Газета Спорт-Экспресс от 18 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

19 декабря 1997

19 декабря 1997 | Хоккей

ХОККЕЙ от "СЭ"

№ 29. Декабрь'97

Алексей КАСАТОНОВ

ТРЕНЕРЫ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ СДЕЛАЛИ ОТЛИЧНЫЙ ВЫБОР

Более чем горячими выдались последние два месяца для менеджера олимпийской сборной России по Северной Америке Алексея Касатонова, которому пришлось проделать колоссальный объем черновой работы. Он вел предварительные переговоры с нашими НХЛовцами по поводу их участия в Олимпиаде в Нагано, постоянно снабжал информацией об игре россиян за океаном главного тренера сборной Владимира Юрзинова, сопровождал его и президента ФХР Александра Стеблина во время их поездки по Северной Америке. Поэтому я и решил попросить Алексея прокомментировать ход и результаты формирования нашей команды.

Игорь РАБИНЕР

из Сан-Хосе

Игорь РАБИНЕР - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

-Довольны ли вы тем, как скомплектована в итоге олимпийская сборная страны?

- Да, доволен. В ней много талантливых, мастеровитых и очень опытных игроков. Достаточно сказать, что шестеро их них выигрывали Кубок Стэнли. А самое главное, что в команде, по крайней мере сейчас, отличная атмосфера. Ребята действительно счастливы, что попали в сборную, все горят желанием постоять за честь российского хоккея. Сила этой команды в том, что она - именно Команда.

-Вы ожидали, что отказов сыграть за нее будет больше или меньше?

- Хочу сразу же подчеркнуть, что люди отказывались не от гарантированного места в команде, а от того, чтобы стать кандидатами в нее. Вполне возможно, что не все из тех, кто отказался, попали бы в состав. И потом одно дело - Фетисов и Ларионов, которые много сделали для нашего хоккея и в своем возрасте заслужили право решать, быть им в сборной или не быть, и совсем другое - остальные. Впрочем, о них сейчас, когда команда уже сформирована, я не хочу говорить.

-Были ли среди отказников люди, которые повели себя по-джентльменски и объяснили причины своего решения руководителям Федерации или тренерам?

- В первую очередь это относится к Игорю Ларионову, который поговорил и с Юрзиновым, и со Стеблиным, причем очень профессионально и обоснованно, проявив серьезность и солидность.

-Всех очень удивила история с Хабибулиным, который после матча "Оттава" - "Финикс" попросту убежал черным ходом из раздевалки, у дверей которой его ждали Стеблин, Юрзинов и Третьяк.

- У меня был с Хабибулиным предварительный разговор, когда несколько месяцев назад мы попросили хоккеистов прислать для оформления аккредитаций на Олимпиаду свои паспорта. Он прислал. А потом вдруг начал выступать в прессе с заявлениями о своем отказе. И, наконец, вот этот случай. Мне кажется, что если есть проблемы, то нужно встретиться и обсудить их. А коль не удастся договориться, вот тогда и излагай свою позицию газетчикам. Ведь Хабибулин не знает нового президента нашей федерации хоккея, но тем не менее бежит от разговора и с ним, и с нашим выдающимся тренером Владимиром Юрзиновым. Мне все это абсолютно непонятно. Как бы там ни было, я, повторяю, доволен нашим выбором.

-Одно время среди кандидатов в команду мелькала фамилия Федорова. Кто вел с Сергеем переговоры и насколько они были серьезны?

- С ним разговаривал Стеблин и выяснил, что Сергей хочет участвовать в Олимпиаде, но пока он не подписал контракт с "Детройтом", сделать этого не может. Что ж, его вполне можно понять - хотя бы с точки зрения риска получить травму. Сошлись на том, что если до Игр Федоров все-таки заключит новое соглашение с "Ред Уингз", то его возьмут в сборную запасным и он сможет сыграть, если кто-то окажется травмирован.

-О Твердовском речи не заходило?

- Почему же? Он был кандидатом в команду, но не попал в нее, потому что так и не решил свои контрактные проблемы. Я разговаривал с Олегом, и он меня понял. Ведь у него нет игровой практики на уровне НХЛ.

- Как распределялись обязанности между Стеблиным, Юрзиновым и вами? Каково было участие каждого из вас в принятии окончательных решений?

- Все решали Стеблин и Юрзинов. Моя функция заключалась в том, чтобы давать им информацию о состоянии того или иного хоккеиста на данный момент, а какие выводы из нее делались - это уже вопрос к президенту ФХР и главному тренеру сборной. Кстати, помощники Юрзинова Петр Воробьев и Зинэтула Билялетдинов тоже принимали участие в формировании состава, просматривая многочисленные видеозаписи матчей НХЛ. Участвовал в переговорах с игроками и Владислав Третьяк.

-Лично вы со многими нашими НХЛовцами встречались?

- Со всеми, за исключением Фетисова, Ларионова и Вячеслава Козлова.

-Были ли пользующиеся доверием игроки, которых Федерация просила поговорить с сомневающимися?

- У меня нормальные взаимоотношения со всеми хоккеистами, что позволяло мне вести переговоры с ними без посредников. Другое дело, что ребята по собственной инициативе много говорили друг с другом, в том числе и с теми, кто отказался. Что же касается доверия, то в команде сейчас собраны люди, на которых мы можем полностью положиться. Это был один из критериев при ее формировании.

-В какой-то момент прошел слух, что колеблется Алексей Жамнов.

- У меня был с ним разговор, и Алексей сразу дал твердое согласие (сам Жамнов в беседе со мной подтвердил, что ни секунды не сомневался, играть или нет за сборную. - И.Р.). Он с самого начала рассматривался как один из ключевых игроков.

-Ряд игроков, специалистов и журналистов, в том числе и я, были удивлены тем, что в сборную не попал такой сильный защитник, как Сергей Гончар, который хотел играть на Олимпиаде.

- Не считаю для себя возможным комментировать решения тренеров сборной. Знаю, что Юрзинов дважды встречался с Гончаром, в том числе и в Вашингтоне, где смотрел игру "Кэпиталз", и после этого было принято решение. Я говорил с Сергеем, тот с пониманием отнесся к сложившейся ситуации и сказал, что если понадобится, то на него по-прежнему можно рассчитывать. За что я ему очень благодарен.

-А что скажете по поводу отсутствия в составе Игоря Королева? Он ведь у Юрзинова несколько лет играл, знаком с его системой, да и сейчас выступает хорошо. К тому же может сыграть в центре, а в сборной, как мне кажется, ограниченный выбор мастеров этого амплуа.

- Королев тоже входит в число игроков, которые на данный момент являются запасными и на которых мы рассчитываем в случае, если кто-то получит травму. Что же касается центрфорвардов, то их в команде четыре: Алексей Яшин, Алексей Жамнов, Сергей Немчинов и Герман Титов.

-Получается, что предполагаемая "чекинг-лайн" Зелепукин - Титов - Немчинов не состоится, потому что кому-то из двух последних придется играть на месте центра в другом звене?

- Все эти вопросы находятся в стадии проработки, и пока рано говорить о том, кто с кем будет играть. Возможно, что против каждого из соперников будем действовать по-разному и в соответствии с этим варьировать звенья. С другой стороны, традицией нашего хоккея всегда было выставлять против лидеров противника не "чекинг-лайн", а своих лучших хоккеистов. Кроме того, за оставшиеся два месяца кто-то может набрать форму, а кто-то - потерять ее. Поэтому, повторяю, сейчас сложно обо всем этом говорить. Работа идет, в Северную Америку вновь на неделю приезжает Юрзинов, который планирует побывать в Торонто, Оттаве, Нью-Йорке и, возможно, в Филадельфии, посмотреть как можно больше матчей.

-Кто входил в число наиболее вероятных претендентов на остававшиеся вакантными до 1 декабря три места помимо занявших их в итоге Валерия Буре, Кривокрасова и Морозова?

- Прежде всего Виктор Козлов, но он, к сожалению, получил серьезную травму за неделю до объявления состава. До последнего надеялись, что выздоровеет Андрей Николишин, не играющий после летней операции на колене. Мы очень хотели видеть его в команде - ведь он может сыграть и в центре, и с краю, является надежным хоккеистом с бойцовским характером. Были также кандидатами торонтцы Сергей Березин и Игорь Королев, который очень хорошо начал сезон.

-Неожиданным для многих стало включение в команду 20-летнего Алексея Морозова.

- Мы с Юрзиновым и Стеблиным посмотрели его игру в Детройте, когда "Ред Уингз" принимал "Питтсбург". На мой взгляд, Морозов был сильнейшим тогда на площадке и доказал, что способен в одиночку решить исход матча. Он забил гол, который оказался бы победным, если бы на последней минуте Шэнахэну не удалось сравнять счет. К тому же в "Питтсбурге" Алексей проходит очень хорошую школу игры в обороне, и это позволяет рассчитывать на то, что он не допустит ошибок в защите во время Олимпиады. Он был одним из лучших на чемпионате мира этого года, у него хорошие рост и вес, что окажется весьма кстати в Нагано, где ожесточенная силовая борьба будет вестись на каждом метре льда. А еще Алексей прогрессирует от матча к матчу, и в феврале будет играть еще лучше. Так что в сборную Морозов попал не из-за своего потенциала, а потому, что он уже сейчас - классный хоккеист.

-А не боитесь, что ахиллесовой пятой сборной может стать вратарская позиция? Ведь сегодня замены Шталенкову фактически нет.

- Всем кажется, что у нас проблема с вратарями. Но Шталенков сейчас и играет достаточно много, и показывает стабильные результаты. Миша и в прошлогоднем плей-офф выступил блестяще, к тому же он - олимпийский чемпион 1992 года. А еще нас радует, что Андрей Трефилов оказался в "Чикаго", где с ним может постоянно работать Владислав Третьяк, который сыграл определенную роль в организации этого обмена.

-Вы считаете плюсом обилие в команде олимпийских чемпионов 1992-го и даже 1988 годов?

- Опыт участия в таком скоротечном турнире, где от каждого матча зависит очень многое, крайне важен. Это вам не Кубок Стэнли, где можно проиграть три встречи, а потом выиграть четыре и одержать общую победу. Здесь каждая игра - решающая. И то, что многие ребята знакомы с Олимпийскими играми не понаслышке, прекрасно.

-В отличие от Кубка мира наша защитная линия выглядит очень гармонично. Каждый может сыграть как в атаке, так и, собственно, в обороне. Но не кажется ли вам, что хотя бы один остроатакующий игрок задней линии сборной бы не помешал?

- Для нашего хоккея характерны защитники-универсалы, одинаково сильно играющие как впереди, так и сзади, в большинстве и в меньшинстве, умеющие и отдать острый пас, и бросить, и жестко встретить противника в своей зоне. Поэтому, на мой взгляд, необходимости в чисто атакующем защитнике нет. В большинстве могут здорово сыграть и Житник, и Дмитрий Миронов, и Кравчук, и Борис Миронов.

- Каким будет размер премиальных?

- Ничего по этому поводу пока сказать не могу. Этот вопрос сейчас прорабатывается Олимпийским комитетом России совместно с ФХР. Кстати, никто из ребят, за исключением лишь одного игрока, о деньгах даже не спрашивал.

-Кто, на ваш взгляд, является самым опасным нашим соперником - США, Канада или Швеция?

- Очень опасным будет тот, кто выйдет из предварительной группы, и с кем мы проведем свой первый матч 13 февраля. Эта команда уже успеет акклиматизироваться и хорошо сыграться, чего никак не скажешь об НХЛовцах. Перелеты из Северной Америки с 8-го на 9 февраля будут продолжаться 10-15 часов плюс еще 5 часов на автобусе. А несколько игроков из "Чикаго" и "Рейнджерс" будут вынуждены отправиться в Нагано сразу же после длительного выездного турне по Западному побережью. Лед будет в нашем распоряжении лишь 10 февраля, поэтому к 13-му команда только-только начнет сыгрываться и у нее будут самые тяжелые дни акклиматизации. Впрочем, все сборные, укомплектованные НХЛовцами, будут в одинаковых условиях.

- Все же вы не ответили на вопрос о фаворитах.

- По-моему, исход этого турнира абсолютно непредсказуем. Не стоит сбрасывать со счетов чехов и финнов. У последних - очень сильный состав, а первые хоть и не берут в Нагано ряд приличных хоккеистов - скажем, форварда Сикору из "Нью-Джерси", обладают Гашеком и Ягром. О шведах, американцах и канадцах я уж и не говорю. Например, Канада - это раненый зверь. Как и мы, кстати. Вся страна просто больна предстоящей Олимпиадой и мечтает вернуть себе звание сильнейшей команды мира, потерянное после Кубка мира.

-Кто занимается организацией перелетов?

- НХЛ и профсоюз игроков лиги. Они взяли на себя и рекламную раскрутку Игр, и перелеты. Каждый игрок официально имеет право привезти в Нагано одного гостя. В эти дни всем НХЛовцам, участвующим в Олимпиаде, по почте рассылаются брошюры с разнообразной информацией, в том числе и о том, когда и откуда вылетают их самолеты. Наша задача встретить хоккеистов уже в Японии и доставить в олимпийскую деревню.

-Почему, по-вашему, канадцы не включили в свою команду такого выдающегося лидера, как Марк Мессье?

- Наверное, канадские руководители просто хотят, чтобы у команды был новый лидер. Мессье по природе своей не может быть ни вторым, ни тем более третьим. В раздевалке он, как здесь говорят, - босс и всегда будет таковым. А генеральный менеджер сборной Канады Бобби Кларк хочет, чтобы Линдрос чувствовал себя в команде более комфортно и стал бы ее настоящим вожаком. Между прочим, Мессье очень достойно принял известие о том, что его не взяли, пожелав удачи команде, и призвав всех объединиться вокруг нее и сделать максимум для того, чтобы канадский хоккей вернул себе мировое лидерство. Это были слова большого игрока и человека.

-А как расцениваете заявление Бретта Халла о том, что, если в сборной США не будет тогда еще бастовавшего Билла Герина, ряд игроков откажется ехать на Олимпиаду?

- Сначала одна канадская газета привела слова Халла, что это, мол, Брайан Лич предложил ему бойкотировать Олимпиаду, если в сборной не будет Герина. А вскоре Бретт заявил, что поддерживает Герина и что ситуация с контрактом не должна лишать его возможности принять участие в Играх, но ничего о бойкоте он не говорил, и это все выдумали канадские журналисты, чтобы внести разлад в олимпийскую сборную США. То же самое Халл сказал и генеральному менеджеру американской команды Лу Ламорелло. Хотя в принципе то, что игроки переживают за своего товарища, заслуживает уважения, говорит о единстве их коллектива. А вообще-то ситуация, когда участие игрока в Олимпиаде ставится в зависимость от наличия у него контракта, НХЛ до конца продумана не была. Получилось, что у хозяев клубов появился дополнительный инструмент для оказания давления на хоккеистов: мол, если не подпишешь контракт на наших условиях, то не сможешь играть в НХЛ и не попадешь в сборную. В случае с Герином это сработало. Ведь он признался, что не стал дальше бастовать именно из-за Олимпиады. Он потерял большие деньги, но, по его словам, не жалеет об этом, потому что Олимпийские игры для него важнее.

-Вот если бы так рассуждали и все наши игроки!

- Да, это пример для многих. Но я ни в коем случае не осуждаю тех, кто все-таки не подписывает контракт и продолжает бастовать. Это - их жизнь. Просто несправедлива сама ситуация, из-за которой, скажем, один из сильнейших хоккеистов мира Федоров лишен возможности участвовать в Олимпиаде.

- Не знаете, внутри НХЛовских клубов сейчас идут разговоры об Олимпиаде?

- Еще как идут! Доходит до того, что некоторые американцы... просятся в сборную России. Ко мне подходили ребята, с которыми я когда-то играл в "Нью-Джерси", и говорили: возьми меня в команду. Я им отвечал, что сделаю это после того, как они прибавят к своим фамилиям окончание "ов". Конечно, это все шутки, но они свидетельствуют о том, с какой серьезностью тут относятся к предстоящему турниру. Ведь многие в НХЛ, будучи еще любителями, участвовали в Олимпиадах - например, такие звезды, как Лафонтэн, Челиос, Форсберг, Кария. Они знают, что это такое, какой это великий праздник.

-Как, по-вашему, обоснованы ли опасения некоторой части американской прессы по поводу того, что хоккеисты клубов НХЛ, оказавшиеся в Нагано в разных сборных, вернутся обратно разобщенными?

- Я думаю, что этого не произойдет. В чем канадцы и американцы молодцы, так это в том, что едва они покидают лед, как от всей их агрессивности и следа не остается, они превращаются совершенно в других людей. Уверен, что Олимпиада только сплотит игроков и о ней у них останутся исключительно хорошие воспоминания.