Газета Спорт-Экспресс от 25 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

25 ноября 1997

25 ноября 1997 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

СУПЕРТУРНЕ "ГЛОБТРОТТЕРС" ФИНИШИРОВАЛО В МОСКВЕ

В конце прошедшей недели знаменитая баскетбольная шоу-труппа "Гарлем Глобтроттерс" дала два представления в России. В пятницу заокеанские циркачи посетили Санкт-Петербург, а в воскресенье выступили в московском УСК ЦСКА .

Ларри СПРИГГЗ ПРОСПОРИЛ БУТЫЛКУ ПИВА

"Глобтроттеры" прибыли в столицу в субботу, разместились в гостинице "Рэдисон-Славянская", где в тот же день дали пресс-конференцию. На ней присутствовали тренер Харрисон и двое игроков, в том числе старый знакомый российских болельщиков Ларри Сприггз, который в прошлом сезоне выступал за черемховский "Шахтер". Помимо ответов на вопросы Сприггз обещал в воскресенье забросить мяч с центра площадки и даже заключил по этому поводу пари с одним из журналистов на бутылку пива.

Соперниками "Троттеров" была весьма загадочная команда. В ней не было ни одного игрока, чье имя хоть о чем-то говорило бы корреспондентам "СЭ". Тем не менее это странное собрание непризнанных талантов носило гордое название All Stars. Впрочем, подобная практика известна давно - "Гарлем", как правило, и возит с собой по всему миру подобных же "мальчиков для битья". Как известно, все подобные шоу неизменно заканчиваются победами "Гарлема". Правда, однажды, устроители для разнообразия решили организовать поражение всеобщих любимцев, но больше желания повторять подобный эксперимент у них не возникало - после той игры команды еле унесли ноги от возмущенных зрителей.

Приятно удивили переполненные трибуны. Помимо простых болельщиков здесь можно было встретить и настоящих баскетбольных профи. Например, Никиту Моргунова, который приехал в Москву из Литвы и вчера в Новогорске начал тренировочный сбор в составе сборной России. А в самый разгар шоу к аудитории присоединились Сергей Панов и Гундарс Ветра. Они приехали из Академии физкультуры, где ЦСКА проводил очередной матч чемпионата суперлиги со "Спортакадемклубом".

Представление началось традиционно - "Троттеры" сошлись в центральном круге и под нехитрую мелодию принялись перебрасываться мячом. Делали они это, разумеется, самыми изощренными способами - пошли броски из-за спины, между ног и так далее. После чего начался матч. Проходил он по регламенту, полученному от "скрещивания" правил НБА и ФИБА - четыре периода, но не По 12, а по 10 минут, так что общая продолжительность встречи была традиционной для европейцев.

Начало каждой четверти ничем не отличалось от любого другого баскетбольного матча - команды разыгрывали обычные комбинации, старательно, по крайней мере внешне, оборонялись, защитники бросали из-за 3-очковой линии, а центровые, правда в меру, толкались под щитами. Нормальное течение игры нарушалось приблизительно в середине каждого периода, когда на площадке появлялся Мэттью Джексон. С этого момента начинался цирк.

Джексон получал передачу и начинал обмениваться со сновавшими вокруг партнерами молниеносными кистевыми передачами. Через какое-то время следовал очередной трюк, после которого мяч оказывался в корзине. Как правило - посредством броска сверху. Варианты фокусов - самые разнообразные. Можно для голевой передачи просунуть мяч опекуну между ног, можно засунуть его под майку, можно подбросить в воздух и дать скатиться по тыльной стороне руки прямо в руки набегающего на кольцо партнера. В ход шли не только чисто баскетбольные средства, но и приемы из разряда клоунады: то Джексон обескуражит опекуна тем, что соберется поцеловать его, то сунет ему в руки дамскую сумочку. Все это - под постоянный комментарий на русском языке. Точнее - на его смеси с английским: конечно, больше нескольких выражений - "привье-е-ет", "он сумасшедший", "два броска", "мой друг" - "Троттеры" выучить просто не могли.

Время от времени матч прерывался и вовсе клоунскими репризами, в которых партнерами Джексона были не только другие игроки, но и судья, и зрители. Последних несколько раз обрызгали водой, потом обсыпали конфетти, а мальчишке, осмелившемуся выйти на площадку во время атаки "Гарлема" и завершить ее точным броском, презентовали майку с логотипом американской труппы. Правда, потом Джексон потребовал за нее у отца этого мальчика 10 долларов.

В течение всего спектакля Джексон неоднократно пытался забросить мяч в кольцо от пересечения центральной и боковой линий, но из приблизительно 10 попыток не попал ни разу. А вот Сприггз даже не пытался поразить корзину со сверхдальней дистанции - уж не знаю, купил ли он моему коллеге проигранное пиво.

Впрочем, было бы несправедливостью утверждать, что партнеры Джексона ничем себя не проявили. Например, Джонсон порадовал публику филигранной техникой дриблинга - порой расстояние между его ладонью и полом превышало диаметр мяча лишь на какую-то пару сантиметров. Причем Джонсон исполнял ведение на такой мизерной высоте не только в нормальной игровой стойке, но и сидя, и лежа.

Московское шоу "Гарлема"-97 очень напоминало то, что я видел в 1989 году в зале "Дружба", когда "Троттеры" посетили нашу столицу в предыдущий раз (о первом их визите 1959 года знаю только понаслышке). Единственное заметное отличие - аншлаг и гораздо более оживленная, чем 8 лет назад, реакция российской публики. Шоу осталось прежним, но зритель наш с тех пор изменился. Теперь баскетбол для него - не диковинная мудреная игра, а излюбленное зрелище, понятное в любых формах и без объяснений.

Лев ТИГАЙ