Газета Спорт-Экспресс от 22 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 октября 1997

22 октября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

СУДЬБУ ШУМАХЕРА И ВИЛЬНЕВА БУДУТ РЕШАТЬ ИХ ПАРТНЕРЫ?

Чем меньше времени остается до "Гран-при Европы" в Хересе, гонки, внезапно оказавшейся чем-то вроде чемпионата в чемпионате, тем больший ажиотаж разгорается вокруг двух главных действующих лиц. Двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера и вице-чемпиона мира-96 Жака Вильнева. Гонщиков, которых накануне суперфинальной гонки в Испании разделяет одно-единственное очко.

ДО ФИНИША - ЧЕТЫРЕ ДНЯ

Каждый день, приближающий "Гран-при Европы", подливает масла в огонь. На страницах европейской и североамериканской спортивной прессы бушует психологическая война. Трудно сказать, кто из двоих, Шумахер, за четыре минувших года поднаторевший в ведении такого рода боевых действий, или Вильнев, впервые, пожалуй, по-настоящему столкнувшийся с этой стороной жизни в "Ф-1", одержит в ней победу. Слишком многое поставлено в этой схватке на карту. И слишком много людей оказалось втянуто в нее.

Коллеги из миланской La Gazzetta dello Sport с помощью глобальной компьютерной сети Internet в эти дни проводят своеобразный опрос общественного мнения, пытаясь найти ответ на вопрос: кто - Шумахер или Вильнев - выиграет 48-й чемпионат мира? За первые 24 часа опроса в нем приняли участие несколько тысяч человек. 74,9 процента опрошенных отдали предпочтение Вильневу, 25,1 - его сопернику.

До, решающей гонки чемпионата остается четыре дня. Кандидаты в чемпионы мира, выйдя на финишную прямую, утратили хладнокровие и, пока не дошло до рукопашной на трассе, обмениваются колющими ударами.

ШУМАХЕР ПУГАЕТ СВОИХ ФАНОВ...ФРЕНТЦЕНОМ

Двукратный чемпион мира накануне отъезда в Херес побывал дома, в Керпене, где на принадлежащем ему картодроме его же имени день напролет давал старт заездам своих юных соотечественников, а заодно - и интервью немецким и иностранным изданиям (в Керпене Михаэля Шумахера сопровождали три сотни представителей прессы). Но наибольшее впечатление, безусловно, произвели откровения лидера чемпионата немецкому журналу Der Spiegel, в которых первый номер "Феррари" нанес удивительно точный упреждающий удар по своему сопернику.

- В принципе я считаю Вильнева честным человеком, приверженным правилам fair play, а потому сейчас меня гораздо сильнее заботит его партнер по команде Хайнц-Харальд Френтцен, - сказал Шумахер. - Он вполне может искусственно склонить чашу весов в пользу Вильнева, сыграв свою, пусть небольшую, но фатальную роль - к примеру, заблокировав меня. Впрочем, и Вильнев уже нарушил наше джентльменское соглашение на Сузуке: сначала он стартовал зигзагом, а потом попытался блокировать меня. Концепция "все - или ничего", которую исповедует Жак, мне совершенно не подходит, поэтому я не могу использовать в гонке те же методы, что и он. Но я его не боюсь - мы слишком разные, чтобы он мог произвести на меня хоть какое-то впечатление.

На мой взгляд, чудесный образчик двойной морали. Пугая Френтценом своих фанов, как манны небесной ждущих от Шумахера третьего титула, двукратный чемпион мира легко позволил себе забыть, что победу на Сузуке ему принесло как раз "небольшое, но фатальное вмешательство" Эдди Ирвина, заблокировавшего Вильнева! А теперь представьте себе, что будет с беднягой Френтценом, и так-то не пользующимся особенной популярностью в Германии, если он и в самом деле решит помочь своему партнеру, чтобы уравнять силы - не двое на одного, а двое на двое?!

Да и по поводу принципа "все - или ничего" тоже можно поспорить. Вспомните, каким маневром Шумахер в 94-м расправился с Дэмоном Хиллом. Его трудно назвать соответствующим правилам и духу fair play.

В конце интервью для Der Spiegel Шумахер поделился размышлениями о будущем: "Мы должны оставаться реалистами. Даже если мы выиграем чемпионат, все равно должны будем признать, что в распоряжении "Уильямса" по-прежнему лучшая машина. И целью сезона-98 остается одно: у меня должна быть конкурентоспособная машина, которая бы подходила мне так, словно сделана по моей мерке. Только тогда мы сможем рассчитывать в следующем году и на титул чемпиона, и на Кубок конструкторов. Если мы не достигнем цели по моей вине, "Феррари" должна будет сделать выводы. Если по причине недостаточно качественной техники - то тогда я буду искать для себя другое место работы".

ВИЛЬНЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО ЕГО СУДЬБА , В ЕГО РУКАХ

Канадец, сразу после сразившей его гонки на Сузуке скрывшийся с глаз прессы и публики, в конце прошлой недели объявился в Париже, где по просьбе спонсоров команды "Уильямс" присутствовал на международной выставке автомобильных аксессуаров Equipe Auto'97. Несмотря на явное нежелание Вильнева общаться с прессой, отвертеться ему все же не удалось. И надо сказать, что его откровения, опубликованные в парижской L'Equipe, немецком Sport Auto и миланской La Gazzetta dello Sport, тоже пышут жаром предстоящей схватки.

- "Уильямс" отозвал апелляцию, поданную во время "Гран-при Японии", по одной простой причине: я хочу стартовать в Хересе, - сказал Вильнев. - Поэтому команда предпочла потерять два очка, но сохранить шанс на титул. Я намерен выиграть у Шумахера на трассе. Теперь надо мной не висит никаких отложенных штрафов, и я уверен - моя судьба в моих и только в моих руках. После всего случившегося у меня может быть только одна тактика на предстоящую гонку - атаковать!

-Шумахер заявляет, что в Хересе боится вмешательства вашего партнера, Хайнца-Харальда Френтцена. А вы не боитесь очередного вмешательства Эдди Ирвина?

- Если гонка в Испании будет складываться нормально, я выиграю. Но вы правы - есть еще Ирвин. Он опасен. Он - шумахеровская марионетка. Ради этой роли он поставил на карту свою карьеру. Я абсолютно не понимаю, как спортсмен такого класса может соглашаться играть такую унизительную роль. И как другой спортсмен высокого класса принимает подобное унижение... А вот между мной и Френтценом нет никакой оговоренной контрактом субординации. И если в Хересе Френтцен захочет как-то мне помочь, то это будет лишь его желание, а не приказ, продиктованный командой.

ИРВИН - КЛЮЧ К ПОБЕДЕ ШУМАХЕРА

Да, именно ирландец, по всеобщему мнению, будет той "третьей силой", которая может вмешаться в схватку за титул чемпиона мира.

Кстати, сам Эдди Ирвин не считает нужным скрывать, что только этого от него и ждут в Маранелло. Еще на минувшей неделе в интервью английской The Daily Telegraph второй пилот "Феррари" откровенно выразил свое отношение к Вильневу-гонщику и мнение о возможном исходе гонки в Хересе: "Вильнев недостоин титула чемпиона мира. Для человека, имеющего лучшую машину, он совершает слишком много ошибок. Он приехал в Японию в полной уверенности, что уедет оттуда чемпионом, но сначала вступил в конфликт с комиссарами, а потом провел бесцветную гонку - и о нем перестали говорить. И в Испании я сделаю все возможное, чтобы выиграл Шумахер. Конечно, не стану выкидывать Вильнева с трассы намеренно, но пусть он знает: моя машина все время будет у него на пути!"

Чуть позже, уже в начале нынешней недели, Ирвин, находившийся на международном автосалоне в Риме, продолжал комментировать перипетии чемпионата и свою роль в нем. В частности, в интервью с Лелло Гарней он весьма откровенно высказался о возможном вмешательстве своего уильямсовского "аналога" Френтцена в ход решающей гонки в Хересе: "Это абсолютно исключено. Контракт Френтцена совсем не похож на мой, и если в Хересе он окажется впереди Вильнева, то никому не придет в голову его останавливать. Я - иной случай".

-Как вы относитесь к комментариям прессы в ваш адрес?

- Это все глупости! Мной пугают те, кому непременно хочется увидеть в Испании некий цирк с участием киллеров и камикадзе. Поверьте, никто не выходит на трассу с намерением кого-нибудь убить.

-Но ваша атака на Вильнева...

- Я его не атаковал. Я хотел только обратить внимание на некие очевидные вещи. Он недостоин быть чемпионом, потому что слишком грубо и часто ошибается, Шумахер же, напротив, провел уникальный сезон.

-В Париже Вильнев выразил недоумение вашей готовностью блюсти интересы Шумахера в ущерб собственным...

- Это моя работа. Я должен делать все в пользу Михаэля.

-Правда ли, что Шумахер пообещал вам расплатиться за ваши услуги?

- Да, он сказал, что в будущем году позволит мне выиграть одну гонку, когда судьба чемпионата будет уже решена в его пользу. Я уверен, что это слово он сдержит, потому что он феноменальный гонщик, а "Феррари" постоянно прогрессирует.

-Как вы себя чувствуете после напряженной гонки на Сузуке и накануне Хереса?

- Великолепно! Уверен, что в Испании у нас получится красивая гонка.

-Трасса в Хересе вам нравится?

- Я ее обожаю.

-И каков ваш прогноз на исход "Гран-при Европы"?

- Подиум. Михаэль первый, я - второй. А Вильнев побит!

Ольга ЛИНДЕ