Газета Спорт-Экспресс от 15 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ХОККЕЙ |
НХЛ |
Ян ГОЛУБОВСКИЙ
В НХЛ ИГРАТЬ НАМНОГО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ В ФАРМ-КЛУБЕ
Игорь РАБИНЕР |
из Сан-Хосе |
Игорь РАБИНЕР - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке
Нынешний сезон для "Детройт Ред Уингз" стал сезоном распада знаменитой "русской пятерки", о которой в НХЛ в последние годы столько говорили и спорили и которая в конце концов здорово помогла "Красным Крыльям" впервые за 35 лет завоевать Кубок Стэнли. Трагедия на дороге, по всей видимости, поставила крест на хоккейной карьере Владимира Константинова, а Сергей Федоров до сих пор не пришел к согласию с руководством клуба по условиям нового контракта. Наших в "Ред Уингз" оставалось только трое, но в середине декабря они получили подкрепление. После того как на месяц из-за травмы выбыл Аарон Уорд, из фарм-клуба впервые за три с половиной года был вызван 21-летний защитник Ян Голубовский, выбранный "Детройтом" в первом раунде драфта 1994 года. Все это время он провел в "Адирондаке" - дочерней команде "Ред Уингз", выступающей в АХЛ. Адаптация рослого защитника в НХЛ, похоже, проходит успешно: от матча к матчу он проводит на льду все больше времени, а в своей второй игре - против лидера лиги "НьюДжерси" - сделал даже две голевые передачи. И хотя Уорд уже почти здоров, вероятность, что Голубовский останется в основной команде, весьма велика.
-Вы отправились за океан в 18 лет, проведя всего 10 матчей за основной состав московского "Динамо". С чем был связан столь ранний отъезд?
- Так сложились обстоятельства. В 16 лет меня из родного Новосибирска пригласили в московское "Динамо", и я, естественно, предложение принял. Поскольку выступал за юношескую сборную России своего года рождения, то был на виду и, видимо, приглянулся динамовцам. Бело-голубых тогда возглавляли Петр Воробьев и Зинэтула Вилялетдинов, и поначалу у меня все складывалось просто великолепно. Хоть и играл в "Динамо-2", но перспективы попасть в основу были очень хорошие. Однако после окончания сезона пришло новое руководство, и ситуация резко изменилась. Я чувствовал, что уже готов играть в высшей лиге, но меня к основному составу не подпускали.
-Выходит, у вас не сложились отношения со сменившим Воробьева Игорем Тузиком?
- Да нет, отношения вроде были нормальные, но как на игрока основного состава он на меня, по всей видимости, не рассчитывал. Хоть и говорил: "Будь готов, ты очень близок к основе", на деле ничего подобного не наблюдалось. Я долго ждал, а в середине сезона-93/94 вдруг получил приглашение в ЦСКА, где место в составе мне гарантировалось. Играть очень хотелось, и я согласился. Но между руководством двух клубов возникла конфликтная ситуация, всплыли какие-то непонятные контракты, которых в действительности не было. Одним словом, заявить ЦСКА меня не мог.
-И долго это тянулось?
- Я перешел в команду Тихонова в январе 94-го. До конца сезона только тренировался, а также съездил с армейцами в Северную Америку на серию матчей против клубов Интернациональной хоккейной лиги. Все осталось по-прежнему и на предсезонке - готовился, готовился, чемпионат уже почти начался, но заявить меня никак не могли. В конце концов мое терпение лопнуло, и, воспользовавшись тем, что летом "Детройт" поставил меня на драфт, я уехал в Штаты. Другого выхода в сложившейся ситуации не видел.
-В первый раунд драфта просто так не попадают. Когда, думаете, вам удалось привлечь к себе внимание детройтских скаутов - во время юниорского первенства мира, как это обычно бывает?
- Нет, в том чемпионате я участия не принимал. Причем именно из-за того самого конфликта в связи с моим переходом. Но до того я ездил со сборной в Канаду и там неплохо себя проявил. А решающую роль, считаю, сыграла моя поездка в составе ЦСКА на серию матчей против клубов ИХЛ.
-Были за эти три года шансы попасть в основу "Ред Уингз"?
- Очень близок к этому был в прошлом сезоне, но в январе сломал лодыжку и пропустил полтора месяца.
-За это время не возникало мысли, что мечта о НХЛ может так и остаться мечтой?
- Об этом лучше не думать. Если веришь в свои силы, не дергаешься понапрасну и спокойно работаешь, никуда НХЛ от тебя не денется. Тем более что я прекрасно понимал: "Детройт" - не та команда, в которую так легко попасть. Хоть я и играл три года в фарм-клубе, в свои 21 год до сих пор считаюсь молодым хоккеистом, а их, как известно, к основе подпускают весьма осторожно. Поэтому никогда не сомневался в своей НХЛовской перспективе.
-Неужели не появлялось желания быть обмененным в другой клуб, где пробиться в состав легче?
- Когда мы с моим агентом Полом Теофаносом заикнулись об этом, то услышали в ответ: "Никуда тебя менять мы не будем". С тех пор я просто спокойно работал и ждал своего часа.
-В этом году вы практически полностью пропустили тренинг-кемп из-за споров по условиям нового контракта. Что было камнем преткновения и как все разрешилось?
- У нас с клубом возникли расхождения и по сумме, и по тому, будет ли этот контракт односторонним, как хотел я, или двусторонним, как хотел "Ред Уингз". В итоге одностороннего контракта мне все-таки удалось добиться, а по сумме мы выбрали золотую середину. В лагере я появился только в конце сентября, успел сыграть один выставочный матч и перед самым началом сезона опять поехал в "Адирондак". Но уже чувствовал, что перспективы попасть в "Ред Уингз" гораздо лучше, чем раньше, потому что, уезжая, услышал от генерального менеджера: "Будь готов к тому, что тебя в любой момент могут вызвать".
-Не тяжело было входить в сезон после пропущенного тренинг-кемпа?
- Нет, потому что я был в хорошей форме. Все лето тренировался с новосибирской "Сибирью", а в сентябре бегал кроссы, много занимался со штангой. Единственное, чего не хватало, так это льда, а физически я был готов прекрасно.
-Лето обычно в России проводите?
- Да, меня всегда тянет домой. Хоть за три года я к Америке и привык, летом не могу не приехать в Новосибирск, где по-прежнему живут мои родители.
-Кто они?
- Отец - инженер-химик, а мама сейчас не работает.
-Перебираться в Штаты они не собираются?
- Нет. Во второй мой год в "Адирондаке" папа 6 месяцев здесь прожил и больше не испытывает желания оставаться в Америке надолго. Для родителей вся жизнь, все друзья - в России. Там сейчас тоже можно хорошо жить, так зачем куда-то уезжать?
-Помните тот день, когда вас наконец вызвали в "Детройт"?
- Я уже ждал этого вызова. Мы играли с фарм-клубом "Филадельфии", и на матче был ассистент генерального менеджера "Ред Уингз", который и сказал, что Уорд получил травму и меня со дня на день могут вызвать. Так и случилось - дня через три я оказался в Детройте.
-А может, вас долгое время не вызывали в "Ред Уингз" потому, что шестой русский в команде был бы перебором?
- Не думаю, что это так. Просто тогда мне не находилось места в составе именитой команды, вот и все. А то, что мой партнеры по фарму Джеми Пушор и Аарон Уорд раньше меня попали в состав, объясняется контрактными нюансами: если бы клуб отправил их вниз, то они попали бы под "волновой драфт", и "Детройт" потерял бы на них права.
-Статистические показатели в начале сезона в "Адирондаке" у вас были не слишком хорошими. Взять хотя бы показатель "-12"...
- В данном случае статистика ни о чем не говорит, поскольку "Адирондак" - команда очень молодая, у нас 11 новичков. Поэтому далеко не все зависит от тебя. Когда твой партнер на ровном месте делает ошибку, которая оборачивается голом - что тут можно сделать? Совсем молодые ребята нередко терялись, не знали, куда бежать и что делать.
-В большинстве в фарм-клубе часто играли?
- Выходил во второй "бригаде большинства", то есть на какие-то 20-30 последних секунд. Но тут очень интересная деталь вырисовывается. Как я с удивлением понял в первой команде, тренеры в "Детройте" и в фарм-клубе учат нас совершенно разным вещам. В дочерней команде меня не выпускали в основной "бригаде большинства" именно за то, чему учат в основе "Детройта". Тренер фарм-клуба мне говорил: "Бросай, как только появляется возможность - не забьешь сам, кто-нибудь добьет". А если передо мной стоит соперник, который легко может блокировать этот бросок? Так что я всегда предпочитал отдать острый пас. Наставнику "Адирондака" это не нравилось. В "Детройте" же все совершенно по-другому. Манера его игры очень похожа на европейский хоккей.
-Создается впечатление, что в "Ред Уингз" вам легче, чем в фарм-клубе.
- Намного легче! Сложно было только во время первых тренировок - они гораздо более высокого уровня и проходят на куда больших скоростях. Но привык быстро. Здесь получаешь шайбу и видишь открытых игроков - масса возможностей для развития атаки. Не нужно ничего лихорадочно выдумывать, как в фарм-клубе, когда все партнеры закрыты и пять человек на тебя бегут. Тут нужно кататься, видеть площадку и не передерживать шайбу.
-Вы предпочитаете физический, как здесь говорят, стиль игры или классический европейский, комбинационный?
- Если матч проходит жестко, то я действую в силовой манере, и мне это нравится. Но если он спокойный, то больше внимания уделяю комбинационным действиям.
-Как вас встретили в команде русские игроки - Фетисов, Ларионов, Козлов?
- Очень хорошо, все время помогают, подсказывают. Помню, перед первой игрой Слава Фетисов успокаивал: "Не волнуйся, все будет хорошо". А волновался я тогда действительно прилично. Но после финальной сирены волнение как рукой сняло, и сейчас я перед матчами абсолютно спокоен. Тем более что в команде ко мне вообще относятся очень хорошо, ветераны совершенно не "душат". А когда в коллективе такая атмосфера и тренеры тебе доверяют, ты меньше нервничаешь и ошибаешься. Конечно, промахи иногда случаются, но самое главное, что я не допускаю грубых просчетов. Все-таки, видимо, три года в фарм-клубе - это неплохая школа. Чувствую, что готов выступать в НХЛ и выхожу на лед уверенным в своих силах.
-С кем в паре вы играете?
- В первых матчах, когда Фетисов был травмирован, - с Пушором. Но вот уже четыре матча играю в паре со Славой, что мне, конечно, очень помогает.
- Много времени проводите на площадке?
- С каждым разом все больше и больше. Конечно, я в команде без году неделя, поэтому в численном большинстве или меньшинстве не выхожу. В "Детройте" хватает более опытных и сильных хоккеистов - Лидстрем, Мерфи, Фетисов. Но в равных составах я играю постоянно.
-В гостиничном номере на выездах вы живете с кем-то из русских?
- Нет, с вратарем Кевином Ходсоном.
-"Ужин новичков" уже устраивали?
- Пока еще нет. Нас таких в команде в этом году трое - еще защитник Эрикссон и нападающий Набл.
-А Новый год "Красные Крылья" встречали вместе?
- Да, собрались в одном ресторане и весело провели время.
-Какое ваше самое большое желание в наступившем году?
- Закрепиться в основном составе "Ред Уингз".
-Вам удалось сделать первые две голевые передачи в матче против лидера чемпионата НХЛ "Нью-Джерси". Неужели игра против "Дьяволов" не была тяжелой?
- Напротив, этот матч показался мне одним из самых легких. Соперники действуют в оборонительном стиле - они не давят, не бегут на тебя, а ждут, когда ты ошибешься. У тебя есть время. И если ты не ошибаешься, то все нормально. А те два паса, конечно, стали для меня пока самыми запоминающимися моментами в НХЛ.
-Не боитесь, что с возвращением после травмы Уорда вас могут вновь отправить в "Адирондак"?
- Что скрывать, конечно, опасаюсь этого. Не знаю, как все получится, но в последнее время я слышал, что меня могут оставить в команде. Уорд уже здоров и тренируется, поэтому очень скоро все выяснится. Пока же стараюсь игрой доказывать, что достоин места в "Детройте".