Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

19 октября 1997

19 октября 1997 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Валерий ПОСТНИКОВ

СТРУКТУРУ ЧЕМПИОНАТА НАДО СРОЧНО МЕНЯТЬ!

Ровно год назад в тренерской биографии Валерия Постникова, начавшейся в 1970 году, значилась лишь одна команда - магнитогорский "Металлург". Однако ничего вечного в мире нет. Клуб, которому он отдал 27 лет, предпочел передать бразды правления в другие руки, придумав для Постникова должность своеобразного координатора магнитогорского хоккея. Но, соскучившись по активной тренерской деятельности, Постников покинул город, ставший родным, и перебрался в Пермь, в команду, оставленную в суперлиге лишь благодаря ее расширению.

-Валерий Викторович, откройте, пожалуйста, секрет: как можно четверть века возглавлять один клуб?

- Да нет никакого секрета, просто трудился каждый день с утра до вечера. А человек я обязательный - все, за что берусь, хочу сделать на высшем уровне. Работать же только ради денег - не по мне.

-Расскажите поподробнее о пути "Металлурга" от второй союзной лиги к медалям российского чемпионата.

- Долгое время Магнитогорск, как, наверное, любой другой город областного подчинения, рассматривался в качестве придатка к центру региона. Развиваться ему особо не давали. Если говорить применительно к хоккею, то это означало отсутствие Дворца спорта и вообще искусственного льда. Тренировки проходили на открытой коробке дворового типа. Но, несмотря на все трудности, хоккей в Магнитке потихоньку поднимался. Наверное, мне повезло, что в начале тренерской карьеры - а старт ее был весьма ранним, в 24 года, - удалось набрать группу 16 - 17-летних пацанов, с которыми я и проделал огромный путь до первой союзной лиги.

Успех к команде, думаю, пришел потому, что в ней собрались хорошие люди. Не зря про нас все время говорили: "Вот он - непьющий, хорошо играющий, стремящийся к высоким целям коллектив". Уже тогда мы частенько конфликтовали с "Трактором", который постоянно находил в "Металлурге" нужных себе игроков, забирал их, потом возвращал - в общем, сплошная нервотрепка... Был момент отчаяния, когда в городе решили - искусственного льда здесь не будет. Однако потом мнение изменилось, и его в Магнитке все-таки сделали. А когда построили ледовый дворец, команда через два года вышла в высшую лигу.

-Значит, отправной точкой восхождения "Металлурга" можно считать открытие этого самого дворца?

- Конечно. Как можно на роликовых коньках научиться нормально играть в хоккей? Никакие изобретения, приближающие занятия на земле к занятиям на льду, не помогут. А уж сколько всего мы вместе с детскими тренерами напридумывали - отдельную книжку можно написать.

-Перейдем к весьма неприятной теме снятия с должности. Почему с вами так поступили, освободив от обязанностей тренера в середине первого этапа первенства?

- После 26 лет моей работы руководство посчитало, что кое-что в командной жизни надо менять. Повод для этого был очевиден - коллектив, укомплектованный очень сильными игроками, постоянно находился наверху, но первым стать никак не мог. Не хватало самой малости. Эту малость увидели в смене тренера: Мол, уйдет Постников, и мы станем чемпионами.

-Что за должность вам предложили после отставки?

- Главного тренера клуба. Но сами понимаете, двух главных быть не может. Стало ясно, что в дела основного состава лучше не вмешиваться. Я поначалу пытался помочь советом, но Валерий Белоусов, мой преемник, предпочитал все делать сам. Наверное, это правильно - у каждого тренера свое видение команды, ее игры. Однако ответственность за результат все равно возложили на меня. Никто не учитывал, что после моего ухода в октябре до апрельского окончания сезона прошла уйма времени. Хотя, естественно, нынешнему тренерскому коллективу, да еще пришедшему в ходе сезона, нужно было оказать моральную поддержку. А я сосредоточился на детской спортивной школе, зная, что она - одно из слабых звеньев магнитогорского хоккея. Но находиться рядом с основной командой, не имея возможности что-то в ней изменить, исправить, оказалось выше моих сил. И я решил уехать.

-Пермь сама на вас вышла?

- Предложение "Молота" не было единственным. Я уже собирался за рубеж, чтобы возглавить молодежную сборную Польши. Съездил туда, посмотрел - понравилось. Однако когда все наши сборные начали валиться, за границей мнение о российских тренерских кадрах изменилось. Вместо меня пригласили другого специалиста. Тогда я стал рассматривать внутренние предложения. Пермь прельстила тем, что к руководству команды там пришли люди, заинтересованные в хоккее. Президентом клуба стал первый заместитель губернатора области Геннадий Тушнолобов, что свидетельствовало об очень важном в наше время обстоятельстве - поддержке властных структур. Я подумал: если взяться за дело всем вместе, можно создать хороший коллектив.

-То, что пермяки обычно не блистали высокими результатами, вас не пугало?

- Я видел команду в поединках против "Металлурга". Она оставила приятное впечатление, оказав нам упорное сопротивление в Магнитогорске и победив дома (кстати, именно после той неудачи пошли разговоры о моей отставке). В ней собраны неплохие игроки, которым не хватает одного - желания ставить перед собой максимальные цели. В середке таблицы пристроиться - такая была задача. Разве это дело? В нынешней ситуации, считаю, нужно срочно собирать президентский совет суперлиги и менять схему чемпионата. Особенно ту ее часть, в которой по четыре коллектива из каждой зоны отправляются в переходный турнир, где вместе с четырьмя представителями высшей лиги разыгрывают лишь две путевки в элиту. Но ведь это несправедливо по отношению к людям, которые занимаются хоккеем на местах. Ведь, к примеру, в Новокузнецке, Новосибирске есть желающие вкладывать в хоккей деньги, а им постоянно говорят - вы вот-вот вылетите в какую-то высшую лигу, где и играть-то некому. Пусть в суперлиге будет 30 команд. Их можно разделить на две зоны, на три, да мало ли как еще. Пусть на первом этапе они играют в своих регионах, а потом лучшие, как в ведущих европейских чемпионатах, продолжают борьбу за медали в плей-офф. Чтобы не загубить хоккей л провинции, нужно менять структуру турнира. Ведь 90 процентов коллективов бьются сейчас не за первые места, а за то, чтобы не попасть в "переходку", потому как там не выжить.

Нельзя сокращать лигу. Люди, которые думают, что если в элитном дивизионе будут выступать 16 команд, то в них обязательно соберутся лучшие игроки, глубоко заблуждаются. Ребята попросту разбредутся по низшим лигам, где при гораздо меньших затратах усилий денег получать они будут никак не меньше. Такой уж у нас, россиян, менталитет.

-А как же спортивный принцип?

- Пожалуйста. Кто еще хочет играть в суперлиге? Воронеж, Липецк, Миасс, Альметьевск. Всего четверо. Но хотеть - мало, нужно разобраться, кто сможет играть. Посмотреть уставный капитал клубов, их материальную базу. Я не призываю к полной закрытости суперлиги. Пусть в тот же переходный турнир попадут 10 клубов. Но ведь по итогам второго этапа нескольким командам вполне можно предоставить места в плей-офф. Вот вам и интрига в верхней части. А из нижней пусть вылетают и пробуют свои силы дивизионом ниже две действительно слабейшие команды. Тогда ситуация стабилизируется, и руководители областей, крупных фирм, предприятий, не озабоченные борьбой своих клубов за выживание, смогут вкладывать в хоккей хорошие деньги.

-По какому принципу вы подбирали кадры в наполовину обновленный "Молот"?

- Прежде всего постарался найти помощников-единомышленников. Например, пообщавшись с Александром Зарубиным, понял, что это порядочный, честный человек, за ним ребята потянутся. Когда зашел разговор о Василии Первухине, я обеими руками голосовал "за" и не ошибся. Он сейчас является основным проводником тренерских идей на площадке. Геннадий Косолапое столько лет проработал в Перми, что его знание местных нюансов нельзя было не оценить. Сформировав тренерский коллектив, я не стал ничего менять в других структурах клуба - администраторской и т. д. Люди там свое дело знают. А игроков подбирал просто. Видел, что в команде неладно с обороной, вратарями, и попытался закрыть слабые позиции. Хоккеистов приглашал только тех, кто принимал мои идеи. К сожалению, новички приходили с разной степенью подготовки. Только через месяц состав стабилизировался, а игра команды обрела какие-то очертания.

-Как в Перми с финансами?

- Жаловаться не на что. Но мешает неопределенность, о которой я уже говорил. Место в суперлиге не гарантировано никому. А с его утратой кончатся деньги. Поэтому, повторю, нужно срочно менять схему второго этапа.

-Какую задачу вы ставите перед командой?

- Руководство сказало: нужно попасть в десятку, чтобы хоккей в городе выжил. Так что для нас сейчас самое главное - побеждать как можно чаще. И вместе с тем, думая о будущем, помогать игрокам повышать мастерство.

Виталий ДУБИЦКИЙ

Саратов