Газета Спорт-Экспресс от 19 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

19 марта 1998

19 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

№76. Март'98

Группа D

НИГЕРИЯ

"АФРИКАНСКИЕ БРАЗИЛЬЦЫ"

"Если кто из африканцев и выиграет чемпионат мира, то в первую очередь - нигерийцы". Эти слова произнес не фанатичный поклонник "Суперорлов" и не глава нигерийской федерации футбола. Они принадлежат защитнику южноафриканской сборной Марку Фишу, с которым трудно не согласиться. Из всех команд Черного континента, пожалуй, только Нигерия созрела для того, чтобы выиграть мировое первенство.

Безоговорочный лидер африканского футбола 90-х обладает целой россыпью талантов. "Африканские бразильцы" - так иногда называют нигерийскую сборную за артистизм и победный дух. По технике обращения с мячом нигерийцы ничуть не уступают бразильцам, а по физической мощи и атлетизму вполне сопоставимы с немцами. Именно поэтому 100-миллионная нация ждет от своих любимцев во Франции только победы. Да, да, не удивляйтесь, нигерийцы убеждены, что их команде по силам взобраться на футбольный Олимп летом нынешнего года. Подобного рода ожидания отнюдь не беспочвенны, они подкреплены реальными достижениями. Победы на юношеских чемпионатах мира 1985 и 1993 годов, а также грандиозный успех на Олимпиаде в Атланте, где "Суперорлы" обыграли, по сути, первые сборные Аргентины и Бразилии, заставили нигерийцев поверить в собственные силы. После 1996 года для Нигерии больше не существует авторитетов. "Золото Атланты - предвестник будущих громких побед африканского футбола", - громогласно провозгласили сами нигерийцы, которым не занимать честолюбия.

Сразу после жеребьевки в Марселе министр по делам спорта Нигерии Джим Нвободо заявил: "Задача-минимум для нашей сборной - выход в полуфинал. А вообще я надеюсь, что мы встретимся в финале с хозяевами турнира французами". В похожем духе высказались и ведущие нигерийские футболисты.

Даниэль Амокачи: "Мы едем во Францию только за золотом. Нам вполне по силам быть первыми".

Тарибо Уэст: "Легкость, с которой мы заполучили путевку на чемпионат мира, говорит о том, что мы можем победить и во Франции".

Августин Эгуавон: "У нас - сильная команда, которая, практически полностью состоит из профессионалов, выступающих в Европе. Мы способны успешно выступить на чемпионате мира".

Селестин Бабаяро: "Нам нужно одолеть в первом матче Испанию - и тогда дело пойдет. Если мы сыграем так же, как на Олимпиаде, у нас не будет проблем. Во Франции мы постараемся доказать, что являемся командой номер один в мире".

Кстати, еще до жеребьевки президент ФИФА Жоао Авеланж хотел сделать Нигерию "маткой" группы, но этому воспротивились другие. И в первую очередь южноамериканские сборные. В результате нигерийцы оказались в последней корзине, и "группой смерти" изначально была та, в которую попадали "Суперорлы".

Несмотря на довольно сложную группу (Испания, Болгария, Парагвай), главный тренер нигерийцев Бора Милутинович настраивает своих подопечных исключительно на максимальные цели: "Мы едем во Францию за золотом". Правда, при этом югославский специалист оговаривается: "Мы можем пройти настолько далеко, насколько захотим. Но для этого необходимо соблюсти одно условие: чтобы отношения между мной, футболистами и федерацией были нормальными. По опыту предыдущих чемпионатов мира я знаю, как это важно". Эту же мысль продолжил Нванкво Кану: "У сборной Нигерии хватит таланта, чтобы стать первой на чемпионате мира. А вот хватит ли ей организации?" Вопрос действительно актуальный. Слишком уж много проблем и неурядиц в африканском футболе. Бесконечная тренерская чехарда, отсутствие элементарного порядка в федерациях и какой-либо планомерности в подготовке к чемпионату мира - все это знакомо любой сборной Черного континента. И Нигерия не стоит здесь особняком. После окончания отборочного цикла в августе прошлого года и до декабрьской жеребьевки команда не провела ни одной игры, ни единого сбора. Правда, преодолевая трудности, африканцы становятся морально сильнее. В одном из интервью Санди Олисе так и сказал: "В критической ситуации мы играем лучше, так что не удивляйтесь, если Нигерия выиграет Кубок мира".

КАК "ЗЕЛЕНЫЕ ОРЛЫ" СТАЛИ "СУПЕРОРЛАМИ"

Почти у каждой африканской сборной есть прозвище: "Слоны", "Неукротимые львы", "Мамбы"... Первоначальное название нигерийской сборной - "Зеленые орлы" - звучало как-то несолидно. Если "зеленые", то, значит, еще не оперились. И действительно, пока сборная так называлась, ее игра была далека от совершенства. Но когда в 1989 году команду возглавил голландский тренер Клеменс Вестерхоф, то все пошло по-другому. Постепенно нигерийская сборная набирала обороты и вскоре из "Зеленых" превратилась в "Суперорлов". Как рассказал мне Августин Эгуавон, впервые это случилось после Кубка Африки-92, на котором нигерийцы заняли третье место. Один из руководителей федерации нечаянно обронил слово "супер", а шустрая пресса моментально подхватила его.

Что касается Вестерхофа, то в Нигерии его воспринимали неоднозначно. Одни считали голландца грубым и авторитарным, другие - требовательным и прямым. Но каким бы ни был этот человек, именно он за 5 лет работы с нигерийской сборной вывел ее на качественно новый уровень. "Я никогда не был диктатором, но никому не позволял вмешиваться в свою работу, - говорил Вестерхоф. - Право принятия окончательных решений всегда принадлежало только мне". За то время, что Вестерхоф работал в Нигерии, там сменилось 7 министров по делам спорта. И с каждым из них голландскому специалисту приходилось находить общий язык. "Анархия, царящая в Нигерии, не имеет себе равных в мире", - возмущался Вестерхоф, преодолевая большинство трудностей на своем пути.

Наиболее трудным в его работе было научить своенравных нигерийцев дисциплине как на поле, так и вне его. Сделать это было безумно сложно, поскольку за каждым футболистом стоит свой клан из местной аристократии и влиятельных сил в правительстве. Другая проблема, постоянно преследовавшая Вестерхофа: как собрать под знамена сборной всех легионеров, которые составляли подавляющее большинство в его команде. Однажды он назначил сбор в Лагосе, и на первую тренировку "Суперорлов" собрались 30 тысяч зрителей и всего... 4 игрока.

НИГЕРИЯ-94 СИЛЬНЕЕ КАМЕРУНА-90

Несмотря на то, что на чемпионате мира в Италии камерунцы добились наивысшего для Африки результата, никто не сможет убедить меня в том, что Камерун-90 сильнее Нигерии-94. На мой взгляд, в Америке у нигерийцев была однозначно сильнейшая сборная за всю историю африканского футбола. Успех "Неукротимых львов" в 1990 году относился к разряду сенсационных. Нигерийцы же в США прилетели вовсе не за сенсациями. Эти парни в зелено-белых футболках твердо знали себе цену и верили, что могут взлететь очень высоко. Еще до начала турнира многие специалисты с уважением отзывались о команде Вестерхофа. Тренер итальянцев Арриго Сакки предупреждал, что с нигерийцами шутки плохи. Он видел их на Кубке Африки-94, и его поразила физическая готовность и атлетизм африканцев. А "король футбола" Пеле даже заявил, что в финале турнира встретятся Бразилия и Нигерия.

При этом сама поездка на чемпионат мира была сопряжена для "Суперорлов" с некоторыми трудностями. Так, они не могли лететь в Америку самолетом нигерийской авиакомпании Nigeria airway. После того как в июне 1993 года генерал Ибрагим Бабангида аннулировал результаты демократических выборов и ввел в стране военное правление, США и страны ЕС применили ряд санкций в отношении Нигерии, в том числе наложили вето на полеты ее самолетов. Реакция в стране последовала незамедлительно: опять эти белые вставляют нам палки в колеса - ничего, только злее будем.

Однако в самой Америке у "Суперорлов" была мощная поддержка, поскольку в Штатах проживает большая нигерийская община. Поддержал соотечественников и знаменитый баскетболист "Хьюстон Рокитс" Хаким Оладжьювон. Футболисты пожелали ему успеха в борьбе за титул чемпиона НБА. В свою очередь, Оладжьювон пообещал прийти на стадион и поболеть за "Суперорлов".

Дебют Нигерии в финальной стадии чемпионата мира получился более чем успешным. В первом же матче "Суперорлы" в пух и прах разгромили Стоичкова и К°. Нигерийцы подавили болгар как физически, так и морально. Орлиное прозвище не очень-то подходило под игровой стиль команды. Скорее нигерийцы напоминали стадо разъяренных слонов или носорогов, сметающих все на своем пути. Наиболее характерным эпизодом, отражающим игру нигерийцев, стал их второй гол в ворота болгар. Йекини выиграл борьбу у Цветанова на правом фланге и прострелил в центр штрафной, где за мяч боролись Амокачи и Янков. Болгарин, словно столкнувшись с бульдозером, отскочил от мощного нигерийского форварда и, оказавшись на газоне, был не в силах помешать Амокачи поразить цель.

Этот гол окончательно выбил из колеи дружину Димитара Пенева, которая выглядела крайне беспомощной. Нигерийцы попросту растоптали соперника. Практически каждое единоборство за мяч заканчивалось в их пользу, а болгарские футболисты то и дело оказывались на газоне после столкновений с крепкими африканскими парнями. В итоге 3:0 - самая крупная победа Черного континента в истории чемпионатов мира. После матча Вестерхоф не скрывал своей радости: "Теперь все убедились, насколько сильна нигерийская сборная и какого прогресса добился футбол в Африке". А генеральный секретарь ФИФА Зепп Блаттер, находившийся под неизгладимым впечатлением от увиденного, вообще заявил, что нигерийская команда как две капли воды похожа на великую голландскую сборную образца 1974 года.

Правда, второй матч - против аргентинцев - спустил "Суперорлов" с небес на землю. Нигерийцы ничего, кроме грубости, не смогли противопоставить блистательной игре Марадоны и Каниджи. Особенно грешил грязными приемами защитник Майк Эменало, несколько раз нещадно сбивавший Марадону.

5:0 - Вестерхоф хотел, чтобы именно с таким счетом его подопечные обыграли в последнем матче группового турнира аутсайдеров - греков. Однако подавляющее преимущество нигерийцев никак не воплощалось в обилие голов. "Я все время был на связи с Далласом, где встречались Болгария и Аргентина, - рассказывал после матча Вестерхоф. - Узнав, что счет там 2:0 в пользу болгар, я подошел к бровке и сказал Даниэлю Амокачи, что нам обязательно нужен второй гол. Слава Богу, времени хватило". Честно говоря, стратегия Вестерхофа была непонятна. Голландец хотел во что бы то ни стало занять первое место в группе, которое выводило его команду на... итальянцев. В случае же, если бы счет в матче с греками так и остался 1:0, нигерийцы попадали в 1/8 финала на румын. Италия или Румыния - есть же разница. Но для Вестерхофа ее не было. Ведь на игру с румынами Нигерии пришлось бы переезжать в Лос-Анджелес, а Вестерхоф предпочел оседлый образ жизни. Что ж, выбор был сделан, и нигерийцы обрекли себя на противостояние с одной из самых опытных и искушенных сборных мира.

Результат того матча теперь знают все - итальянцы в свойственной им манере подрезали крылья "Суперорлам". Всего двух минут не хватило африканцам до победы. А начиналось все для них просто прекрасно. Уже в середине первого тайма Амунике, воспользовавшись ошибкой Мальдини, открыл счет. Однако для его удержания нигерийцам попросту не хватило опыта. Палочка-выручалочка итальянцев Роберто Баджо забил ответный гол на 88-й минуте. А на 101-й минуте Эгуавон на углу вратарской сбил выходящего на ударную позицию Бенарриво, и все тот же Роберто Баджо похоронил надежды нигерийского народа на четвертьфинал. Глава нигерийской федерации был вне себя от гнева. Войдя в пресс-центр, он вступил в перепалку с итальянскими журналистами: "Мы - чемпионы Африки, а вы кто такие? Италия известна всему миру своей мафией и заводом "ФИАТ", но никак не футболом".

А несчастный Вестерхоф после игры задумчиво произнес: "Пять лет и две минуты... Пять лет работы со сборной - и две минуты, которых не хватило для счастья. Всего две минуты..." Зайдя в последний раз в раздевалку, голландец пожал руки некоторым футболистам, поблагодарил своих помощников и спешно удалился. Команда минут 20 ждала его в автобусе, а он в это время, забрав в гостинице вещи, был уже на пути в аэропорт.

Под воздействием эмоций не попадавший в состав защитник Эмека Эзеуго обвинил тренера во всех смертных грехах: "Вестерхоф лжец и плохой человек. Он сделал все, чтобы мы проиграли, только потому, что некоторые из нас были с ним в плохих отношениях". В похожем духе высказался и Йекини: "Мы упустили победу из-за досадной ошибки тренера, который вместо травмированного Амокачи выпустил на поле не того игрока". А Самсона Сиасиа возмутил скорый отъезд Вестерхофа, похожий на побег: "Куда он так быстро подевался? Наверное, испугался нас. Я бы не советовал ему возвращаться в Нигерию. Он не представляет, что его там ждет".

КАДУНСКИЙ БУЙВОЛ

Пожалуй, самым ярким футболистом нигерийской сборной образца 1994 года был нападающий Рашиди Йекини. Он родился в городе Кадуна. Его отец не был преуспевающим бизнесменом, и маленькому Рашиди приходилось разрываться на три фронта: помогать отцу, посещать школу и заниматься футболом. Вскоре его отец неожиданно умер, и 14-летний Йекини забросил учебу. Футбол стал единственной отрадой и делом всей его жизни. В 1983 году он подписал свой первый контракт с клубом "Шутинг Старз". Проведя в нем два года, Йекини перешел в команду "Абиола Бэйбис", которая вскоре развалилась по финансовым причинам. К тому времени на молодого форварда, прозванного за свою мощь Кадунским Буйволом, обратил внимание президент ивуарийского клуба "Африка Спорт" Симплис Зинсу. "Когда я приехал в Абиджан, - вспоминает Йекини, - Зинсу сделал все, чтобы из меня вышел толк. Именно он организовал мой контракт с португальским "Сетубалом".

В этом скромном клубе и прошли лучшие годы в карьере Йекини. В сезоне-93/94 он был лучшим бомбардиром чемпионата Португалии, а в 1992 и 1994 годах становился лучшим снайпером Кубков Африки. Замкнутый и нелюдимый в обычной жизни, Йекини преображался на футбольном поле. Широкому кругу болельщиков он стал известен только после 30 лет, когда за Кадунским Буйволом охотились ведущие клубы Франции, Германии и Турции. Однако "Сетубал" заламывал за Йекини такую сумму, что у покупателей отвисала челюсть.

После чемпионата мира в США карьера Йекини пошла на спад. Его замучили бесконечные травмы, из-за которых он не смог раскрыться в греческом "Олимпиакосе" и испанском "Спортинге". Сейчас Йекини защищает цвета швейцарского "Цюриха", и его шансы на поездку во Францию пока выглядят невысокими.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

Когда у того же Йекини западные журналисты спросили, почему Нигерия впервые попала в финальную стадию чемпионата мира только в 1994 году, форвард ответил: "У нас слишком часто менялись президенты страны и футбольной федерации. А когда нет стабильности, трудно ждать успехов".

29 декабря 1995 года нигерийцы должны были лететь на тренировочный сбор в Кению, где команда собиралась готовиться к Кубку Африки-96. Футболистов уже зарегистрировали на посадку в международном аэропорту Лагоса, но в последний момент сняли чуть ли не с трапа самолета. Руководство сборной сообщило, что вылет отложен на следующий день. А на следующий день по телевидению показали выступление в прямом эфире министра по делам молодежи и спорта Джима Нвободо, который объявил решение военной администрации не посылать национальную команду в Южную Африку. Аргументы были следующими: в ЮАР якобы намечаются акты насилия против нигерийцев, и обстановка там крайне недружелюбная. Все средства массовой информации настроены по отношению к Нигерии враждебно. Есть риск, что нашим игрокам уготован плохой прием, и существует реальная угроза их жизни.

Вся эта история имела политическую подоплеку. В ноябре 1995 года находящиеся у власти в Нигерии военные казнили 9 оппозиционеров во главе с известным писателем Кеном Саро-Вивой. Казнь "нигерийской девятки" была крайне негативно воспринята президентом ЮАР Нельсоном Манделой, который возглавил международную кампанию за введение разного рода санкций против режима Лагоса. Нигерию исключили из Содружества.

За отказ лететь в Йоханнесбург нигерийскую сборную дисквалифицировали на два Кубка Африки. Футболисты оказались заложниками большой политики. "Мы надеемся, что правительство пересмотрит свое решение и позволит нам защитить завоеванный два года назад трофей", - заявил капитан команды Августин Эгуавон. Более эмоционально высказался Самсон Сиасиа: "Я готов купить на свои деньги пуленепробиваемый жилет и играть в нем на Кубке Африки". Однако чаяниям нигерийских игроков не суждено было сбыться.

Продолжение стр. 13.