Газета Спорт-Экспресс от 16 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
НАГАНО-1998 |
Валерий СТОЛЯРОВ
В НАС НИКТО НЕ ВЕРИЛ
Сергей РОДИЧЕНКО |
из Нагано |
Встретились мы со Столяровым в субботу вечером на центральной площади Нагано после официальной церемонии награждения. Видел я здесь уже не одного чемпиона, но их радость не шла ни в какое сравнение с состоянием нашего двоеборца. Но 27-летний Столяров, как показалось, изо всех сил пытался сдерживать эмоции.
-А какие были ощущения перед стартом?
- Чувствовал я себя с утра не очень хорошо. Но на борьбу старался настроиться.
-Тяжело было в гонке?
- Нет - на удивление! К тому же лыжи были хорошо подготовлены - работали отлично.
-Кто готовил?
- Александр Воронин, он работает и с Ларисой Лазутиной. Спасибо ему огромное!
- А почему на финише уступили?
- Думаю, ошибся. Мне после финиша объяснили, что надо было выбирать крайнюю правую полосу а я пошел по средней. А вообще-то я попытался уйти на последнем подъеме, но, похоже, финн был лучше готов. А может, я морально сдался? Нет, вроде боролся. Особенно когда понял, что медаль у меня будет точно.
-А все-таки, была возможность обыграть Вика? Я имею в виду не гонку, а соревнования в целом.
- Не исключено - если бы второй прыжок получился не хуже, чем первый. В первом мне повезло с ветром - он был встречным. Во втором - нет. В первой попытке я получил неплохое преимущество - шесть очков, это тридцать секунд. И был почти уверен, что выиграю прыжки. Но не получилось. А о гонке я не задумывался. Не люблю загадывать. Все время бывает так - отпрыгаешь хорошо, а потом лыжи не едут, или наоборот.
-В последние годы двоеборцы, прямо говоря, не радовали. Почему произошел прорыв?
- В 1996 году в команде полностью сменился тренерский состав - старшим тренером стал Владимир Сорокин. Он, кстати, готовил Аллара Леванди, который в 88-м тоже стал бронзовым призером Олимпиады. Сорокин сразу взялся за дело. Начал пробивать сборы, добывать деньги. Денег не давали - просили-то много, а в результат не верили. Как мы тогда выступали - в Кубке Европы, где не было сильнейших, занимали пятые-шестые места. Но в 1997 году я все же смог пробиться в Кубок мира и прошлый сезон закончил на десятом месте - это уже неплохо.
-Какой у вас лучший вид - прыжки или бег?
- Вообще-то прыжки, но в нынешнем сезоне они у меня что-то не шли. Не то, что в прошлом, когда на трамплине проблем вообще не было. Затем тренер несколько подкорректировал подготовку в сторону бега, и результаты в прыжках временно снизились. Должен сказать, что готовился я только к Олимпиаде. Поэтому и результат в нынешнем Кубке мира у меня просто смешной - 42-й в общем зачете. Однако нас это не волновало. Впрочем, здесь и заключалась главная проблема: условно говоря, по рейтингу в нашей сборной я был пятый. И поэтому выступление на Играх вообще было под вопросом - знаю, меня отстаивали до самого последнего момента.
-Но ведь было известно, что вы целенаправленно готовитесь к Нагано?
- Знали все, но не все верили в меня. Еще до полудня в четверг не было известно, кто попадает в состав. И, честно говоря, я не думал, что меня поставят. Хотя последнюю прикидку в Чехии я выиграл. Вообще-то мы проводили сбор в Австрии, в горах, но нам не продлили визу на пять дней, и пришлось переехать в Гаррахов. Там я был лучшим и в прыжках, и в гонке. И уже понимал, что набрал форму. На этапах Кубка мира себя немного сдерживал, ведь если бежишь тридцатым, нет смысла выкладываться до конца.
-Расскажите немного о себе.
- Родом я из Ленинградской области, из деревни Лесколово. В школе была лыжная секция, и в 1978 году я туда записался. Год занимался. Но интересы были другие - погулять, похулиганить. Так что я не очень выделялся. А на второй год пришел новый тренер, и он уже начал ставить прыжки.
-Где же в деревне прыгать?
- Тренеры своими руками построили на горке трамплин, маленький, 15-метровый, но настоящий.
-И много мастеров вышло с того трамплина?
- Я один. По воскресеньям ведь вставали, рано утром и ехали на тренировку в Кавголово. А так хотелось спать! И многие не выдерживали.
-Вы женаты?
- Да, у нас с Наташей дочка Лиза, ей три года.
-Надеетесь, что олимпийская медаль улучшит вашу жизнь?
- Очень. Потому что проблемы финансовые, по правде сказать, есть. На сборы и соревнования иногда приходилось ездить за свой счет - питерские спортивные власти не всегда вовремя деньги выдавали, занимать у друзей приходилось.
-Что думаете о предстоящих командных соревнованиях?
- Обо мне и говорить нечего - готов сделать что угодно. И ребята настроены по-боевому. Все от прыжков будет зависеть - здесь трамплин очень сложный. В смысле ветра. И попутный нам не нужен.