Газета Спорт-Экспресс от 5 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

5 февраля 1998

5 февраля 1998 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Сергей НЕМЧИНОВ

БЕЗ ВЕРЫ В ПОБЕДУ ЕХАТЬ В НАГАНО НЕЧЕГО

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке

Закончилась тренировка, и мы с Сергеем Немчиновым вошли в раздевалку. С его лба тоненькой струйкой стекал пот.

-Устал? - спросил я.

- Устал. Но не от тренировки. От поражений.

Мы встретились на следующий день после второй подряд победы его команды - "Нью-Йорк Айлендерс". Однако до этого было 10 беспросветных проигрышей. И два удачных матча не растворили осадок горечи от длившихся почти месяц хронических неудач. Но тем не менее в раздевалке царило веселье. Никто домой не спешил: игроки перебрасывались шутками, кто-то брился, кто-то крутил педали велотренажера, установленного в смежной комнате, кто-то ждал очереди к массажисту.

34-летний Немчинов - один из самых старших в команде. И самый сдержанный и рассудительный. Это, однако, не от возраста. Таким я его знаю с тех пор, когда 7 лет назад, вскоре после его переезда из Москвы в Нью-Йорк, мы познакомились. Разговоров у нас за эти годы было не много, да и то чаще по телефону, и я успел убедиться, что Сергей - не из словоохотливых, говорит короткими, не допускающими двусмысленных толкований фразами и по делу. В этом я усмотрел цельность его натуры - он и на льду предпочитает лаконичные решения и кратчайшие ходы к цели, его дарование не бьет в глаза, специалисты его признают и выделяют значительно быстрее, чем трибуны. Для публики он не очень заметен еще и потому, что должность у него на льду не выигрышная. Он - центрфорвард, но основная его обязанность - не самому забивать, а снабжать шайбами партнеров, если же атака срывается - первым откатываться назад. Так что повод для рукоплесканий Немчинов дает редко.

В Америке любят навешивать спортсменам ярлыки: "самый результативный", "самый жесткий", "самый быстрый"... Их обычно выявляют разного рода опросы и анкеты. Пока таких вот "самых" среди россиян, играющих в НХЛ, не определяли. Если до этого дойдет, то "самым устремленным на ворота", должно быть, назовут Павла Буре, "самым эффектным" - Алексея Ковалева, "самым драчливым" - Дарюса Каспарайтиса...

Сергея Немчинова я бы назвал самым профессиональным. Да, он может допустить ошибку, которая приведет к голу, может не забросить верную шайбу. Но про него никогда не скажешь, что он играл ниже своих возможностей. Нет, кажется, силы, которая способна помешать ему всегда действовать на пределе. А это довольно редкий талант, который, как всякий талант, должен быть в человеке заложен. Думаю, помог Немчинову развить в себе это природное качество ныне покойный тренер Игорь Дмитриев, у которого Сергей многие годы играл в московских "Крыльях Советов" и которого считает своим учителем. Дмитриева, пока он был игроком, тоже никто не мог упрекнуть в том, что он действует ниже своих возможностей.

В Америке Немчинов сменил три команды. 6 лет он играл в "Нью-Йорк Рейнджерс", который обменял его и еще одного своего хоккеиста на двух игроков "Ванкувер Кэнакс". В Ванкувере Сергей провел всего два месяца и участвовал в 6 матчах. Мог бы больше, да "Кэнакс" не попал в розыгрыш Кубка Стэнли и рано ушел на каникулы. Летом у Немчинова закончился контракт. Спортсмен уже находился в том возрасте, когда, по правилам лиги, был не ограничен в праве самому выбирать, остаться ли в нынешнем клубе или принять предложение от кого-то еще.

-И много было приглашений?

- Да где-то 6-7.

-Тогда почему же выбор пал именно на "Айлендерс"?

- Почему? - Сергей замешкался с ответом, и я высказал свою гипотезу:

-Не Нью-Йорк ли - главный магнит?

- Да, и это сказалось. За 6 прожитых здесь лет у меня появилось много знакомых, друзей. Моя семья чувствует себя здесь дома. Еще привлекло меня то, что "Айлендерс" - хорошая команда, в которой большинство - молодые ребята. Значит, есть перспектива.

-"Айлендерс" - не просто молодая команда. "Айлендерс" - самая молодая команда лиги. А "Рейнджерс", откуда вы пришли, сделав короткую остановку в Ванкувере, - самая возрастная. Тем более любопытно провести между ними параллель.

- Все различия идут от того, что перед командами ставятся разные задачи. "Рейнджерс" ориентируется на ветеранов, потому как хочет результат выдать не завтра, а сегодня. А в "Айлендерс" подбирают молодых перспективных ребят и рассчитывают на то, что они подрастут и принесут клубу победы через 3 - 4 года. С ветеранами и работа строится не так, как с молодыми. Им не надо объяснять, кому куда бежать, как выбирать позицию в тех или иных игровых ситуациях. Там тренер заботится о том, чтобы ты находился в нормальном физическом состоянии, чтобы был постоянно готов. А здесь ему приходится проводить много теоретических занятий, прерывать тренировку и разъяснять, как действовать в определенных ситуациях. Здесь идет обучение, как в школе. А там - университет.

-И где интересней?

- Мне интересны оба метода. В "Рейнджерс" я мог многому поучиться у ветеранов, ко всем там было единственное требование: выиграть Кубок Стэнли. А для "Айлендерс" выход в плей-офф - успех, которого этой команде не удавалось добиться несколько лет.

-Есть поговорка "по одежке протягивай ножки". "Рейнджерс" - не только старейший по возрасту игроков, но и богатейший в лиге клуб. Потому и приглашает он дорогостоящих знаменитостей, потому и хочет высших достижений сразу. "Айлендерс" таких расходов себе позволить не может. Что же это за соревнование, если условия неравные?

- Да, "Рейнджерс", если захочет раздобыть любого свободного агента, за ценой не постоит. А у нас немало ребят, которых "Айлендерс" получил за 2 - 3 последних сезона. Из них он и старается вырастить будущих чемпионов.

-Не напрасны ли старания? Вот закончатся контракты у вундеркиндов вроде Брайана Берарда или Зигмунда Палффи, предложит им тот же "Рейнджерс" непосильную для "Айлендерс" зарплату, и станут они чемпионами там, а не здесь.

- И такое может случиться. Кстати, у Палффи срок контракта истекает летом. Говорят, просит 5 миллионов. Но, во-первых, он молодой, а значит, станет свободным агентом с компенсацией, и тому, кто на него позарится, придется отдать в обмен несколько драфтов. Во-вторых, как раз сейчас в "Айлендерс" приходят новые хозяева, которые, по их словам, намерены заняться приобретением звезд. Отсюда и разговоры, в которых фигурируют имена Сергея Федорова и Александра Могильного. Вроде бы "Айлендерс" стремится их заполучить.

-Где эти разговоры ведутся?

- В прессе. В клубе об этом говорить не принято.

-Ну хорошо, "Айлендерс" получает нового хозяина. А другому клубу из не слишком зажиточных будущее не сулит перемен. Разве допустимо такое неравенство?

- Это - бизнес. Так было и так будет всегда. Все стремятся улучшить свое финансовое положение, все идут своими путями.

Да, прав Немчинов, все идут своими путями. При этом, правда, довольно часто выбирая далеко не лучшие. Толстосум "Рейнджерс" не мог завладеть Кубком Стэнли более полувека, наконец 4 года назад добыл его и с тех пор снова занят бесплодными попытками повторить успех.

-Перейдем к иной теме и иным параллелям. Лет 15 назад, будучи в Нью-Йорке, Виктор Тихонов доказывал мне, что игроки в Северной Америке прекрасные, с чем я был согласен, а тренеры слабые, в России они куда лучше, в чем я сомневался. Тихонов прав?

- Сравнивать трудно. Не знаю, изменилось ли что-то сейчас, но в мое время в России тренер должен был обеспечить тебя и квартирой, и зарплатой, и выбить премию. Здесь он занимается только тренировочной работой, думает лишь о том, как подготовить тебя к следующей игре и как провести занятие. А где ты будешь спать и есть, что станешь делать после матча, его не заботит.

-Это - одна сторона дела. Другая - тренерская квалификация, знания, понимание игры, отношения с людьми. Тут разница есть? И если есть, велика ли она?

- Все тренеры и здесь, и там разные. Кто-то, как работавший в "Рейнджерс" Роджер Нильсон, считал главным обеспечить прочную оборону. Он и упражнения подбирал, и задания на игру соответствующие давал. Когда его сменил Майк Кинэн, акцент был перенесен на физическую подготовку. Он понимал: хоккеисты, которые ему достались, опытны, их ничему учить не надо, нужно лишь поддерживать их форму. Он прекрасно руководил игрой со скамейки, знал, кого и когда выпустить на лед.

-Но после Нью-Йорка счастье от Кинэна отвернулось. И в Сент-Луисе, и в Ванкувере его преследуют сплошные неудачи. Невольно возникает вопрос, действительно ли он сильный тренер?

- По поводу Сент-Луиса и Ванкувера ничего сказать не могу. Но тренер он яркий, тренер-победитель. Кинэн это доказал и у нас, и до нас. Хотя у него немало и негативных качеств, мне с ним было интересно работать. Он умел настроить каждого из нас так, чтобы в любой игре ты отдавал себя на все 100 процентов и стремился только к победе. Другие тренеры, конечно, тоже на это нацеливают. Но он делает это как-то особенно искусно. Мне даже трудно сформулировать, чем он берет.

-А не возникало ли ощущения, что он тебя третирует, задевает твое человеческое достоинство, не видит в тебе ровню?

- Бывало. Он мог накричать в раздевалке, на скамейке, а в наказание не выпускал по нескольку смен. И к себе вызывал для бесед. Перед финальной серией с Ванкувером, в которой мы выиграли Кубок Стэнли, он пригласил в свой кабинет нас, русских - Лешу Ковалева, Сашу Карповцева, Сергея Зубова и меня, и заявил: "Ходят разговоры, что для вас Кубок Стэнли ничего не значит и что если вы в команде, то ей Кубка не видать". Я понимаю, что таким образом он хотел нас настроить. Для раззадоривания других наверняка находил иные слова. И своего добивался.

-Насколько я понял, здесь, как и всюду, тренер тренеру рознь. Не слабостями ли нынешнего наставника вызваны нынешние неудачи "Айлендерс"? Команда ведь по составу отличная, потому и сулили ей удачный сезон.

- Мы и стартовали здорово. К Рождеству набрали 50 процентов возможных очков, чего давно с "Айлендерс" не случалось. Обычно он плохо начинал, а потом не мог наверстать упущенное. А тут вроде бы все в порядке. И, по-моему, мы успокоились. Когда же произошел срыв, занервничали. При таком настроении везение изменяет. Мы стали проигрывать на последних секундах, в овертаймах. Думаю, сказались молодость и нехватка опыта: большинство ребят не бывало в таких переделках.

-Не трудно играть в команде, где нет ни одного земляка?

- Нет. Вот в "Рейнджерс" первый год было трудно. Я там тоже был один и без языка. Теперь - другое дело. Да и ребята подобрались здесь симпатичные и дружные.

-Я неслучайно заподозрил, что причина вашего срыва связана с тренером. Если среди игроков нет такого лидера, как Марк Мессье, это бремя должен взять на себя тренер. В том-то и сила Кинэна, что он - лидер. У вас же ни на льду, ни за скамейкой такого нет.

- Да, перед сезоном были планы пригласить опытных мастеров, чтобы они показали, как надо бороться и выигрывать. Потому и взяли нас с Майком Хафом из "Флорида Пантере", который на год старше меня. Но, думаю, в данном случае на эту роль нужен известный и авторитетный хоккеист-американец или канадец. Такого нам не хватает для стабилизации игры.

-Что дает общение с такими партнерами, как Мессье, Брайан Лич, Уэйн Гретцки?

- Мне давало многое. Смотришь, как они готовятся к играм, как тренируются, как настраиваются, и учишься. С Гретцки я пробыл в "Рейнджерс" меньше сезона, но и этого мне хватило, чтобы, наблюдая за тем, какие упражнения он выполняет на тренировках, какие решения принимает на льду, как держится, отдыхая между сменами, понять, почему он и другие великие выступают столько лет и на таком уровне. Это большое искусство - самому себя подготовить и к отдельной игре, и к целой серии, и ко всему чемпионату. Надо ведь провести за сезон 82 матча, не считая плей-офф, и во всех оставаться на высоте.

-Без разговора об Олимпиаде нам не обойтись. Сколько ни ищу, не могу найти ответ на вопрос, который меня мучает: почему все игроки НХЛ так рвутся на Олимпиаду, горят таким желанием выступить там под флагом своей страны, а те, кто надеялся быть в сборной, но не попал, так переживают, и только полдюжины россиян под разными предлогами отказались ехать в Нагано? Откуда это равнодушие к общенациональному делу?

- Большинство наших тоже с радостью приняли приглашение в сборную. А кто отказался, имеет, наверное, на то свои причины.

-У других таких причин почему-то нет. Должно же быть какое-то объяснение этому феномену?

- Видимо, старший тренер сборной и президент федерации, когда приезжали сюда и беседовали с каждым кандидатом, такие объяснения получили. Меня в известность не ставили. Так что мне судить трудно.

-А каковы у российской команды шансы на победу в Нагано? И есть ли они вообще?

- Если не верить в возможности нашей сборной, в Нагано лучше не ехать. У нас прекрасная команда. В ней все, кто хотят играть, а это очень важно. В общем, нам по силам бороться за медали, в том числе и золотые.