Газета Спорт-Экспресс от 16 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

17 февраля 1998

17 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

НАГАНО-1998

Финальный раунд. Мужчины

ШАПОЧНЫЕ ЗНАКОМСТВА В "БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ"

Евгений РУБИН

из Нагано

Сразу после матча с финнами тренер сборной России Владимир Юрзинов, еще находясь в плену пережитого только что откровенно признался: "Начиная с середины первого периода всякий раз, когда на лед выходила тройка Теему Селянне, Саку Койву и Йере Лехтинен, я закрывал глаза". И у Юрзинова были для этого все основания: финны к указанному им сроку уже вели 2:0, и оба гола организовали эти нападающие, объединенные на матч с Россией в звено.

Однако справедливость требует отметить и выделить вот какой факт: сердце тренера заставляло екать не только явление этой тройки, да еще сопровождаемой защитником Янне Нинимой. Ее выходу на арену неоднократно предшествовала процедура: раздавался судейский свисток, и на скамейку штрафников отправлялся хоккеист в красной фуфайке. За первые 10 минут так было дважды. И тоже дважды в российские ворота влетала шайба. Стопроцентная продуктивность!

Если исходить из практики НХЛ, такой процент реализации численного превосходства непомерно велик. Но надо все же учесть, что вчера в таких ситуациях финны били кулаком, в который вкладывали все силы, какими располагали. Селянне непревзойденный мастер играть при численном превосходстве, Койву уступает ему тут совсем немного, Нинима у себя в "Филадельфии" обычно, кроме положенной ему смены, выходит на площадку, когда надо "разыграть лишнего". Так россияне оказались в критическом положении, в которое поставили себя из-за собственной несдержанности. В лексиконе канадского хоккея есть термины: "хороший фол" и "плохой фол" "Хороший" - это когда он совершен в своей зоне и во спасение своих ворот от очевидной опасности. Оба проступка, обернувшиеся голами, были "плохими фолами": игроков наказали за запрещенные правилами приемы, первый - у чужих ворот, другой - у борта в углу площадки. И финскому кулаку, и без того всегда готовому создать брешь в чужой защите, был дан шанс сделать это в условиях разреженной обороны. Причем каждый удаленный игрок, спроси его, кто появится у финнов в момент когда сам он отправится отбывать наказание, правильно назвал бы все пять имен. Но лучше бы он мысленно произнес их прежде, чем нарушать правила.

Так неожиданно у команды возникла необходимость решать проблемы, с которыми, по идее, она не должна бы в этом матче столкнуться, - необходимость догонять.

Догоняла она, надо сказать, энергично и красиво - запирая финнов в их зоне, выводя на броски своих снайперов, вынуждая прибегать к "хорошим фолам". Бросок Павла Буре, завершивший голом одно из удалений у противника за такой фол, был великолепен.

Но едва разрыв в счете стал минимальным, опять оплошность. И как назло, в тот момент, когда требовалась повышенная бдительность: владеющего шайбой Алексея Житника преследовал в зоне россиян Селянне. Неписанное правило повелевает в таких случаях: отшвыривай шайбу подальше и побыстрей, пока она на крюке твоей клюшки. Житник этим правилом пренебрег, решив сохранить шайбу у себя. Отрыв финнов снова увеличился.

Сложившаяся в игре ситуация дала повод российской команде показать себе и людям, насколько тверд ее характер и умеет ли она не предаваться в трудную минуту суетливости.

Уже самые первые минуты матча с финнами показали, что Павел Буре, Валерий Каменский, Сергей Федоров в прекрасной форме и что капитан избран безошибочно: в игре Буре явно ощущались энергия, вера в победу и оптимизм - качества подлинного лидера. Большинство остальных действовали со сбоями. Но когда наступил критический период встречи, подтянулись все. И команда превратилась в Команду.

Хорошо, что эту способность поднять уровень своей игры, подчинить себе обстоятельства, проявил матч с финнами. Сборная России, которой предстоят испытания потяжелее и которая существует всего четыре дня, смогла получить большее представление о своих возможностях.

Хотя в интересах сохранения запаса собственных сил, душевных и физических, пожалуй, лучше не доводить дело до критических моментов.

Возвратимся, однако, на сутки назад.

В толпе, вывалившейся из "Большой шляпы" (Big Hat), когда окончился матч Швеция - Канада, я носом к носу столкнулся с Владиславом Третьяком. Его лицо озаряла счастливая улыбка. "Вот и начался настоящий хоккей", - сказал он, пожимая мне руку в знак то ли приветствия, то ли поздравления с этим событием. Я и сам был в приподнятом настроении и разделял его чувства.

Если бы олимпийский хоккейный турнир окончился после первых пяти матчей, воспоминания о нем еще до закрытия Игр стерлись бы из памяти, а про эксперимент с участием игроков НХЛ говорили бы, как о рублевом замахе, принесшем копеечный результат. Разочарование было бы тем более велико, что очень уж большие ожидания связывались с хоккейным турниром. В день, когда матчи восьми начались, город впервые выглядел олимпийской столицей: местный и приезжий люд затопил окрестности стадионов, на широкой лестнице, ведущей ко входам в "Большую шляпу", заиграл оркестр из одних барабанщиков, у киосков, торговавших майками с именами хоккеистов, выстроились очереди, над головами идущих колыхалось море флажков, предназначенных служить удостоверением болельщицких симпатий их владельцев, билеты с рук подскочили в цене.

А внутри стадионов - в тулье "Шляпы" и на трибунах другого, "Водное крыло" (Aqua Wing), где тоже идут игры, костер энтузиазма не получал достаточно топлива. Да, красивый хоккей показала во встрече с Казахстаном российская команда. Да, молодцы шведы, сбившие спесь со все еще упивающихся своим успехом на Кубке мира-96 американцев. Да, достойно выглядела, играя и с канадцами, и с американцами, составленная из "22 неизвестных" Белоруссия. Да, заслуженны все дифирамбы чешскому голкиперу Доминику Гашеку. А все же сами матчи пресноватые. Верней, были такими, пока не вышли на лед сборные Канады и Швеции.

Шведы в матче с американцами прибегли к тактике прессинга, искусственно замедлили игру, выбили противника из привычного ритма и потом брали его тепленьким, усыпив монотонностью. Сборная США в ходе встречи не сумела найти контрмер и потерпела поражение.

Существует такой, вроде бы непреложный, принцип: тактику, принесшую успех, не меняют. Тем более если следующий партнер придерживается той же манеры, что побежденный. А шведы пошли против канадцев - грудь на грудь, стенка на стенку. И показали, что готовы в таком хоккее состязаться на равных с непревзойденными его мастерами. Шайба металась от ворот к воротам, трибуны то ахали, то стонали, то взрывались овациями.

Хоккей, который предпочитают европейские команды, больше по вкусу поклонникам чистого искусства. Он построен на комбинациях из нескольких ходов, на умении игроков предвидеть развитие событий, на прочих возможностях, открываемых широкой площадкой. В глазах публики, жаждущей страстей, мгновенной смены ситуаций, силовой борьбы, от которой трещат бортики, звука выстрелов, рождаемых бесконечными щелчками по воротам, хоккей канадский выглядит привлекательней. Именно такой получился в матче шведов с канадцами.

Шведы открыли счет, канадцы в ответ еще взвинтили бывший вроде бы предельным темп и забросили три шайбы. В антракте коллега задал риторический вопрос: "Ну что, можно уходить?" И так думали многие. Но ошибались.

Шведы не согнулись. Зал с удивлением увидел, что заставить себя играть еще быстрее в состоянии и они. И отрыв канадцев сократился. И финальная сирена застала "Тре Крунур" в момент очередного штурма.

Да, сомнения нет: испытания посложнее воскресного ждут сборную России.

Но что же происходит с Америкой? За поражением от шведов последовал невыразительный матч с Белоруссией. Неизвестно еще, чем бы он завершился, если бы американцы не забили два гола, когда белорусы играли втроем против пяти противников. И удаления у них были вызваны не столько давлением американцев, сколько их собственной неопытностью - наказывали их дважды за неправильную смену состава. А так серьезного превосходства, какое пристало сборной игроков, которым платят за их уникальное мастерство миллионы долларов, над простыми смертными в помине не было.

Две команды - Канады и США - примерно равны по составу. И придерживаются одной манеры. Американцы доказали во время розыгрыша Кубка мира-96, что классом не уступают канадцам. В Нагано и за ту, и за другую сборные играют главным образом те же люди, что тогда, на Кубке мира. И - такая разная игра...

Да, они похожи. Как похожи два близких родственника, один из которых принялся за работу после зарядки и прохладного душа, а другой - после бессонной ночи за карточным столом.

Так это выглядит внешне. Но к финальной стадии турнира могут обрести рабочее настроение и американцы.