол. Ференц Бене на своем правом фланге обыграл трех защитников, вратаря Жилмара и хладнокровно уложил мяч в сетку. Вскоре, правда, чемпионы отыгрались. Был выполнен штрафной, мяч отскочил от "стенки", и Тостао добил его в сетку - 1:1.

Пеле, который наблюдал за матчем со скамейки, вспоминал потом, что самое естественное в той ситуации было уйти в оборону - поскольку с ничейным результатом Бразилия получала бы отличные шансы на выход в четвертьфинал. Но Феола допустил тактическую ошибку, не дав игрокам такой установки. В результате Альберт, Бене и Фаркаш во втором тайме разрывали уставших чемпионов на части. На 64-й минуте красивейший мяч забил Фаркаш. Он стремительно несся по центру параллельным курсом с Бене и, получив от него пас справа, с лета вколотил мяч в угол. Через несколько минут новый рывок Бене в штрафную остановлен грубым приемом. Месэй бьет пенальти - 3:1. Фаркаш забил и четвертый мяч, но он по непонятной причине не был засчитан арбитром.

После матча произошел интересный эпизод. Венгерские туристы шествовали с песнями по улицам Ливерпуля - города, где все это произошло. Находившиеся рядом англичане представили их шедшим навстречу бразильским торседорес: "Это венгерские болельщики - снимите перед ними шляпу!" И бразильцы действительно обнажили головы и низко поклонились!

ВИСЕНТЕ ГОТОВИЛСЯ К СЕДЬМОЙ ДУЭЛИ С ПЕЛЕ, НО НАПРАСНО

Фактически это поражение бразильцев означало их закат. У них оставался мизерный шанс попасть в четвертьфинал - победить Португалию с разницей в три мяча, но в такую возможность уже мало кто верил. Тем более чтo уже в дебюте игры португальский защитник Мораис дважды в одном эпизоде рубанул Пеле по ногам и вывел его из игры.

Интересно, что Мораис не имел задания действовать против Пеле персонально. "Специалистом по Пеле" у португальцев считался 30-летний защитник Висенте - уроженец Мозамбика, как и Эйсебио. Взаимоотношения этой пары складывались любопытно. Висенте играл против Пеле шесть раз. Впервые это произошло еще в 1956 году, когда 15-летний Пеле в составе "Сантоса" вышел на поле против "Белененсеша", клуба, в котором тогда играл Висенте, в товарищеском матче. Гениальный мальчик забил 4 мяча! Но для его опекуна это послужило уроком, и в последующих пяти матчах он лишь дважды позволил Пеле отличиться.

Но на сей раз ожидавшуюся с интересом дуэль не позволил осуществить костолом Мораис, который, как это часто и бывает в подобных случаях, преспокойно остался на поле, наблюдая с ухмылкой, как беспомощный Пеле ковыляет вдоль левой бровки, пытаясь хоть чем-то помочь партнерам. Португальцы на него внимания не обращали - за исключением тех моментов (правда, достаточно многочисленных), когда игра останавливалась. В эти минуты Пеле, как правило, подходил к Колуне и другим игрокам Португалии и что-то с ними живо обсуждал. А Висенте переместился на правый фланг бразильского нападения и стал опекать Парану.

В то время как Король футбола был оставлен не у дел, "принц" Эйсебио играл неподражаемо. Он сделал один голевой пас и дважды забил сам, причем в одном случае - почти под нулевым углом. Бразильцы проиграли с тем же счетом, что и венграм, - 1:3.

В связи с тем что их пребывание в Англии продлилось гораздо меньше, чем можно было предположить, у бразильцев возникли трудности с приобретением билетов на самолет. Феола с мрачной усмешкой сказал, что, может, оно и к лучшему: следовало бы отправиться домой на пароходе, чтобы лучше осмыслить происшедшее. Знаменитый доктор Гослинг признавался, что Пеле требовал в матче с Португалией сделать ему обезболивающий укол, но Гослинг из опасения причинить Королю футбола больший вред отказался. По его словам, за те восемь дней, что бразильцы провели в Англии, они получили больше травм и увечий, чем за предыдущие восемь лет. Это и было лучшим доказательством того, насколько контактным стал футбол.

Бразильцы обиделись на португальцев настолько, что отношения между двумя странами стали наиболее острыми за те 144 года, что прошли после получения Бразилией независимости. Особую пикантность приобрело то обстоятельство, что португальской сборной руководил Отто Глория - бразилец по национальности. Глория моментально стал национальным героем Португалии.

Группа 4

ПРЕССА ЗАРАНЕЕ СПЕЛА ИТАЛЬЯНЦАМ "ВЕРНИСЬ В СОРРЕНТО"

Сборная СССР в том варианте, в котором она отправилась в Англию, представляла собой сплав из заслуженных ветеранов вроде Яшина и Численко и только что заявивших о себе молодых игроков, таких как Малофеев и Банишевский. В матче с Северной Кореей, который открывал календарь игр в группе, на авансцену вышли молодые. В конце первого тайма в сетку корейцев влетело два мяча: в первом случае Банишевский от лицевой линии отбросил мяч на Малофеева, и тот пробил с ходу, во втором сам Банишевский, высоко выпрыгнув, использовал передачу Сабо. Под занавес матча Малофеев забил третий мяч 3:0. Корейцы предстали довольно крепкой командой, но то, что она окажется способной преподнести суперсенсацию, тогда еще никто не предполагал. Место в четвертьфинале заранее отдавали двум явным фаворитам - нашим и итальянцам. В группе были также чилийцы, третьи призеры предыдущего чемпионата, но этому их титулу никто серьезного внимания не придавал, справедливо считая их выскочками, использовавшими на все 100 процентов благоприятный момент - проведение ЧМ-62 в Чили.

Матч Италия - Чили прошел в соответствии с прогнозами. Обновленная "Скуадра адзурра" демонстрировала эффектный комбинационный футбол, в котором выделялись Маццола, Булгарелли, Лодетти, хотя и не забывала дозировать атакующие действия в разумной пропорции с оборонительными. Ее победа была чистой - 2:0. Перед игрой были опасения, что получится повторение той бойни, которая произошла в матче этих сборных четыре года назад в Чили. Но ничего подобного на сей раз не было.

ИТАЛЬЯНЦЕВ ПОГУБИЛА ТРАВМА БУЛГАРЕЛЛИ

Многие сочли результату матча Северная Корея - Италия (1:0) нонсенсом. Но видеозапись не оставляет сомнений: корейцы не только не уступали именитым соперникам, но кое в чем их превосходили - они все делали на поле быстрее, чаще угрожали воротам. Правда, здесь есть одно "но": так играть они стали, только когда у них возникло преимущество в одного игрока. В середине первого тайма тяжелую травму получил самый активный итальянский полузащитник Булгарелли, которого унесли с поля на носилках. Замены же по-прежнему не разрешались - они были введены только на следующем чемпионате мира. До того как произошел этот роковой для итальянцев эпизод, явное преимущество было на стороне "Скуадры адзурры", и она так интенсивно обстреливала ворота азиатов, что казалось, гол вот-вот состоится. Думаю, что, доиграй матч итальянцы в полном составе, никакой сенсации бы не произошло.

Сразу после возвращения "Скуадры адзурры" на родину грянул скандал: девять игроков команды включая Риверу, Маццолу и Факкетти заявили, что перед матчами с СССР и Кореей им делались уколы сомнительного свойства (слово "допинг" тогда еще не было общепринятым). Вместо того чтобы усилить физические кондиции, уколы будто бы дали обратный эффект. Врач сборной Финн все отрицал и обрушился на футболистов с бранью.

Выход в четвертьфинал корейцев стал сюрпризом для всех, кроме президента ФИФА Стэнли Роуза и тренера сборной Мен Ре Хена. Первый еще накануне турнира утверждал, что Корея - очень серьезная команда, которая в состоянии удивить мир (на что только усмехались, памятуя провальное выступление корейцев, хотя и южных, а не северных, на чемпионате мира 1954 года, выразившееся в счете 0:16 по сумме двух игр). Второй же тщательно изучал соперников не только из своей группы, но и из третьей той, с которой четвертая "скрещивалась" в четвертьфинале. Значит, верил в успех.

Матч с Чили для наших ничего не решал. Но чилийцам надо было вернуть должок за обидное поражение в четвертьфинале чемпионата-62. Это и было сделано, хотя и со скрипом. Несмотря на победу - 2:1, игра сборной СССР вызвала больше нареканий, чем похвал. Правда, она почти полностью состояла из резервных игроков. Основной состав представляли только Кавазашвили, Воронин и Шестернев. Один из дублеров - Валерий Поркуян сразу же воспользовался своим шансом, забил оба гола и после этого оказался в фаворе. На следующие игры - с Венгрией и ФРГ - его ставили в основу.

ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЫ

КАК СУДЬИ ИЗЖИВАЛИ ЮЖНОАМЕРИКАНЦЕВ

Наша сборная в третий раз достигла четвертьфинальной стадии. В двух предыдущих случаях на этом ее путь и заканчивался. Но и в Швеции, и в Чили жребий выводил нас на хозяев. На сей раз от этого Бог уберег. В соперники попались венгры, которых боялись после победы над Бразилией. Несомненно, если бы они повторили тот футбол, который показали во втором тайме матча с чемпионами мира, то обыграли бы и наших, и кого угодно. Но они почему-то заметно сдали: то ли из робости перед Старшим Братом, то ли еще по какой причине. Только пропустив два мяча, Бене, Альберт и их партнеры оживились, закрутили карусель у ворот Яшина. Бене сократил разрыв в счете до 2:1, затем несколько раз потрясающе бросался на мертвые мячи Яшин. Наши победили, но неубедительно.

Матч Англия - Аргентина получил известность благодаря скандальному эпизоду с удалением Раттина. Игра была достаточно грубой (причем англичане грубили не меньше соперников), и после одной из потасовок Раттин как капитан подошел к немецкому судье Крайтляйну и что-то стал ему доказывать. Крайтляйн неожиданно указал ему в сторону раздевалки. Раттин и не думал покидать поле, объясняя это своим незнанием немецкого. Игра была остановлена на 10 минут. Пришлось прибегнуть к помощи полиции.

Только с помощью такого сомнительного приема хозяева чемпионата сумели вырвать победу - 1:0.

Интересно, что именно случай с Раттином побудил ФИФА перейти на карточную систему - с этого момента игрок, чтобы понять, что его удаляют с поля, не обязан был понимать, что говорит ему арбитр, - ему показывалась красная карточка. И еще одна любопытная деталь: ко времени чемпионата мира стадион "Уэмбли" существовал уже 43 года, и никто до Раттина с поля здесь не удалялся!

После игры Альф Рэмзи обозвал (не вполне обоснованно) аргентинцев "животными", что вызвало гнев с их стороны. По прибытии на родину игрокам сборной Аргентины был устроен вопреки поражению восторженный прием. "Поведение Крайтляйна по отношению ко мне было, мягко говоря, странным. Каждый раз, когда я к нему обращался, он отпихивал меня недружелюбным жестом, - говорил Раттин. - Очень жаль, что нас обыграла такая средняя по силе команда, как Англия".

Ему вторил и нападающий Эрминдо Онега: "Окончательно развеялся миф об английской корректности и порядочности. Мы убедились, что в Лондоне действовал заговор, направленный на то, чтобы избавиться от южноамериканских команд".

Слова Онеги имели под собой почву, ибо и в другом четвертьфинальном матче ФРГ - Уругвай англичанин Финни своим откровенно тенденциозным судейством в пользу немцев разрушил ход игры. Финни удалил с поля двух уругвайцев в начале второго тайма, когда те, проигрывая 0:1, яростно шли вперед в попытках забить ответный мяч. Трудно сказать, питал ли Финни неприязнь к уругвайцам, но он явно попался на удочку злоупотреблявших симуляцией Халлера и Зеелера. Последнему, кстати, отпустил пощечину один из удаленных - Троче, который хотя бы таким способом "отомстил" за несправедливость, творимую арбитром. Получив преимущество в двух игроков, немцы довели счет до разгромного - 4:0.

Расписание игр было составлено так, что все четвертьфиналы проходили одновременно. Зрители на трех стадионах с не менее живым интересом, чем за своей игрой, следили и за тем, как развиваются события на четвертом, где играли Португалия и Корея. Там творились чудеса: 1:0 в пользу Кореи, 2:0, 3:0! От корейцев можно было ожидать подвоха после того, что они сделали с Италией, но чтобы такого! Но тут азиаты, до этого демонстрирующие неплохие физические кондиции и выносливость, не выдержали напряжения и рухнули. То, что творил в этом матче Эйсебио, иначе как подвигом назвать трудно. Он забивал с игры, зарабатывал пенальти и сам же их реализовывал. Благодаря его покеру счет стал 4:3, а потом отличился и партнер Эйсебио Аугушту.

ПОЛУФИНАЛЫ

НЕМЦЫ НЕ БРЕЗГОВАЛИ ПОДЛЫМИ ПРИЕМАМИ

Сборную Германии критиковали в Англии за ее пристрастие к грязным приемам, которыми она не брезговала для достижения цели. С одной стороны, ее игроки занимались провокациями и симулировали. С другой, и сами были не прочь ударить соперника исподтишка. Наши в полуфинале испытали эту сомнительную тактику на себе. Уже на 7-й минуте был разбит голеностопный сустав у Йожефа Сабо. В полную силу он после этого играть уже не мог. Незадолго до перерыва Численко потерял мяч, Шнеллингер быстро отдал его Халлеру, и тот заставил капитулировать Яшина, который до этого момента много раз выручал.

После перерыва Банишевского сбили в штрафной - итальянский судья Ло Белло промолчал. Зато когда Численко поддался на провокацию и отмахнулся от Халлера, его немедленно выгнали с поля. Таким образом, уже четвертый игрок на чемпионате был удален в игре против ФРГ, в то время как на все другие матчи пришлось всего одно удаление.

Дальше - больше. Беккенбауэр бьет Сабо по больной ноге и окончательно выводит его из борьбы. Фактически у наших теперь на двух игроков меньше. Беккенбауэр, которого следовало бы удалить самого, не только остался на поле, но и увеличил счет - 2:0. Героическими усилиями сборная СССР (Поркуян) отыграла один мяч за три минуты до конца. Тут же Поркуян имел еще один верный шанс, но пробил выше ворот.

Второй полуфинальный матч Англия - Португалия контрастировал с первым. И англичане, и португальцы тоже в предыдущих матчах не отличались ангельским поведением. Но в тот день они отказались от грубости и предались футболу в его чистом виде. Первый штрафной был назначен лишь на 23-й минуте, а всего за игру их было назначено только 13! Англичане добились победы - 2:1.

В игре за третье место Португалия вырвала победу у сборной СССР (2:1) за две минуты до конца: впервые решающую роль в победе португальцев сыграл не Эйсебио, а высокорослый нападающий Торриш (198 см). Сначала Хурцилава рукой снял мяч у него с головы, в результате чего Эйсебио забил пенальти. А решающий мяч Торриш забил сам.

ФИНАЛ

ГОЛ XEPCTА ПРИЗНАЛИ ТОЛЬКО НА ДНЯХ

Финальный матч чемпионата мира в Англии признают самым красивым среди всех ему подобных. Не знает он себе равных и по части драматизма. Чего стоит эпизод на последней минуте основного времени, когда немцы в своем стиле затолкали мяч в ворота. А знаменитый эпизод, случившийся на 100-й минуте, и вовсе обсуждался вплоть до последнего времени. Только сейчас в споре "был или не был гол после удара Херста", по-видимому, поставлена благодаря развитию техники точка. Буквально неделю или две назад новейший прибор показал, что мяч от перекладины отскочил за линию ворот, а не ударился перед ней, в чем были убеждены немцы. Таким образом, правильность решения Тофика Бахрамова можно считать доказанной - равно как и правомерность чемпионского титула сборной Англии.

Игорь ГОЛЬДЕС