Газета Спорт-Экспресс от 6 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ |
ШИРОВ СОЗДАЕТ ШЕДЕВР И ВНОВЬ ВЫХОДИТ ВПЕРЕД
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Линареса |
В 10-м туре Владимир Крамник отдыхал. Зайдя в игровой зал, чтобы посмотреть на дебютные откровения коллег, он уже через 15 минут не выдержал и сказал сидевшему рядом Найджелу Шорту:
- Нет, не могу сидеть без дела! Самому играть гораздо легче, чем наблюдать за игрой. Пойду лучше в теннис разомнусь.
Финиш у Владимира непростой: предстоят партии с Каспаровым и Шировым - черными и с Анандом и Свидлером - белыми. Поэтому сдвоенный выходной, который получился у Крамника из-за того, что в 10-м туре он был свободен от игры, а 5 марта на турнире вообще был перерыв, Владимир хотел использовать более плодотворно, чем просиживать штаны в зале.
В ответ на реплику Крамника Шорт произнес:
- А я пойду в пресс-центр спорить с Любоевичем.
- Скажи Любе, что, на мой взгляд, у Ананда "лучше". И у Широва тоже "лучше"... Знаешь, что он тебе ответит? "Крамник ничего не понимает в шахматах!" Так что хороший спор я тебе гарантирую.
Шорт так и сделал. Но Любоевич, услышав это, как ни странно, не завелся с полоборота, а серьезно посмотрел на мониторы и сказал:
- Действительно, у Ананда может стать "лучше", если дело дойдет до эндшпиля. А вот Широв стоит безнадежно! Он проигрывает. Сейчас Топалов пойдет f5-f6 - и черным конец!
Оценки Любоевича бывают крайне максималистскими: у него все или проигрывают, или выигрывают. Ничьи Любомир предсказывает крайне редко. Что же касается его оценки позиции в центральной партии 10-го тура Виши Ананд - Гарри Каспаров, то она разошлась с оценкой участников этой встречи.
КАСПАРОВ:
- В моей партии с Анандом белые настолько крепко все поставили, что пробить их позицию было невозможно. Такие партии у меня уже были, но раньше со мной никто не играл 10. Фd2, а играли: 10. Се2 и 11. C:g4. А10. Фd2 - очень сильный ход. Что я мог сделать, если человек белыми все так защищает!..
Подобным образом чемпион мира оценил быструю ничью в этой партии, которая продолжалась лишь 24 хода. Ананд в тот день явно не был расположен давать большой бой чемпиону мира. Как сказал мне тренер индийца Элизбар Убилава, Виши недоволен своей спортивной формой и без необходимости в драку не лезет. По словам Каспарова, он тоже не чувствует себя вполне выздоровевшим и очень недоволен своей игрой в этом турнире.
Впрочем, к 10-му туру это отношения не имело, потому что в партии с Анандом чемпион продемонстрировал свои агрессивные намерения, но соперник их не поддержал. Ананд ведь недаром говорил мне накануне, что черные могут выиграть, только если белые начнут рисковать. А зачем рисковать с Каспаровым, если можно будет постараться в оставшихся трех партиях выиграть белыми у Веселина Топалова и использовать возможные промахи Крамника и Иванчука, которые будут с ним играть белыми и наверняка постараются победить. Если надежды Ананда сбудутся, то первое место или его дележ с кем-то индийскому гроссмейстеру гарантированы.
А вот уж кто не сидит сложа руки в Линаресе, так это Алексей Широв! Он, видимо, хорошо помнит изречение своего великого земляка Михаила Таля: "Каждый шахматист - кузнец своего турнирного счастья". Широв - хороший кузнец. Он один одержал в этом турнире побед столько, сколько Ананд, Каспаров и Крамник, вместе взятые!
Правда, в 10-м туре Широв был близок к проигрышу. Пойди его соперник Веселин Топалов на 26-м ходу правильно, от позиции черных остались бы только клочья... А ведь еще совсем недавно, как сказал мне Каспаров после тура, Топалов в такой позиции, которую он получил в партии с Шировым, разорвал бы любого...
Что же такое произошло с этим великолепным игроком, еще вчера выигрывавшим один за другим супертурниры 19-й и 18-й категории?
У тренера Веселина Сильвио Данаилова, который наблюдал за партией в пресс-центре, даже слезы навернулись на глаза от огорчения за своего ученика:
- Вместо красивой победы над лидером турнира получить такую ужасную позицию...
Да, тяжела ты, тренерская доля.
Ну а наш кузнец Широв, едва не отбив себе тяжеленным молотом все руки и ноги, после неудач в дебюте и треволнений в цейтноте создал затем подлинный шедевр шахматного искусства! Редкую вещь - этюд в практической партии - сотворил Алексей Широв в тот вечер.
Их бурное и небезошибочное сражение с Топаловым пришло в итоге к эндшпилю с разноцветными слонами, который большинство гроссмейстеров в пресс-центре были склонны считать безнадежно ничейным. "Разноцвет" - такая коварная штука, что даже с двумя лишними пешками выигрыша может не найтись. Никто из специалистов высочайшей квалификации, среди которых были Виши Ананд, Найджел Шорт, Любомир Любоевич, не разглядел в позиции на доске подлинной жемчужины, которую увидел и поднял Широв.
Когда он пошел 47...Ch3!, экспансивный Любоевич немедленно счел Алексея сумасшедшим:
- Что он делает? Ведь это же немедленная ничья!
Но, посмотрев повнимательнее на позицию и посчитав варианты, Любоевич с такой же стремительностью перевел Широва из сумасшедших в гении. Что ж, эти два полюса человеческой психики порой бывают так близки, что и не отличишь...
ШИРОВ:
- Поначалу я не думал, что у меня столь уж плоха позиция после дебюта. Более того, когда я играл на 20-м ходу а7 - а5, я вообще считал, что перехватываю инициативу. Но после того, Веселин нашел удивительно тонкий маневр 21:h3., отгоняя моего слона на d7, а затем отдал пешку "а", неожиданно для себя я обнаружил, что координация моих фигур никуда не годится. В условиях недостатка времени я сделал очень плохой ход 23... Се8, просмотрев ответ 24. е5 с последующим 25. f5... Ну, думаю, если сейчас возьму на d4, то он посчитал, наверное, до мата. Иду куда-то на d5 конем, ни на что уже не рассчитывая. В случае 26. Лf3 черным скорее всего пришлось бы сдаться через парочку ходов после 27. f6, 28. е6... Абсолютно безнадежная позиция! Но вдруг он ходит 26 Cd2 (?). Игра начинается снова - и перевес уже у меня! Однако времени оставалось очень мало, и мой соперник мог сделать ничью: после того как на 33. с4 я сыграл 33... C:d4, у него был очень сильный ход 34. Се7! Но даже и тогда, когда был пройден первый контроль, на доске стояла ничья, несмотря на две лишние пешки белых. Потом, когда цейтнот миновал и можно было принимать решения в более спокойной обстановке, Топалов снова грубо ошибся: он в самой неудачной для белых редакции разменивает ферзей, видимо, полагая, что сделает ничью в эндшпиле с разноцветными слонами... Но, на его беду, у меня нашелся этюдный выигрыш: 47... Сh3!! Ход этот я нашел не случайно. На эту идею меня натолкнул большой дока по части эндшпиля шведский гроссмейстер Ульф Андерсен. Однажды в 1991 году в нашей с ним партии на турнире в Биле я пытался спасти похожий "разноцвет". Мне уже казалось, что защитился, но неожиданно для меня он пожертвовал слона. И выяснилось, что я не могу, имея лишнего слона, справиться с его пешками. В партии с Топаловым получилось еще красивее, так как слон не жертвуется, а подставляется под удар. Такой партией, конечно, довольным быть нельзя, но очко в таблице, да еще полученное в такой важный момент турнирной борьбы, не радовать не может. Вообще у меня пошла какая-то странная игра после того, как я довольно удачно действовал в партиях с Каспаровым и Анандом. Словно меня залихорадило. Надеюсь, что удастся справиться с этим недугом в оставшихся трех партиях.
Разыгрался к концу турнира Василий Иванчук. Две победы подряд - этим тут больше никто не может похвастаться. И одержаны они в очень впечатляющем стиле. Василий даже внешне преобразился: пропала куда-то вялость в движениях, он вновь выглядит собранным бойцом, которому по плечу большие завоевания.
Финиш у Иванчука тоже будет очень трудным: две партии черными - с Топаловым и Каспаровым, одна белыми - с Анандом. Но, несмотря на таких могучих соперников и обилие черного цвета, все сходятся во мнении, что если Василий будет и дальше ТАК играть, то сможет натворить дел...
В среду в пресс-центре появился Борис Постовский. Старший тренер мужской сборной России прибыл сюда из Франции, где судил матч ветеранов и молодых дарований. За ветеранов играли Святозар Глигорич, Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Соперниками их были самые юные гроссмейстеры мира Руслан Пономарев, Этьен Бакро, Таль Шакед, Игорь Натаф. Ветераны победили с общим счетом 16,5:15,5.
Внимание Постовского было приковано к партии лидеров российской и украинской команд. Относительно недавно Петр Свидлер играл с Василием Иванчуком на командном чемпионате мира в Люцерне и уверенно сделал ничью.
После того как Иванчук сыграл на 25-м ходу ладьей на бортовое поле а4, Постовский произнес медленно и с расстановочкой, как умеет только он один:
- Если бы эта партия игралась на Олимпиаде, то я бы очень волновался за ее исход...
Ну что ж, Постовскому наверняка такие волнения еще предстоят на Всемирной шахматной олимпиаде, которая должна состояться в сентябре этого года в Элисте. Там наверняка встретятся сборные Украины и России и наверняка будет тот же состав на первых досках. Но сентябрь еще не скоро. А вот как наши герои сыграют в марте?
Они разыграли модный на этом турнире вариант защиты Грюнфельда с 8. Лb1, который встретился в двух партиях с участием Крамника. Свидлер в отличие от своих более искушенных коллег Каспарова и Топалова не стал отдавать пешку b7, а продвинул ее на 12-м ходу вперед на одно поле. Иванчук здесь неожиданно погрузился в раздумья, затянувшиеся минут на 20. Время на часах соперников все больше и больше отличалось одно от другого, и к 20-му ходу его у Иванчука было на один час меньше, чем у Свидлера.
- Самое интересное, - заметил наблюдавший за партией гроссмейстер Михаил Рычагов, хорошо знакомый с этим вариантом, - что Василий не сделал пока ни одного своего хода: все это уже известно в теории.
Но теорию надо ведь еще вспомнить. Когда после партии я спросил Иванчука, почему он так долго думал в дебюте, Василий ответил, что вспоминал партии, сыгранные на эту тему.
И вспомнил все! А вот Петр, похоже, немного подзабыл теорию. Хотя он наверняка знал, что белые там где-то все время норовят поймать черного ферзя, в своей партии этот момент Свидлер пропустил. А наступил данный момент аккурат на 25-м ходу, после которого Борис Постовский и произнес свою историческую фразу.
После хода 25. Ла4 черным для того чтобы вызволить ферзя из западни, приходится расставаться с пешкой "b", которую они так берегли. Позиция была уже не такой хорошей, но вполне защитимой. А если учесть катастрофические показания иванчуковских часов, то шансы у Свидлера на спасение были реальные. Но то ли он поддался соблазну вылезти за счет чужого цейтнота, то ли еще по каким причинам, но сыграл Петр плохо: маневр 29... Kd8 с последующим 30... f5 позволил белым разрушить крепость черного короля и создать многочисленные слабости в их лагере. На висящем флажке (засекали потом специально по секундомеру: у Василия оставались 10 секунд на ходов 5) Иванчук играл удивительно точно и сильно, чего не скажешь о Свидлере, хотя времени у того было раз в сто больше. Концовка партии получилась очень увлекательной и красивой: на доске появились новые ферзи, но у белых были живы еще и две пешки, а черный король оказался совершенно голым, как в сказке Андерсена, и сложил он в этом безрадостном эндшпиле свою голову на 58-м ходу.
X тур. Василий Иванчук (Украина) - Петр Свидлер (Россия) - 1:0. Веселин Топалов (Болгария) - Алексей Широв (Испания) - 0:1. Вишванатан Ананд (Индия) - Гарри Каспаров (Россия) - ничья.
После десяти туров: Широв - 5,5 очка из 9, Ананд - 5, Каспаров и Владимир Крамник (Россия) - по 4,5 из 8, Иванчук - 4, Свидлер - 3,5 и Топалов - 3 из 8.