Газета Спорт-Экспресс от 12 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ВОДНЫЕ ВИДЫ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Перта |
Восьмой чемпионат мира начался с грандиозного скандала. В день официального открытия первенства в аэропорту Сиднея, куда прилетела сборная Китая, в багаже вице-чемпионки мира брассистки Юань Юань таможенники обнаружили 13 ампул нордитропина. Препарат был аккуратно упакован в контейнер-холодильник вместе с бутылочками со специальным составом для растворения гормонов роста, к которым и относится нордитропин. Поскольку в аэропорт встречать китайскую команду съехались чуть ли не все спортивные теле- и газетные журналисты, происшествие, изрядно украшенное тем, что Юань Юань прилюдно расцарапала физиономию одному из фотографов, немедленно стало достоянием австралийской общественности, затмив все успевшие свершиться в Перте спортивные события, в том числе четыре уже врученные золотые медали: две - в прыжках в воду и две - в плавании на открытой воде.
Вышедшие на следующий день газеты единодушно требовали выслать из Австралии всю китайскую команду. Полосы пестрели снимками абсолютно неженских спин членов женской китайской сборной и статистическими таблицами, согласно которым китаянки установили рекорд еще до начала чемпионата: в число 25 сильнейших пловцов на разных дистанциях на январь 1998 года входили 99 представительниц этой страны (перед Играми-92 в Барселоне таких было 33, перед Играми-96 - 52).
Поздно вечером 9 января представители Международной федерации плавания (ФИНА) провели официальную пресс-конференцию. Генеральный секретарь ФИНА Гуннар Вернер объявил, что спортсменка и ее тренер лишены аккредитации на чемпионате, а меру наказания предстоит определить допингкомиссии в ближайшие сутки. В ходе этой же пресс-конференции выяснилось немало любопытного. Например, что в комиссии нет ни одного медика: из 6 ее членов большинство имеют юридическое образование. Далее Вернер, которого периодически становилось искренне жаль из-за обилия обрушившихся на него вопросов, и вовсе растерялся. Из сказанного им следовало, что все китайские пловцы, включая виновницу заварухи, будут подвергнуты допингконтроля), хотя затея эта заведомо пустая: на имеющейся в распоряжении оргкомитета лабораторной аппаратуре обнаружить гормон роста нельзя. Да и на любой другой - тоже, если после принятия гормонального допинга прошли хотя бы сутки.
Принимать какие-либо санкции в отношении команды Китая в целом ФИНА совершенно справедливо сочла нецелесообразным. Соблазн, думаю, у многих был большой: из-за массовых китайских рекордов и побед интерес к плаванию в наиболее плавательных державах - США и Австралии - начал падать настолько стремительно, что желающих провести у себя, например, чемпионат мира приходится искать днем с огнем. Американцы объясняют это просто: спонсоры хотят видеть на пьедестале прежде всего своих соотечественников, что в отсутствие китайских пловцов получается гораздо чаще. Австралийцы же вообще намереваются устроить в Перте всеобщий разгром и выиграть в плавательном бассейне все что можно.
На открытой воде они поначалу тоже настраивались только на победу, но помешал Алексей Акатьев, на последнем отрезке трассы опередивший чемпиона Австралии 16-летнего Кая Херста. И женский заплыв оказался для хозяев малорадостным: "предварительная чемпионка мира" Бронвен Уайтхед (год назад она выиграла заплыв, названный организаторами "предварительным чемпионатом мира") финишировала только шестой. Так что если у австралийцев не пойдут дела и в бассейне, то вполне можно свалить вину на китайцев, которые (цитирую одну из статей) "все пользуются нечестными методами и тем самым деморализуют остальных пловцов".
Однако при всем желании принимать кардинальные - типа высылки - меры в отношении китайцев было бы неправильно. Во-первых, потому, что с точки зрения юриспруденции Юань Юань нарушила лишь одно правило - ввезла запрещенный медицинский препарат, за что в Австралии предусмотрен штраф в 50 тысяч долларов, который, по словам официальных представителей таможни, вряд ли может быть наложен на нее ввиду малого количества контрабанды. А во-вторых, потому, что всего месяц назад ничуть не в лучшем положении, чем Китай сейчас, была, увы, Россия: дисквалификация сразу трех членов сборной - олимпийского чемпиона Барселоны Владимира Пышненко, рекордсменки Европы Натальи Мещеряковой и серебряного призера чемпионата Европы-97 Ольги Кочетковой - бросила колоссальную тень на всю команду. И первым кандидатом на тотальную дисквалификацию, если бы ФИНА допускала такие меры, должна была бы стать именно наша страна. В Перте особое внимание к нашей сборной проявилось в том, что австралийские таможенники устроили россиянам в аэропорту "шмон" по полной программе - с выворачиванием сумок, чемоданов и тщательнейшей ревизией всего, что так или иначе напоминало аптечно-медицинские упаковки. Но ничего не обнаружили. Единственным, что вызвало у них подозрение, оказалась большая банка с коровьим жиром специальной очистки, который используют пловцы-марафонцы перед длительными заплывами в океане. Хозяин банки - тренер Акатьева Сергей Кустов - бился за нее насмерть.
- Она оказалась у меня случайно - осталась на берегу после каких-то международных соревновании в Швейцарии, - объяснил он. - Смазки лучшего качества я не встречал: не смывается ни мыльной пеной, ни керосином, не имеет ни запаха, ни вкуса, прекрасно защищает от холода. Не взять ее я просто не мог, потому что в России ничего подобного пока нет.
В процессе осмотра жир потек от жары (в тот день в Перте был 41 градус по Цельсию), таможенники перемазались им по самые уши, и это решило дело: банка была возвращена владельцу.
Правда, в заплыве на 5 км это масло не понадобилось - океан был спокойным и теплым. Все стартовавшие российские пловцы - Акатьев, Евгений Безрученко и Ольга Гусева - по обыкновению побрились, как бреются те, кто плавает в бассейне, для того, чтобы лучше чувствовать воду. Уже после победы Акатьева в женском заплыве на отметке 2,5 км кто-то из соперниц, пытаясь обогнать Гусеву, ударил ее рукой по лицу и разбил очки. Что такое плыть без них в соленой воде, объяснять, думаю, не нужно. К тому же очки у Ольги были специальные - с диоптриями. Тем не менее до финиша она добралась. И только на берегу, заливаясь слезами от обиды (первую половину дистанции Ольга шла в группе лидеров), узнала, что ФИНА приняла решение награждать на короткой дистанции не только трех призеров, но и команды. Победитель в этом случае определялся по сумме результатов трех лучших представителей каждой страны. Чемпионам мира - американцам - российская команда проиграла всего 4 секунды.
И все-таки успешнее всех, несмотря на блистательный успех на трехметровом трамплине Юлии Пахалиной, победу в труднейшей борьбе в первой встрече мужской ватерпольной сборной России над Хорватией и беспроигрышную пока серию нашей женской сборной, в Перте начали выступления российские синхронистки. Три с половиной года назад в Риме нашим девушкам ни в одном из трех видов программы не удалось войти в тройку призеров. Слишком велико в этом виде спорта значение предыдущих побед. А пьедестал в последние годы выглядел так: Америка, Канада и Япония менялись местами, но всегда оказывались впереди остальных команд. Лишь прошлым летом на Кубке мира в Китае россиянкам удалось одержать первые победы. Зато сразу во всех видах - соло, дуэте и группе. На чемпионате Европы в Севилье мы были вне конкуренции, а к чемпионату мира наши девушки сделали то, что у остальных просто не укладывалось в голове: за три с небольшим месяца они поменяли четыре программы из шести, оставив прежними лишь произвольные композиции солистки - девятикратной чемпионки Европы Ольги Седаковой, и групповую. Этим, похоже, они развеяли последние сомнения у тех арбитров, кто затруднялся составить табель о рангах до начала чемпионата. И как только начались предварительные соревнования, стало ясно, что Россия может проиграть только в случае каких-то экстраординарных ошибок в финалах, первый из которых начнется уже завтра.