Газета Спорт-Экспресс от 21 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
NAGANO-1998 |
ХОККЕЙ |
НХЛОВСКИЕ БОГИ ЖИВУТ И В ЕВРОПЕ
Евгений РУБИН |
из Нагано |
"Переворот в олимпийском хоккее!", "Мир впервые увидит, что это за игра в исполнении звезд НХЛ!", "Финальный матч Канада - США станет шоу, какого еще не было!" - сколько об этом кричали с телеэкранов и газетных страниц на протяжении многих месяцев. А к чему все свелось? К тому, что в финале играют Россия и Чехия, наследницы и правопреемницы команд, которые разыграли золотую олимпийскую медаль 30 лет назад в Гренобле, - сборных СССР и Чехословакии.
Так стоило ли огород городить?
Исходя из общих интересов, не сомневаюсь, - стоило. Уже хотя бы ради того, чтобы перестать делить хоккейный мир на крошечную группу "чистых" и большую толпу "нечистых". Тем более что зрелище, свидетелями которого стали миллионы людей, не пострадало. Оно было захватывающим и пришло к непредсказуемому исходу. А ведь кульминация еще впереди - финал.
* * *
Премьера итальянской футбольной сборной конца 60-х годов искуснейшего форварда Сандро Маццолу журналисты спросили после одного матча, почему ему не удалось забить с пенальти гол Льву Яшину. Он ответил просто: "Потому что он лучше меня играет в футбол".
Повторить эти слова мог бы вратарь хоккейной сборной Канады вчера после полуфинальной встречи, в которой его чешский коллега Доминик Гашек парировал все послематчевые штрафные, а он, Руа, один не сумел.
Да, хочешь - не хочешь, надо признавать: Гашек играет лучше.
Такое признание - болезненный удар по самолюбию каждого жителя родины хоккея. Руа в ней поставлен в один ряд с легендарными хоккейными героями всех времен на родине этой игры. И вот нашелся лучше, в Европе.
Штрафные броски завершили и этот матч, и цепь доводов в пользу превосходства Гашека над Руа. Счет основного времени был 1:1. Но шайба попала в одни ворота в результате единственной ошибки канадского вратаря, а в другие, по стечению обстоятельств, срикошетив от клюшки партнера, - чешский вратарь не допустил ни единой оплошности.
О предстоящей в этой встрече дуэли голкиперов много писали. Руа по этому поводу верно заметил: "В наших силах помочь своим не проиграть. Выигрывают встречи те, кто забивает голы". И по этой части чехи тоже не уступили канадцам. Не только благодаря голкиперу. Канада, где что ни хоккеист, то суперзвезда, как ни старалась, не сумела захватить в свои руки нити игры. И не изворотливость противника сделала матч во всех отношениях равным, а его готовность и умение сражаться привычными и любимыми методами канадцев на каждом клочке поля и в каждом эпизоде.
Наблюдая за его ходом, я то и дело ловил себя на мысли: почему, скажем, какой-нибудь Род Бриндамор, или его друг Замунер, или еще полдюжины канадцев играют в великой лиге, а имена Павола Патеры, Иржи Допиты или Либора Прохазки известны лишь не столь уж широкому кругу знатоков? Чем они хуже?
Вероятно, мысли эти родились под свежим впечатлением от увиденного. На самом деле НХЛ есть НХЛ. Просто ее руководство переоценило возможности канадцев и американцев, решив, что они на две головы выше всех на свете. Или, перефразируя известное изречение, что "нет в мире хоккейного Бога, кроме НХЛ, и пророки его - канадцы".
Руководителей НХЛ не озаботили соображения о том, что североамериканские сборные должны выступать в непривычных условиях, что у них, составленных из хоккеистов двух десятков клубов, нет времени сыграться, что они привыкли с малых лет к турнирам, где команды расставляются по окончательным местам не после одного матча, а длинной серии, что у них в крови сознание: не золотая олимпийская медаль, а Кубок Стэнли - высшее достижение хоккеиста.
При соблюдении всех этих условий Канада и США пришли бы в Нагано к финишу призерами.
Олимпийский турнир успел уже обзавестись своими героями. О Павле Буре - чуть позже. Но есть еще Теему Селянне и Яромир Ягр, Доминик Гашек и Саку Койву. Верно, все они европейцы. Но ведь одновременно все они - из НХЛ.
Не берусь предсказывать, отпугнет ли руководство лиги эксперимент в Нагано. Верю, что нет. Турнир получился увлекательным. Да и сама лига получила более полное представление о резервах, которыми располагает.
* * *
Второй по времени полуфинал, Россия - Финляндия, возвел Павла Буре на пьедестал такой высоты, на какую не восходил никогда ни один хоккеист в истории этой игры. Всех тех, кого боготворят в Новом Свете, видели лишь тамошние зрители, остальные о них наслышаны. Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто - услышать. А у нынешнего олимпийского турнира, хвала НХЛ, небывалая реклама, и его аудитория - вся планета. Буре забил пять своих голов в одном матче на ее глазах. И не голов вообще, а позволивших его команде выйти в финал.
Жаль, что на фоне Буре несколько блекло смотрелась вся команда. Она дважды отдавала добытое главным образом им, ее капитаном, преимущество в счете, почувствовав погоню, она суетилась и теряла лицо, едва не упустила при счете 4:4 победу.
Я напоминаю об этом не для того, чтобы подлить ложку дегтя в бочку меда, аромат которого источает вчерашний успех. Но разве не похож был в этом отношении второй матч с финнами на первый, в групповом турнире? И тогда все завоевания едва не были растрачены от растерянности, вызванной преследованием. И тогда команде пришлось ломать себя, чтобы вернуть достигнутое. Двукратное повторение одной и той же ошибки - это уже рецидив. Его в себе изживать непросто.
Надо думать, уроки двух матчей пойдут впрок партнерам Буре: в воскресенье их ожидает испытание посложней - финал.