Газета Спорт-Экспресс от 31 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

1 февраля 1998

1 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

NAGANO-1998

ДО ОТКРЫТИЯ 7 ДНЕЙ

В четверг вечером члены сборной России по санному спорту рейсом "Аэрофлота" вылетели в Японию. Среди них - один из фаворитов предстоящих Игр Альберт Демченко, который год назад на предолимпийской неделе в Нагано выглядел намного сильнее своих конкурентов.

Альберт ДЕМЧЕНКО

БУДУ ВЫСТУПАТЬ НА САМОДЕЛЬНЫХ САНЯХ

- Несмотря на некоторые успехи, особо удачной для себя прошлую зиму я назвать не могу, - начал нашу беседу Демченко, которого мне удалось разыскать в Олимпийском комитете России во время примерки костюма "от Грекова" - парадной формы, в которой члены нашей сборной выйдут на церемонию открытия Игр. - Для меня, к сожалению, это характерно - хорошо провести первую Половину сезона и подсесть во второй.

-Надеюсь, Олимпиада в Нагано для вас - первая половина сезона?

- Время восстановиться, к счастью, есть: первые тренировочные заезды в Японии начинаются 2 февраля. Важно и то, что по сравнению с этапами Кубка, где заезды на двойках и одиночках проходят в один и тот же день и нет возможности перестроиться на другую скорость, система стартов на Играх попроще. У нас существует поверье, что лучший возраст для саночника - ближе к 30. Мне сейчас 26 лет, именитые "старички" как раз сходят, а молодые только дозревают. Ведь сани - вид спорта чисто психологический, где все решают крепкие нервы, борьба идет не с соперником, а с самим собой. Кстати, мой план на Игры - место с 1-го по 4-е.

-Трасса в Нагано вам понравилась?

- Иначе и быть не может, ведь на предолимпийской прикидке я выиграл у всех сильнейших, да еще с рекордом трассы! Она очень скоростная. Есть, правда, два места, где надо быть очень аккуратным. Японцы решили не изменять природный ландшафт, оставив два идущих в гору участка, при неправильном прохождении которых скорость сильно падает. Самое главное, что в Нагано шансы всех спортсменов будут изначально равны. Ведь в основном этапы Кубка мира проходят в Германии и Австрии, то есть на трассах, хорошо знакомых большинству лидеров санного спорта. А нас эти ребята туда тренироваться не пускают, и выступать на них приходится фактически с листа. В Нагано же все будут в одинаковых условиях. Что касается хозяев-японцев, которые могли вдоволь покататься на своей трассе, то они в санях особо не котируются.

-Вы намерены выступить в обоих видах программы?

- Да, но если в прошлом году я сосредоточил внимание на двойке, то с этого сезона основной упор делаю на одиночку.

-В технике езды между ними большая разница?

- Двойка, пожалуй, посложнее. Санями-то управляют два человека, поэтому их координация и каждое движение должны быть идеально отточены. С другой стороны, у одиночных саней поменьше вес и размеры, следовательно, скорость повыше. В Нагано на них я разгонялся до 130 км в час, а в двойке г примерно до 115.

-Сани у вас импортные?

- Двойка - итальянская, а одиночку сам собираю. Кронштейны заказываешь в одном месте, дерево - в другом, полозья - в третьем, а затем все это под себя подгоняешь: затачиваешь нужный угол, налаживаешь управление.

-И много времени эта работа занимает?

- Мы с тренером как-то подсчитали, что собственно сама тренировка, то есть спуск по трассе, длится около 4-6 минут... в день. А вот чтобы провести эти 4-5 заездов, мерзнешь на трассе с утра до вечера. Распорядок дня саночника примерно таков: утром - первая двухчасовая тренировка, состоящая из 3 заездов, затем - завтрак, вторая тренировка, обед и третья тренировка. Потом идешь в тренажерный зал, где в основном качаешь руки для более быстрого старта. А после этого до отбоя занимаешься исключительно санями - 4-5 часов.

-Ваш вид спорта - дорогое удовольствие?

- Пожалуй, нет. Экипировка, а ее хватает на один сезон, стоит порядка 300 долларов, шлемы, которые нам в качестве спонсорской поддержки выдает Международная федерация санного спорта - 200-300. Новые же сани обходятся в 2,5 - 3 тысячи долларов. Мои, кстати, недавно отпраздновали свое 8-летие.

-И как покрываете такие расходы?

- Я, если честно, финансовыми проблемами никогда не занимался, влезешь в них - погрязнешь навек. Знаю только, что наш вид к прибыльным не относится. У американцев и канадцев им в основном занимаются "богатенькие Буратины", которым не надо думать о хлебе насущном. Кроме того, все члены олимпийской команды США имеют право на бесплатное образование, то есть, попав в Нагано, каждый из них сэкономит около 20 тысяч долларов в год. Австрийцы, немцы и швейцарцы живут за счет спонсорских вложений и государственной помощи. Интересно, что большинство участников розыгрыша Кубка мира числятся в каких-либо силовых структурах: почти все итальянцы - карабинеры, а немцы и австрийцы - полицейские или служащие спортроты. Только мы, россияне, сталкиваемся со своим вечным выбором - зарабатывать деньги или заниматься любимым делом.

-А у вас не возникало желания сменить гражданство и выступать, скажем, за какой-нибудь Лихтенштейн, чтобы совместить эти две вещи?

- Зачем же так далеко ехать, можно перебраться и в Латвию, где, к примеру, юниор за победу на первенстве мира получает 6 тысяч лат - около 12 тысяч долларов, а медаль на Олимпиаде "стоит" 180 тысяч лат - 350 тысяч долларов. Только не хочется мне уезжать из России, да, впрочем, особо никуда и не зовут.

-У вас на Играх тоже будет шанс заработать. Говорят, что для чемпиона Нагано ОКР и правительство России установили премию в 100 тысяч долларов. Только вот давненько наши саночники на Олимпиадах ничего не выигрывали...

- Медали мы перестали завоевывать с 1988 года, когда в стране начался хаос, отразившийся и на санном спорте. Почти все тренеры ушли в бизнес, базы начали рассыпаться, а главное, что фактически прекратилась работа по техническому обеспечению. Иностранные же конкуренты на месте не стоят: с каждым известным спортсменом работает чуть ли не целая научная лаборатория, а все новшества держатся в строжайшем секрете.

-Саночникам не грозит революция подобная той, что произошла в конькобежном спорте с коньками "слэп-скейт"?

- На данный момент - нет. Потому что политика Международного союза санного спорта направлена на ограничение всех новшеств такого рода. Мы и так ездим очень быстро, вылетишь с трассы - мало не покажется. Так что в первую очередь у нас думают о безопасности.

-В серьезные переделки на трассе попадать приходилось?

- Бог миловал. Травмы, конечно, случались, но в основном по мелочам - переломы, растяжения, разрывы связок.

-Ничего себе "по мелочам"!

- В санном спорте травмы делятся на легкие вроде тех, о которых я сказал, и серьезные, когда ты "ломаешь голову". К счастью, подобное случается крайне редко. Ведь для того, чтобы вылететь с трассы, нужно допустить уж очень грубую ошибку. В этом, кстати, одна из причин незрелищности санного спорта - увидеть летящего вверх тормашками спортсмена для зрителей крайне соблазнительно, только мы стараемся лишить их подобного удовольствия.

Никита КИМ