Газета Спорт-Экспресс от 5 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

5 марта 1998

5 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

№74. Март'98

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

ФРАНЦИЯ - 1938

В третьем по счету первенстве мира Италия подтвердила свое право называться сильнейшей в мире, хотя и с известной долей условности. На турнир 1938 года во Франции вновь не удалось собрать многих сильных мира сего. Вся Британия по-прежнему игнорировала это соревнование. Уругвай все еще продолжал бойкотировать Европу, хотя прошло уже восемь лет с тех пор, как она его "обидела". На сей раз к бойкоту подключилась и Аргентина - во-первых, по причине конфликта с Бразилией, а во-вторых, из-за того, что комиссия ФИФА по проведению Кубка мира в последний момент изменила свое решение относительно страны - хозяйки чемпионата. Первоначально предполагалось, что столицей третьего мундиаля должен был стать Буэнос-Айрес. Но затем, на конгрессе 1936 года в Берлине, она была перенесена в Париж. Желая отметить таким образом исключительные заслуги своего президента - француза Жюля Римэ, ФИФА вместе с тем пошла на нарушение собственного регламента, согласно которому чемпионаты мира полагалось проводить попеременно на двух континентах. Естественно, южноамериканцы, и в первую очередь аргентинцы, почувствовали себя ущемленными. Между тем в Аргентине в то время подобралась очень сильная сборная во главе с нападающим Эрико, лучшим бомбардиром страны всех времен, и полузащитником Эрнесто Ладзати, который носил кличку Pibe de oro ("Золотой мальчик") - точно такую же, которой четыре десятилетия спустя наградили Диего Марадону.

ИТАЛЬЯНЦЫ ПРИЗНАВАЛИСЬ ФАВОРИТАМИ

Чемпионат Франции проходил в тяжелой атмосфере - в воздухе уже явственно пахло войной. Мрачные политические события не могли не наложить своего отпечатка и на футбольную жизнь. Испания, в которой уже вовсю бушевала гражданская война, исключила себя из числа участников. Австрии, успешно прошедшей отборочный цикл, "помогла" это сделать Германия. Когда проходили квалификационные игры, Австрия еще была независимой страной. Но затем произошел так называемый аншлюс, и к началу финального турнира сильнейшие австрийские футболисты - наследники "вундертима" - вошли в состав главной команды гитлеровского рейха.

Но даже с учетом всех этих потерь в третьем первенстве мира приняло участие рекордное для того времени число участников - 36. По новому регламенту Франция, как страна-организатор, и Италия, как чемпион, от отборочных игр освобождались. Единственным сюрпризом этой стадии стало третье место в своей группе, занятое Югославией. Она пропустила вперед Польшу и Норвегию, отдав им пропуска в финал. Это был второй подряд провал югославов, считавшихся одними из фаворитов: отборочный цикл к ЧМ-34 им тоже оказался не по зубам.

Удельный вес европейцев на сей раз оказался еще более внушительным, чем это было четырьмя годами ранее. Теперь только три участника не принадлежали к Старому Свету: Бразилия, Куба, а также такая экзотическая команда, как Голландская Ост-Индия (прежнее название Индонезии).

Бесспорным фаворитом турнира признавалась Италия, и не только потому, что была действующим чемпионом. На европейской арене "Скуадра адзурра" установила такую же диктатуру, какую установил в самой стране Бенито Муссолини. Авторитет команды Витторио Поццо рос год от года. Она не уступила ни одного матча с ноября 1934 года, выиграв престижный в то время Межнациональный кубок (прототип чемпионата Европы) в 1935 году и Олимпийские игры в Берлине в 1936-м. Олимпийскую команду тоже возглавлял Поццо. Нескольких игроков из той команды он вскоре включил в основной состав сборной, грамотно осуществив смену поколений.

В частности, позиции защитников заняли экс-олимпийцы Фони и Рава, в нападении вместо Гуаиты, Скьявио и Орси проявили себя Пазинати, Биавати, Колаусси и особенно Пиола, который обладал наиболее полными данными центрфорварда - мощный, техничный, с голевым чутьем, любивший бить из сложных положений. В воротах вместо Комби появился Оливьери, носивший забавное прозвище Кот-Волшебник. В полузащите, которой ранее заправлял колоритный Монти, теперь самой важной фигурой был уроженец Уругвая Андреоло, прирожденный диспетчер. Андреоло был единственным "ориундо" в команде образца 1938 года. Если про первую победу итальянцев можно было сказать, что она с немалым "южноамериканским окрасом", то про вторую - уже нет. Словом, во Франции играла уже практически новая команда. Единственное, что уцелело от предыдущего мундиаля, была связка инсайдов Меацца - Феррари.

1/8 ФИНАЛА

ЧЕМПИОНЫ МИРА ЕДВА НЕ СРЕЗАЛИСЬ НА ПЕРВОМ ЖЕ СОПЕРНИКЕ

Витторио Поццо, который охотно сам публиковал свои заметки в прессе (а после завершения тренерской карьеры переключился на журналистский хлеб целиком) называл команду-38 "единым энергетическим блоком". У него, да и у большинства других специалистов, не вызывало сомнений, что она явно превосходила свою предшественницу в плане командной игры.

В первом матче жребий свел итальянцев с Норвегией, которую они обыграли ранее в полуфинале Олимпиады в Берлине. Матч проходил в Марселе - городе, который стал приютом для многих тысяч итальянских беженцев, не разделявших фашистских убеждений. Так "Скуадра адзурра" сразу попала в крайне враждебную обстановку: десять тысяч земляков собрались на стадионе не для того, чтобы поболеть за своих, как это обычно принято, а чтобы яростно их освистать (хотя потом очевидцы свидетельствовали, что, выражая таким образом свое несогласие с режимом Муссолини, эмигранты в душе все-таки желали своей команде побед).

"Критический момент - это тот, когда команда находится на гребне успеха, - философствовал в своих воспоминаниях Поццо. - А тогда, в Марселе, свист в наш адрес только заставил нас сжать зубы. Нас не удалось морально сломить. Игроки никогда не хотели и думать о том, чтобы быть орудием политической пропаганды. Я могу иметь свои собственные убеждения, но у меня также есть и свой долг. Я должен был готовить команду для побед, невзирая на то, какая власть на дворе, и я это делал".

Матч с Норвегией представлялся в значительной степени проходным, тем более что прошло ровно 100 секунд, как итальянцам удалась результативная атака: норвежский вратарь отбил удар Феррари, но игрок с похожей фамилией Феррарис дослал мяч в сетку.

Но далее все пошло совсем не так, как предполагалось. Брустад сравнял счет (то же самое он два года назад сделал и в Берлине). Затем он же вторично отправил мяч в сетку, но немецкий судья Беранек, который, "как положено", был на стороне политических союзников, совершенно необоснованно его не засчитал. Норвежцев вопиющая несправедливость только раззадорила. Они пошли вперед с новой силой, и незадолго до конца основного времени Брюнильдсен вышел один на один с Оливьери. Забей он гол - и тут бы даже Беранек не помог. Но Оливьери спас ситуацию. Игра перешла в добавочное время, и там чемпионам мира удалось нанести решающий укол скандинавам. Вратарь не удержал мяч в руках после пушечного выстрела Пазинати, но Пиола был тут как тут - 2:1.

Это был тот случай, когда победа должна была не столько обрадовать тренера, сколько озаботить. Поццо нашел причину неуверенного выступления своей команды в... журналистах. Он принял решительные меры по "искоренению постороннего влияния на игроков", как было указано в заявлении. "Я совсем не желал того, чтобы некоторые писаки сбивали игроков с толку своими подчас бредовыми мнениями и суждениями, как это происходило поначалу, - пассаж из его воспоминаний. - Мне стало очевидно, что журналисты, когда они находятся в чересчур тесном общении с игроками, вредят им. Игроки должны слушать только один голос, следовать только одной линии. Я взял всю ответственность на себя, выставил всех журналистов из гостиницы, где мы проживали, и постановил, что впредь они не должны будут останавливаться там, где останавливаемся мы. В случае нарушения этого распорядка пригрозил призвать на помощь полицию. Я благодарен генералу Ваккаро, президенту федерации, который оказал мне в этом полную поддержку. Будущее показало, что я был прав. Уже через два дня обстановка в команде снова стала спокойной. Еще раз убедился в том, что главное - это порядок. Беда, тому генералу, который не держит своих солдат под постоянным контролем".

Кроме того, Поццо произвел кое-какие перемены и в составе. Убрал правого защитника Мондзельо, заменив его на Фони, а на места нападающих Пазинати и Феррариса поставил Биавати и Колаусси.

А ИХ ДРУЗЬЯ ПО КОАЛИЦИИ ЭТОЙ УЧАСТИ НЕ ИЗБЕЖАЛИ

Итальянцы с грехом пополам, но прошли первого соперника, а вот сборная, представлявшая другую страну гитлеровской коалиции - Германию, совершенно неожиданно вынуждена была очень быстро собирать вещи и отправляться домой. Даже то, что в придачу к непременному "тевтонскому" атлетизму австрийцы привнесли свои фирменные изысканные "кружева", команду третьего рейха это не спасло. Не нашлось у них и такого "покровителя", каким стал для итальянцев Беранек. Да и соперник, которому удалось выбить третьих призеров предыдущего первенства, вызывает удивление - им оказалась Швейцария, которую лавры всегда обходили стороной. Судьба победителя решалась в двух матчах: первый завершился вничью - 1:1, во втором швейцарцы победили - 4:2 - благодаря дублю "Трелло" Абегглена. Эта громкая победа сделала знаменитым их тренера австрийца Карла Раппана, изобретателя знаменитого "замка", названного его именем.

Еще одним сюрпризом стала победа безвестной Кубы над Румынией. Здесь тоже команды выясняли отношения два дня - 3:3 и 2:1. У кубинцев все отметили виртуозную игру вратарей. В первом матче ворота защищал один, во втором - другой, но действовали они с равным блеском.

Но ни одна из упомянутых выше дуэлей не могла сравниться с тем, что происходило в матче Бразилия - Польша. Поляки задали "кудесникам мяча" жару: выиграли первый тайм - 3:1. Во втором бразильцы отыгрались - 4:4, а в добавочное время каскад ударов и голов продолжился, и итог выразился счетом, который нечасто встретишь и в хоккее, - 6:5 (хотя и это еще не было пределом: в 1954 году Австрия и Швейцария сыграли в еще более открытый футбол - 7:5, причем это действо ограничилось только основным временем).

Кроме дуэли самих команд захватывающим было соперничество двух центрфовардов суперкласса - бразильца Леонидаса и польского гиганта Эрнста Виллимовски. Они оказались достойны друг друга - каждый сделал по покеру, причем Леонидас один из своих голов забил ножницами через себя (или "бисиклетой" - велосипедом, как говорят в Бразилии) и еще один - босой ногой. По ходу матча бутсы у нескольких игроков сборной Бразилии пришли в негодность - отчасти из-за отчаянной борьбы, отчасти из-за проливного дождя, и судья разрешил им, приняв во внимание, что запасной обуви не оказалось, играть разутыми.

А Виллимовски, забив 21 мяч в 21 игре за сборную Польши, затем не постеснялся примерить на себя черно-белую форму со свастикой: когда его родина была аннексирована гитлеровцами, он провел еще 8 матчей в сборной Германии, забив в них 13 голов.

Остальные поединки 1/8 финала шли в одни ворота. Чехословаки легко устранили с дороги голландцев (3:0), которые к тому же последние полчаса играли без травмированного ван Хеела. Франция без труда обыграла Бельгию (3:1), несмотря на присутствие в ее рядах лучшего нападающего Брэна, который к тому времени уехал из своей страны в Чехословакию, где выступал за пражскую "Спарту". Венгрия, как и ожидалось, отправила домой посланцев Тихоокеанского региона - индонезийцев (6:0). Ну а шведам повезло больше всех - они попали в четвертьфинал автоматически ввиду того, что их соперник - Австрия - исчез с политической карты мира.

1/4 ФИНАЛА

ПАРИЖ ДЛЯ "СКУАДРЫ АДЗУРРЫ" ОКАЗАЛСЯ ПРИВЕТЛИВЕЕ МАРСЕЛЯ

Итальянцы перевели дух после марсельского кошмара. Как ни странно, несмотря на то, что в четвертьфинале им выпало встречаться с хозяевами чемпионата - французами, аудитория - а дело происходило в Париже - на сей раз отнеслась к ним куда более приветливо, по достоинству оценив их мастерство. У подопечных Поццо словно крылья за спиной выросли: они не заставили усомниться в своем превосходстве. Первый тайм, правда, завершился вничью - 1:1. На мяч Колаусси ответил голом француз Хайссерер. Но во втором тайме начал блистать Пиола, который забил два красивых гола, и "Скуадра адзурра" победила - 3:1. Высоких оценок удостоился также Биавати, который играл за сборную первый раз в жизни, но вошел в ее состав как влитой. На его счету две голевые передачи и попадание в перекладину.

А болельщики в Бордо увидели, напротив, одну из самых неприглядных с эстетической точки зрения игр в истории чемпионатов мира. В сборных Чехословакии и Бразилии хватало выдающихся мастеров, но их матч вылился в вакханалию хулиганства. Венгерский арбитр Херцке изгнал с поля трех игроков - бразильцев Зезе Просепио с Машадо и чеха Ржигу. Чешский бомбардир Неедлы, которому два названных соперника совместными усилиями сломали ногу, умудрился в таком состоянии продержаться на поле до 51-й минуты, когда Леонидас с пенальти сравнял счет. Только тогда ему стало совсем плохо, и его отправили в госпиталь. После матча туда же попал и невезучий вратарь Франтишек Планичка, которого ломали и на предыдущем чемпионате мира (испанцы). Но и это еще не все: Кошчалек и Перасио вывели из строя друг друга и тоже оказались "вне игры". Заканчивали матч бразильцы ввосьмером, а чехословаки - всемером (без учета инвалидов)! Ничья - 1:1.

Как выяснилось на следующий день, ущерб чехов оказался гораздо чувствительней. Бразильский тренер Адемар Пимента выставил на поле девять новых игроков (оставив только вратаря Валтера и форварда Леонидаса), но новый состав практически ничем не уступал старому. У соперника же не смогли выйти на переигровку самые незаменимые - Планичка, Неедлы, Пуч. Но и на то, чтобы сломить ослабленных чехов, у Бразилии ушло немало сил. Копецки открыл счет, и только во втором тайме Леонидас и Робертс склонили чашу весов на свою сторону - 2:1.

В двух других поединках серьезной борьбы не было. Венгрия обыграла Швейцарию (2:0), а шведы убедительно доказали, что посланцы с будущего Острова Свободы взлетели слишком высоко - в воротах кубинцев побывало аж восемь мячей. И это несмотря на то, что голкипер с символичной фамилией Карбахалес (сразу приходит на память знаменитый мексиканец Карбахал) вновь творил чудеса. Но следует учесть, что скандинавы прошли в четвертьфинал без игры и были свежими, в то время как их соперник выдержал перед этим изнурительную двухдневную схватку с Румынией и был истощен и физически, и морально.