Газета Спорт-Экспресс от 2 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2

2 апреля 1998

2 апреля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Олег БАЗИЛЕВИЧ

КОГДА ФУТБОЛ СТАНОВИТСЯ БИЗНЕСОМ, ГЛУПО СТАВИТЬ ПОД СОМНЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТУ

Заслуженный тренер СССР Олег Базилевич, который в семидесятые годы на пару с Валерием Лобановским выпестовал первый отечественный суперклуб европейского уровня - киевское "Динамо", а до и после того тренировал донецкий "Шахтер", минское "Динамо", ЦСКА, ташкентский "Пахтакор", луганскую "Зарю", сборную Украины, в последнее время как-то исчез из поля нашего зрения. В феврале 95-го работавший главным тренером сборных Кувейта Лобановский позвал Базилевича возглавить олимпийскую команду этой ближневосточной страны. Футбольные единомышленники, они снова работали вместе до возвращения Лобановского в Киев в декабре 96-го.

СБОРНАЯ УКРАИНЫ РОЖДАЛАСЬ В МУКАХ

-Олег Петрович, вы были первым главным тренером национальной сборной независимой Украины, имевшим контракт с федерацией футбола страны. Почему ваше пребывание в этом качестве ограничилось тогда лишь одним официальным матчем - с командой Литвы в отборочном цикле к чемпионату Европы-96?

- Мне, если честно, не очень-то хотелось бы ворошить сейчас эту историю... Совсем коротко: сборная рождалась в муках, она не имела никакой государственной поддержки и по большому счету никому тогда была не нужна. Ситуация окончательно усугубилась тем проигрышем осенью 94-го в Киеве сборной Литвы - 0:2.

-От вас ждали другого "положительного результата"?

- Дело не в том, чего от меня ждали. Любой тренер "ходит" под результатом, зависим от счета на табло стадиона. Камнем преткновения оказались тогда организационные недоразумения с тренерами киевского "Динамо". Я как бы превысил свои полномочия: решил, что можно обыграть Литву не лучшим составом, не прибегая к услугам динамовских футболистов. Причем руководствовался вполне здравыми соображениями: у них была своя программа подготовки - к Кубку чемпионов, у сборной - своя. И эти программы не имели точек соприкосновения. Я искренне хотел, чтобы интересы ведущего клуба и сборной не вступали в противоречие, казавшееся мне неразрешимым. Однако благими намерениями, как известно, подчас бывает вымощена дорога в ад... Все осложнилось тем, что я недооценил возможности сборной Литвы, которую годом раньше мы легко обыграли в товарищеском матче в Вильнюсе. Но в Киев приехала совсем другая команда - хорошо организованная, тактически грамотная, с завидной игровой дисциплиной. Плюс грубейший промах защитника, отдавшего мяч не своему вратарю, а Иванаускасу... Словом, проигрыш того матча усугубил обстановку вокруг сборной. И я написал заявление об отставке.

В КУВЕЙТЕ МЫ ОЩУЩАЛИ СЕБЯ ПЕРВОПРОХОДЦАМИ

-Когда вы получили приглашение Лобановского приехать в Кувейт? Долго ли его обдумывали?

- Приглашение поступило в январе 95-го, примерно месяц ушел на оформление выездных документов. А времени на обдумывание я не брал вообще: Валерий Васильевич плохого предложения мне сделать не мог.

-Вас привлекла возможность возобновить сотрудничество с Лобановским почти двадцать лет спустя?

- Строго говоря, это сотрудничество никогда и не прекращалось, даже если мы и не работали вместе. Взаимный обмен информацией, идеями шел постоянно, наверное, еще с той далекой уже поры, когда мы вместе выходили на поле в составе киевского "Динамо", "Черноморца" и "Шахтера".

-Вам было интересно работать в Кувейте - страна-то по большому счету нефутбольная?

- Как раз в этом, возможно, и заключалась изюминка. Мы ощущали себя, если хотите, первопроходцами. Футбольный потенциал Кувейта объективно ниже, чем потенциал Ирана, Китая, Саудовской Аравии или, скажем, Кореи и Японии. И было очень интересно попытаться создать конкурентоспособную команду из футболистов-любителей: банковских клерков, молодых предпринимателей, студентов.

- В какой степени это удалось?

- Национальная сборная, с которой Лобановский до моего приезда уже работал полтора года, становилась бронзовым призером чемпионата Азии, а вскоре после того, как Валерий Васильевич был вынужден оставить свой пост, она реализовала заложенный им потенциал выиграла Кубок Залива. Олимпийская сборная тоже имела хорошую прессу: мы обыграли Сирию, сделали ничью с Саудовской Аравией, хотя рассчитывать на путевку в Атланту было, конечно, наивно.

-Кто еще кроме вас входил в тренерскую команду Лобановского и как вы взаимодействовали между собой?

- Лобановский осуществлял общее руководство, Владимир Веремеев помогал ему - в национальной команде и мне - в олимпийской. С юношами работал одессит Анатолий Азаренков. Это был штаб, коллегиально решавший все ключевые вопросы.

На первом месте стояла селекция: мы не могли пропустить ни одной игры в чемпионате, определяли кандидатов в сборные и внимательно следили за ними. Работали по единой программе, ибо концептуальное понимание футбола у нас - общее, идеи одни и те же. Поэтому все сборные Кувейта играли в одном ключе. Собственно, здесь мы велосипед не изобретали: такого подхода придерживаются во всех ведущих футбольных странах в Германии, Англии, Италии, Испании. Сборные всех возрастов там играют в один футбол, иначе откуда возьмется преемственность?

ШЕЙХИ ЛЮБЯТ ДАВАТЬ УСТАНОВКИ

-А когда Лобановский и Базилевич руководили в семидесятые годы сборной СССР, этот принцип соблюдался?

- В общем-то, да. Но тогда возникало немало политических нюансов, связанных с "представительством" футболистов из разных союзных республик в сборных СССР. Это создавало искусственные трудности, подчас приводило к профессиональным издержкам. Плюс мешала очень активная "жизненная позиция" наших футбольных функционеров, которые считали для себя обязательным вмешиваться во все.

-В Кувейте было иначе?

- Увы. Мы быстро убедились, что кувейтский социализм отличается от советского экономической и идеологической основами, но не отношением к футболу. И ни один шейх не откажет себе в удовольствии "участвовать в процессе". Когда Лобановскому или мне настоятельно советовали "играть в два нападающих", я невольно вспоминал одного из своих покровителей в ЦСКА. Человек с большими звездами на погонах, он тоже удивлялся: "Ну ты же сам был краек, почему теперь играешь без двух фланговых нападающих?!"

-Лобановскому или вам приходилось идти навстречу пожеланиям трудящихся-шейхов?

- Ну, это несерьезно. Другое дело, что приходилось как бы поточнее выразиться - оттачивать язык футбольной дипломатии. Но делали всегда по-своему. Нельзя ставить под сомнение смысл работы, изменять собственным принципам. Лобановский объяснял, конечно, своим высокопоставленным оппонентам, что дело не в количестве нападающих, а в том, как используются игроки и какие задачи ставятся перед ними.

-С ним соглашались?

- О чем вы?! Все было бесполезно. В конце концов, обеспечив победу в подгруппе, Валерию Васильевичу пришлось устраниться, и, что самое обидное, практически готовую команду передали другому тренеру. Он оказался разумным человеком, ничего ломать не стал и через два месяца выиграл со сборной Кубок Залива. Фактически сорвал плод, выращенный его предшественником. Такое в футболе бывает.

-Вы вернулись из Кувейта одновременно с Лобановским?

- Нет, позже. Я задержался там до лета прошлого года. Мне предложили поработать с клубом "Кувейт", который удалось поднять с 14-го места в турнирной таблице на пятое. Предлагали продлить контракт, но я не видел в этом смысла. Было просто неинтересно.

-С чем сопоставим клубный футбол в Кувейте?

- Это ни с чем не сопоставимо. У нас даже в низших лигах играют футболисты-нелюбители, а там на клубный футбол смотрят как на средство физического воспитания молодежи. Вот и делайте выводы, насколько это может быть привлекательным для профессионального тренера.

-И с лета прошлого года вы остаетесь невостребованным?

- Не в этом дело. В моем возрасте приходится быть разборчивым.

-Чем сейчас занимаетесь?

- С осени прошлого года участвую в лицензировании тренеров, читаю курс лекций наставникам команд второго дивизиона, руководителям и тренерам футбольных школ.

-Ваше дальнейшее сотрудничество с Лобановским, возобновившееся в Кувейте, возможно? Особенно если иметь в виду, что в Украине создается институт сборных команд во главе с Лобановским. Свое место в этой вертикали вы видите?

- Давайте не опережать события, потому что вертикали еще нет, она только создается.

"ДИНАМО" РАЗНЫХ ЛЕТ - КОМАНДЫ ОТ ОДНОГО КОРНЯ

-Полтора-два года назад можно было предвосхитить "третье пришествие" Лобановского в киевское "Динамо"?

- Во всяком случае, стечение обстоятельств этому способствовало: с одной стороны, окончание контракта Валерия Васильевича с Федерацией футбола Кувейта, с другой - желание президента "Динамо" Григория Михайловича Суркиса видеть его во главе команды.

-Справедливо будет говорить о "генетической" общности динамовских команд 1975, 1986 годов и нынешней?

- Безусловно. И это даже больше, чем просто наследственность. Технология, методика подготовки всех этих команд позволяют игрокам подниматься до очень высокого уровня, а команде достигать максимальных турнирных результатов. Сейчас футбол - это бизнес, поэтому сложно ставить под сомнение стремление к результату. Сейчас даже нет нужды спорить, какой игрок лучше, какой - хуже. Достаточно задаться вопросами, риторика которых очевидна. Например, сколько стоил на футбольном рынке Гусин год назад и сколько он стоит теперь? Или - Шевченко? Или - киевское "Динамо" в целом? Во всем этом - качество технологии и уровень тренера, который ее осуществляет.

-Вас не смущает очевидная разница в уровне претензий киевского "Динамо" и других украинских клубов?

- Да, это меня беспокоит. В Украине постоянно появляется немало талантливых футболистов не только в "Динамо", Почему же они не прогрессируют? Да потому что необходимо принципиально изменить стратегию клубного футбола, не торопиться с продажей футболистов за рубеж, больше внимания уделять их подготовке в самих клубах, взяв на вооружение технологию, которой владеет Лобановский.

ВЕРНУЛСЯ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР - И РАКЕТА ВЗЛЕТЕЛА

-Как вы это себе представляете?

- Да очень просто! Почему бы для начала не организовать нечто вроде курсов повышения квалификации клубных тренеров на базе киевского "Динамо". Главный тренер "Ювентуса" Марчелло Липпи вспоминает, как десять лет назад он слушал лекцию Лобановского, с которой тот выступал в Италии. Боюсь, что наши тренеры подобными воспоминаниями не обременены, а украинский клубный футбол топчется на месте. Так давайте же изменим что-то теперь. Возьму на себя смелость утверждать, что творческая лаборатория Лобановского открыта для всех. Речь ведь в конце концов идет не только о клубных интересах: выбор реальных кандидатов в сборную страны не должен ограничиваться фамилиями киевских динамовцев.

-Ну а что мешает клубным тренерам, так сказать, в индивидуальном порядке по собственной инициативе постигать науку Лобановского, если он открыт для всех?

- По-моему, мешает только одно: чрезмерная амбициозность большинства носителей нашей профессии. Почти каждый тренер, даже если он ничего не достиг, считает себя самым великим. Реальная самооценка - большая редкость в тренерской среде. Поэтому многие полагают, что случившаяся всего за один год с "Динамо" метаморфоза это деньги Суркиса и его компаньонов плюс лучший в Украине подбор игроков. Но почему-то забывают две вещи: деньги и душу Суркис вкладывал в "Динамо" и раньше, а этих игроков в Европе почти никто не знал. Теперь же, образно говоря, приехал генеральный конструктор - и ракета взлетела.

Юрий ЮРИС

Киев