Газета Спорт-Экспресс от 10 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ВЕЛОШОССЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Серебряная медаль, завоеванная Зульфией Забировой в среду, стола третьей наградой России за два дня соревнований. Теперь у нашей сборной полный комплект: золото, серебро и бронза - таков урожай, собранный россиянами в четырех разделках.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПЕДАЛИ
Тимур БАРАЕВ |
из Сан-Себастьяна |
ГДЕ РАЦИИ? В МОСКВЕ ЗАБЫЛИ!
Старт женской разделки прошел как-то незаметно. В боксе российской команды обратили внимание на то, что гонка началась, лишь когда мимо пронеслась Елена Чалых из команды Молдавии, которая ушла на дистанцию пятой из 39 участниц. Да и то лишь потому, что в это время во владения нашей команды пришли молдавские техники. Второй номер российской команды Валентина Полханова выехала 12-й (12-й она в итоге и оказалась), а фавориток организаторы по традиции отослали на трассу последними. Первой из последней четверки ушла Зульфия Забирова, за ней - Катрин Марсаль, за француженкой - Алессандра Капеллотто, а спустя минуту за итальянкой помчалась и Жанни Лонго.
Лонго, в который уже раз заявившая, что после этого чемпионата она уйдет в отставку, получила преимущество. От старта до российского бокса - не больше 150 метров, но именно здесь "бабушке французской революции" первый раз сообщили, как прошла этот отрезок Забирова. "Мне подсказывали не только из машины сопровождения, но и с обочин, и даже болельщики пытались знаками информировать меня о том, как я иду, - скажет Лонго после финиша. - Конечно же, это помогло мне победить. На последних метрах я поняла, что судьбу золота решат десятые доли секунды, и выжала из себя остатки сил. Мне жаль Зульфию, но пусть почувствует то, что чувствовала я в прошлом году, когда уступила ей в Атланте совсем чуть-чуть".
Когда Лонго выскочила на финишную прямую, журналисты, уже проехавшие спортсменки, тренеры и техники оставили в покое стоявшего недалеко от табло пятикратного победителя "Тур де Франс" Мигеля Индурайна и стали разноязыким хором считать секунды. Когда цифры замерли на отметке 39.15, франкофонная публика разразилась громовыми аплодисментами и воплями. Русскоязычный лагерь, а здесь на "великом и могучем" общаются даже бывшие советские прибалты, как один в немом разочаровании развел руками. "Эх, крутнула бы разок педаль посильнее", - горячо посетовал кто-то.
- Да не переживайте вы так, - успокоила нас обладательница серебряной медали и великолепного букета лилий. - Это судьба. Значит, не время мне еще быть первой. Но ничего, у меня-то еще все впереди.
На состоявшемся перед чемпионатом мира конгрессе UCI неожиданно разгорелась дискуссия на условную тему "Женщины - за профессионализм". Инициировали ее многочисленные спортивные менеджеры, мечтающие о том, чтобы женский велоспорт получил такую же популярность, строгую организацию, а главное - сравнимые финансовые прибыли, как и мужской. Чтобы ускорить это дело, кто-то предложил ввести у женщин лицензирование, как у профи мужского пола. Сейчас, например, у гордости отечественного велоспорта Зульфии Забировой на руках обычная, называемая международной лицензия, которая нисколько не ограничивает ее передвижение из команды в команду, чем она, кстати, очень хорошо пользуется, выступая на разных гонках за разные клубы. Мужчинам такие вольности не дозволяются. Протащить это предложение через конгресс не удалось. Решили вернуться еще раз к этому вопросу через год.
Однако сам факт того, что подобные разговоры имели место в присутственном месте, заставил всех, кто так или иначе занят в женском профессиональном велоспорте, шевелиться. Выглядит это на практике так. Накануне разделки тренировочный городок напоминал ярмарку. У боксов, где был выставлен "товар" очень высокого качества, вовсю крутились покупатели.
- Зулю, черти, сманивают! - мрачновато посетовал "ее тренер Владимир Рева. - Предлагают один больше другого. Особенно итальянцы с французами.
- Француз Пьер Буэ - генеральный директор женского "Тур де Франса" - так меня достал, - смеясь, вступила в наш разговор Забирова, - что сегодня ночью мне приснилось, что он, наконец, умер. А когда на трассу приехала, стала разминаться - смотрю, идет покойничек-то, улыбается, спрашивает, решилась я на что-нибудь или нет.
-Ну и как? Решились?
- Да ну-у. Мне и в России хорошо.
- Если Зуля подпишет контракт с каким-нибудь профессиональным клубом, - уточняет Рева, - то будет обязана ездить только на клубных соревнованиях. В женских командах почему-то не принято отпускать спортсменок на официальные крупные международные старты. Если кто и приезжает, так не просто за свой счет, но еще и штраф за отпуск по собственному желанию платит! А выступление за Россию для Забировой не пустой звук. Она патриотка.
-Но ведь вы в России практически не бываете, колесите по свету...
- Да, уже в печенках эти разъезды сидят. Надеюсь, в будущем году Юрию Исаеву (главному тренеру женской шоссейной сборной России. - Т.Б.) все же удастся основать российскую профессиональную команду, и тогда мы с удовольствием подпишем с ней контракт.
"Покойничек" оказался и впрямь доставучим человеком. Увидев, как я беседую с Зульфией после финиша, он дождался, пока она уйдет на допинг-контроль, подбежал ко мне и схватил за руку.
- Видите ли, в чем дело, - жарко заговорил он на ломаном английском. - Если Зульфия откажет мне, вся моя идея создать в Тулузе свою собственную команду Racing Olympic Club обречена на провал! Вы должны убедить госпожу Забирову в том, что я создам ей все условия! Я приглашу в команду трех француженок, трех итальянок и, чтобы ей не было скучно, двух русских девушек! Все эти люди будут работать только на нее! Наша команда будет побеждать где только можно! У нас будут деньги! У Зульфии будут деньги! Пусть привозит с собой господина Реву! И господина Исаева тоже! Я согласен на все!
-Месье Буэ, вы действительно уверены в том, что женский велоспорт можно раскрутить, как мужской?
- О да! Вот если только Зульфия подпишет со мной контракт...
Спустившаяся из амбулатории через некоторое время Забирова, увидев меня в компании с месье Буэ, шарахнулась в сторону, простонав: "Опять о-о-он! Попроси его, пожалуйста, не приставать ко мне".
- Зульфия не хочет разговаривать с вами, месье Буэ. Она очень устала и тяжело переживает, что проиграла Лонго 85 сотых секунды.
- О-ля-ля! - простонал уже француз. - Она губит меня...
В это время к Зульфие подошел красный от досады Рева и сказал, мягко говоря, что из-за таких вот приставаний Забирова нервничала всю неделю. "Это я виноват! - сокрушенно покачал он головой. - Надо было сделать все, что в моих силах, чтобы оградить ее от этих людей".
-Не переживайте вы так, - попытался утешить его я. - Лонго ведь стартовала последней, и ее информировали чуть ли не каждые 20 метров.
- А нам кто мешал вести Зулю так же!? Это же надо - рации в Москве забыть! Да ими весь склад завален.
Сама Забирова объяснила досадное поражение тем, что недооценила трассу. "Когда я поездила по ней, мне она показалась легкой, - сказала Зульфия. - Разгоняешься со старта, а потом главная задача - только темп не потерять. Но стоило мне сегодня стартовать, как я тут же попала под сильнейший встречный порыв ветра. Это выбило меня из колеи, и первые пять километров проехала кое-как. И только на шестом, меня как будто ошпарило - это же чемпионат мира! Рванула что есть сил, но, как оказалось, не успела".
БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
Великой Жанни Лонго в разделке откровенно повезло, ибо наша звезда Зульфия Забирова была явно сильнее. Повезло в том, что на стартовом отрезке француженку не тормознул сильный порыв ветра, что она шла последней, что, наконец, наша команда забыла привезти с собой рации и не могла вести по трассе Забирову так, как вели Лонго. Но везет, как известно, сильным.
Лонго отправилась за очередным титулом чемпионки мира молча и очень сосредоточенно. Никто в боксе французской сборной ее не провожал, не похлопывал по спине. Так как она была последней участницей женской разделки, пустынной была и дорожка вдоль командных павильончиков. А вот на пресс-конференцию после гонки Жанни опоздала: каждый француз, а их здесь не одна тысяча, посчитал за должное если не взять автограф, то хотя бы прикоснуться к ней или просто поздравить живую легенду.
До ее появления в пресс-центре живо обсуждался вопрос, а действительно ли Лонго уйдет из спорта после этого чемпионата, как пообещала пару месяцев назад. Центром всеобщего внимания были, конечно же, французы. Но они строили таинственные мины и конкретно отвечать отказывались, бормоча свое "комси-комса", то есть бабушка надвое сказала. Ну уж если французы не уверены в твердости, наверное, десятого заявления об отставке, то все остальные пришли к выводу, что это у Лонго уже привычная присказка. И тем не менее наивный испанец с пафосом спросил у королевы велоспорта:
-Неужели мы никогда больше не увидим вас на чемпионатах мира?
- Ну почему же, - лукаво отвертелась Лонго, - например, я уже в эту субботу собираюсь выступить в групповой гонке...
-Нет, вы все же скажите - вы уходите или остаетесь? - упорствовал по-немецки прямолинейный немец.
- Ну-у-у, - опять же неопределенно пожала щуплыми плечиками чемпионка, - передо мной открываются большие жизненные перспективы, и, я думаю, все выйдет так, как я хочу.
Последняя фраза утонула в репортерском смехе.
-Жанни, сегодня вы выиграли всего 0,85. Что вы чувствуете?
- Я рада, а что чувствует Зульфия, спросите у нее сами.
- Я переживаю огромный стресс, - неожиданно трагическим голосом сказал Забирова, и в пресс-центре на несколько мгновений повисла мертвая тишина. После такого ответа этот вопрос к Забировой остался первым и последним.
Когда я провожал Забирову и ее тренера Реву в сторону автостоянки, не удержался и спросил олимпийскую чемпионку Атланты:
-Как же так? Вы же только что нас всех утешали, подшучивали над собой, а на самом-то деле выходит, что вы страдаете?
- Конечно же, я переживаю, что ничтожно проиграла. Но в данном случае я специально говорила с таким надрывом, чтобы Лонго готовилась к следующим поединкам со мной не столь ответственно.
-Вы тоже ей не верите?
- Абсолютно.
Чемпионат мира по велоспорту. Шоссе. Сан-Себастьян. 8 октября. Женщины . Разделка на 28 км. 1. Жанни Лонго (Франция) - 39.15 (средняя скорость 42,799 км/ч). 2. Зульфия Забирова (Россия) - отставание 0,85. 3. Юдит Арндт (Германия) - 0.29. 4. Ханка Купфернагель (Германия) - 0.39. 5. Элизабет Эмери (США) - 0.57. 6. Катрин Марсаль (Франция) - 1.08... 9. Зинаида Стагурская (Белоруссия) - 1.31... 11. Иоланта Поликявичуте (Литва) - 1.40. 12. Валентина Полханова (Россия) - 1.49... 14. Елена Чалых (Молдавия) - 2.32... 18. Люда Трябайте (Литва) - 2.48... 20. Татьяна Стяжкина (Украина) - 2.57... 37. Елена Будовицкая (Украина) - 5.57.
Юниоры до 23 лет. Разделка на 32 км. 1. Фабио Мальберти (Италия) - 40.41 (47,183 км/ч). 2. Ласло Бодрожи (Венгрия) - отставание 0.26. 3. Дэвид Джордж (ЮАР) - 0.30. 4. Райвис Белохвостикс (Латвия) - 0.34... 6. Олег Жуков (Россия) - 1.03... 13. Борис Ничипуренко (Россия) - 1.35.