Газета Спорт-Экспресс от 30 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ФУТБОЛ от "СЭ" |
№ 65. Октябрь '97 |
Владимир БАРКАЯ
ИЩИТЕ ГРУЗИНА В ПЕКИНЕ
Представить меня Владимиру Баркая я попросил тбилисского коллегу, моего старого друга Гаруна Акопова. К величайшему изумлению, Гарун обратился к потенциальному собеседнику так:
- Сема, познакомься, пожалуйста...
Поэтому мой первый вопрос к знаменитому в прошлом футболисту тбилисского "Динамо" напрашивался сам собой:
-Почему "Сема"?
- Во всем виноват мой нос.
-Нос как нос. Не гулял же он у вас, как в повести Гоголя, скажем, по проспекту Руставели?
- Мальчишки, как известно, дают друг другу прозвища. Моим сверстникам показалось, что мой нос похож на семерку. Но "семерка" для клички не годилась: слишком длинное слово. И оно трансформировалось в короткое и, мне кажется, даже ласковое "Сема". С тех пор друзья называют меня этим именем.
-А как вас по имени-отчеству?
- Владимир Александрович.
-Так вот, Владимир Александрович, когда и где вы начали играть в футбол?
- Когда - сказать трудно. Сколько себя помню - играл (а мне скоро 60). Где? В Гаграх - городе, где я родился.
-Мне однажды довелось отдыхать на Холодной речке, неподалеку от Гагр. Я несколько раз наведывался в этот город.
- Наскоком Гагры не поймешь. В известном смысле это был прообраз коммунистической утопии. Жили мы безбедно: давили вино, выращивали мандарины и прочие дары благодатной южной земли. Двери всех домов были открыты. Мы не знали, что такое воровство. Друг к другу относились, как к родственникам. Никто не делил людей на грузин, армян, русских... Ты - житель Гагр. И этим все сказано. В маленьком городе, где все друг друга знают, плохому человеку жить трудно.
-Однако вернемся к футболу.
- Тут все просто и даже обыденно. Стадион находился рядом с нашим домом. На стадионе я и пропадал с утра до вечера. Но раз в год происходило величайшее событие: в Гагры на сборы приезжало московское "Динамо". Во главе - Якушин и Дубинин. Среди игроков - Хомич, Саная, Карцев, Бесков, Трофимов... Я даже Семичастного помню. Представляете, как мы смотрели на этих футболистов после их знаменитой поездки в Англию. Каждый выбирал себе кумира и старался ему подражать.
-Вы, судя по возрасту, были тогда еще совсем маленьким.
- Конечно, это детские воспоминания. Но они неизгладимы. Помню и более позднее поколение динамовцев, когда в их составе появился Лев Яшин. Он внимательно изучал действия Хомича. А между делом вместе с нами, мальчишками, подавал мячи. Это потом Яшин стал великим.
-Как складывалась спортивная судьба самого Владимира Баркая?
- Я же говорю, элементарно. ДЮСШ, детские команды, юношеские, сборная района... В 1956 году был устроен турнир с целью отбора игроков для тбилисского "Динамо". Я, можно сказать, прошел по конкурсу. 1 января 1957 года был включен в состав главной грузинской команды. И провел в ней 10 лет в качестве игрока, а потом еще два года в должности второго тренера.
-Великолепная была команда. Напомните, пожалуйста, кто в ней играл.
- Котрикадзе, Метревели, Месхи, Яманидзе, Сичинава, Цховребов.
-Прямо-таки созвездие!
- Не случайно же в 1964 году мы стали чемпионами Советского Союза.
-Каково нынешнее положение тбилисского "Динамо"?
- В республике команда не уступает никому - она и чемпион, и обладатель Кубка. Какие-то традиции сохранились. Но недавний проигрыш "Байеру" - 1:6 говорит сам за себя. Победа в повторном матче на Кубок европейских чемпионов со счетом 1:0 - слабое утешение.
-Со времен легендарного Бориса Пайчадзе в Грузии все время появлялись выдающиеся футболисты.
- И сейчас у нас немало молодых, способных ребят. Но наша беда такая же, как и в России: лучшие уезжают за границу - в Европу, а один укатил даже в Китай. Может, нынешнего Пайчадзе надо искать в Пекине. Я не называю фамилий игроков - они вам ничего не скажут. Это не то, как в былые времена: что ни фамилия, то Игрок с большой буквы.
-Мастера появлялись не на голом месте. Насколько я знаю, Грузия всегда славилась, как раньше говорили, постановкой работы с детьми, юношами.
- Формально все сохранилось. Есть группы подготовки при командах мастеров, есть детские футбольные школы. Закрыть их, сославшись на экономические трудности, было бы по меньшей мере безнравственно. Тяга ребят к футболу безгранична. А детей обижать нельзя.
Пусть в душе нет теплой воды, мальчишка все равно идет тренироваться. И взрослые не могут, да и не должны противиться этому. Кстати, перебои с водой, электричеством, теплом в Грузии - обычное дело. У ребят нет экипировки. Родители собирают последние гроши и покупают им форму. Тяжело футболу в Грузии. Но он выживет.
-Разделяю ваш оптимизм. Вернемся, однако, к личности Владимира Баркая. Чем вы занимались, закончив играть?
- Перешел на хозяйственную работу.
-Как прикажете понимать?
- Я закончил экономический факультет Тбилисского университета. Работал директором республиканской спортивной базы в Леселидзе, директором холодильника, директором динамовской базы в Пицунде, даже в Совмине республики работал. Наконец меня вернули непосредственно в спорт, сделав начальником управления футбола Спорткомитета Грузии.
Но тут пошло все кувырком, шиворот-навыворот, начались потрясения. Распался Советский Союз, ситуация изменилась, короче, моя футбольно-административная карьера не состоялась.
-Чем вы сейчас занимаетесь?
- Возглавляю Союз ветеранов футбола Грузии.
-Какие у вас возможности?
- Да никаких. Можно считать, что я - генерал без армии. Когда-то наша ветеранская команда с удовольствием ездила в Армению, в Ростов. Пригласили нас на турнир памяти Эдуарда Стрельцова в Москву - спасибо.
Когда-то и мы провели турниры в честь Славы Метревели и Михаила Месхи. Мне горько об этом говорить, но сейчас мы никого не можем пригласить. И это в такую гостеприимную республику, как Грузия.
-Не сокрушайтесь. Скажите лучше, вы за российским футболом следите?
- А как же! Когда есть электричество, российские телевизионные каналы принимаем.
-И каково впечатление?
- Мне не хотелось бы называть команды поименно, иначе это будет выглядеть как вмешательство во внутренние дела другого государства.
-Чушь какая-то. Надеюсь, во мне вы иностранца не видите?
- Нет.
-Я в вас тоже. Поговорим как соотечественники.
- Да много говорить-то не о чем. 3-4 команды играют прилично. Остальные - на периферийном уровне. В оправдание опять же скажу, что лучшие уезжают.
-Но некоторые клубы уже покупают футболистов.
- Покупают, да не тех. Уж если приобретать, то действительно мастеров.
-Невозможно предсказать, когда вы еще раз приедете в Москву. Какие у вас о ней воспоминания?
- Скажу конкретно о Лужниках. Там мы играли, тренировались, там жили в скромной гостинице на Большой арене. В Лужниках прошла часть моей жизни. Такое не забывается.
-Ностальгия?
- Да.
Алексей ПАТРИКЕЕВ