Газета Спорт-Экспресс от 14 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

14 октября 1997

14 октября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Воскресенье, 12 октября

КТО ПОДСТАВИЛ Жака ВИЛЬНЕВА?

Утром во время прогревочной тренировки лучшее время показал Хаккинен - 1.38,113. Пострадавший накануне Джанни Морбиделли в ней не участвовал. Не вышел он и на старт "Гран-при", поскольку повредил руку, ту же, которую уже ломал в этом году. Но на это никто уже не обращал внимания. Потому что нечего было обращать - все оно ушло на Вильнева, Шумахера и Ирвина. Все ждали, что будет, потому что после пресс-конференции Ирвин, известный своими пиратскими замашками, в кулуарах сказал: "Эх, как же мне нравится мое место на старте (сразу за спиной Вильнева. - О.Л.)! У Жака будет много неприятностей..."

К счастью, трактовать слова Эдди слишком прямолинейно не пришлось. Хотя Вильневу он и впрямь доставил кучу неприятностей. Но все же не больше, чем собственная команда; Но это я опять забежала вперед.

Старт канадец выиграл. Одновременно с сигналом светофора он выкрутил руль резко вправо и прошелся прямо перед носом "Феррари" Шумахера. Немец вовремя отреагировал, уведя свою машину влево, после чего в первом повороте они оказались почти колесо к колесу - Вильнев чуть впереди. Лидер чемпионата мгновенным движением руля влево пригрозил сопернику экскурсией в гравий, и умный, битый и опытный Шумахер согласился следовать непреложной истине: в первом повороте гонки не выигрываются. Следом за ними со старта уехал Хаккинен, потом Ирвин, Френтцен, Бергер и Алези.

На втором круге Ирвин виртуозным маневром на торможении прошел разом и Хаккинена, и Шумахера - и устремился за Вильневом. Канадца безумный ирландец достал и прошел в петле на 3-м круге, а к окончанию следующего выигрывал у шедших в связке соискателей титула (0,262 проигрывал Шумахер Вильневу) 5,389! На 8-м это преимущество выросло до 12,216. Чудеса - да и только.

Впрочем, как только немецкий канал RTL, с чьей помощью я наблюдала за перипетиями "Гран-при Японии", взял любимую господином Якубовичем рекламную паузу на шесть (!) минут, мне удалось собраться с мыслями и прийти к любопытному выводу. Видимо, Ирвин ушел в гонку с почти пустыми баками, чтобы, по замыслу Росса Брауна и команды, создать хороший отрыв от Вильнева, одним из первых, если не первым, заехать на пит-стоп и в итоге этой чехарды оказаться снова впереди Вильнева, которого к тому моменту уже должен был опередить (самостоятельно или с помощью пит-стопа) Шумахер - и запереть канадца в мышеловку.

Именно так - с некоторыми нюансами - все и было. Только первыми на пит-стопе оказались Хаккинен (6,9) и Бергер: 4,9 - с появлением в "Бенеттоне" Дэвида Ричардса на месте Флавио Бриаторе механики забегали, как наскипидаренные. Кстати, и с Алези кругом позже они управились за 4,5!

Ирвин же был в боксах на 16-м круге (7,6), Шумахер - на 18-м (7,1). Вильнев получил в эти мгновения лидерство - с отрывом всего в 3,291 от Френтцена. Ирвин шел 3-м (5,048), Шумахер - 5-м (18,482). А на визит в боксы с заездом, остановкой и выездом на Сузуке уходит в среднем полминуты.

На 20-м подошло время переобуваться и заправляться и Вильневу. Он простоял примерно 7 секунд - и выехал на трассу в тот момент, когда к выезду с пит-лайн приблизился Шумахер. Немец воспользовался тем, что резина канадца еще не прикатана, и в первый поворот въехал первым. Причем немец в очередной раз оказался в нужном месте в нужное время - как только Вильнев зарулил на пит-лайн, Браун по радио отдал команду Шумахеру ускориться, и этот круг он прошел за 1.39,745, что на тот момент являлось быстрейшим результатом.

Именно в начале 21-го круга "Гран-при Японии" стало ясно, что вопрос об обладателе титула-97 откладывается до Хереса.

На 22-м круге Ирвин сделал свое дело, пропустив вперед себя Шумахера и заперев позади себя Вильнева (некоторое время ехавший впереди Шумахера Херберт отбыл в боксы). На 26-м круге Шумахер оторвался на 4,042, при этом круг он проходил в среднем за 1.39, Вильнев же, связанный Ирвином, за 1.41. На 27-м Шумахер отыграл еще две секунды. Вильнев держался в 0,4 от Ирвина, но атаковать в этой ситуации было ни в коем случае нельзя, потому что тогда ирландец с чистой совестью просто вынес бы его в гравий. И Вильнев атаковать не стал. Да, его лидерство сокращалось с 9 очков до трех, но все-таки оставалось пока лидерством.

Лидером чемпионата (правда, как стало ясно позже, временно) Вильнев перестал быть после своего второго пит-стопа на 30-м круге, во время которого команда в своих лучших традициях продержала его 13,4 секунды! Вильнева опередил даже Хаккинен, заправлявшийся одновременно и покинувший боксы через 8,9. Канадец стал 7-м.

Ферраристы дозаправились без единой проблемы и позже гонщика "Уильямса": Ирвин на 32-м круге (8,9), Шумахер на 33-м (9,1). Лидерство временно досталось Френтцену, но длилось до 37-го круга, когда немец тоже поехал в боксы во второй раз (7,1). По выезде его с пит-лайн повторилась ситуация Шумахер - Вильнев, но Ирвина Френтцен вперед себя не пустил. Так они в итоге и финишировали - ирландец позади двух немцев.

Вильнев же благодаря пит-стопам соперников выбрался на 5-е место, которое вплоть до финиша вынужден был изо всех сил оборонять от атак Жана Алези, желавшего не отпустить далеко в общем зачете Френтцена, с которым он борется за 3-е место в чемпионате. Канадец устоял.

А вот победа Шумахера чуть было не уплыла от него за 3 круга до финиша, когда двукратный чемпион мира догнал на круг чемпиона мира-96 Дэмона Хилла. На этот раз никакой благотворительности от англичанина немец почему-то не дождался. Напротив, Хилл внезапно заартачился и, заблокировав немца, позволил Френтцену сократить отставание в 4,443 до 1,109. Когда Шумахер таки одолел своего старого соперника, Хилл покладисто пропустил преследовавшего его Френтцена. До конца гонки оставалось два круга, и за это время отыграться "второй немец" у первого не успел.

На подиуме Шумахер никак не мог успокоиться - его непривычно подвижное лицо то и дело выражало разные оттенки настроения. Что ж, он имел полное право гордиться собой. И своим замечательно услужливым партнером Ирвином тоже.

- Эдди - великий напарник, - сказал Шумахер на пресс-конференции. - Я по-настоящему благодарен ему за эту победу. Думаю, сегодня Эдди доказал всем, что является топ-пилотом, ведь если бы не задание команды, он выиграл бы. Уже очень давно я не ощущал такого же удовольствия от победы, как сегодня, главным образом потому, что эта гонка вплотную приблизила меня к победе в чемпионате. Теперь вопрос снова открыт и весьма прост: кто первым пересечет линию финиша в Хересе, тот и чемпион. Для меня не может быть ситуации комфортнее, чем эта.

- Сегодня я гонялся только против Михаэля, - сказал хмурый Вильнев, - и, естественно, старался заблокировать его и замедлить его движение. Странно только, что никто в эти мгновения не пытался обогнать его! А потом мы проиграли гонку на пит-стопе.

Итак, еще две недели ожидания. Если в среду FIA решит все же помиловать Вильнева и не утверждать решения о его дисквалификации, то, для того чтобы выиграть свой первый титул чемпиона мира, канадцу в Хересе нужно будет приехать впереди Шумахера. Немцу же необходимо отыграть у него два очка, ибо при их равенстве корону с головы Хилла выпадет снимать Вильневу.

Финишировав 2-м и 5-м, Френтцен и Вильнев завоевали для Фрэнка Уильямса рекордный 9-й Кубок конструкторов. Но вопреки ожиданиям радости по этому поводу мистер Уильямс не выказал, сухо и холодно констатировав: "Еще один успех, и я рад за всех, кто вложил в нашу победу свои усилия".

Ольга ЛИНДЕ