Газета Спорт-Экспресс от 10 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

10 сентября 1997

10 сентября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В любой гоночный уик-энд на автодромах чемпионата мира внимание к себе привлекают не только сами соревнования. Иногда самые бурные и самые интересные события происходят отнюдь не на трассах, а в паддоке "Гран-при". Монцу специалисты и пресса ждали с особым интересом, поскольку, к примеру, чемпион мира-96 Дэмон Хилл еще в Спа прозрачно намекнул, что к итальянскому этапу определится со своим следующим местом работы, а всеобщий любимец Герхард Бергер еще в Хоккенхайме пообещал принять решение о своем будущем в течение ближайших трех-четырех недель, и объявленный австрийцем срок истекал как раз в Монце.

Но никаких ожидаемых контрактных заявлений на "Аутодромо национале" не последовало. Это, впрочем, отнюдь не означает, что в кулуарах "Формулы-1" в минувшие выходные ничего любопытного не случилось. О том, что осталось за кадром репортажа о 68-м "Гран-при Италии", рассказывает вернувшаяся из Монцы Ольга ЛИНДЕ.

ГОЛЛИВУД СНИМАЕТ БОЕВИК О "ФОРМУЛЕ-1"

Знаменитый фильм режиссера Майка Франкенхаймера Winnig, знакомый россиянам под названием "Большой приз", с Полом Ньюменом в главной роли, видимо, был первой (не считая ленты Клода Лелюша "Мужчина и женщина", в которой главную роль исполнил Жан-Луи Трентиньян) и последней попыткой отобразить на экране перипетии кольцевых автогонок. С тех пор почти три десятилетия к этой привлекательной теме кинематограф не обращался, если не считать американские "Дни грома" с Томом Крузом, где использован лишь внешний антураж гонок серии Nascar. И вот теперь - новый проект. Да какой!

В субботу Монцу посетил сам Сильвестр Сталлоне и на глазах заполнивших пресс-центр журналистов подписал с фактическим хозяином "Формулы-1" Берни Экклстоуном контракт на производство полнометражной картины о королеве автоспорта. Фильм с начальным бюджетом в 140 миллионов долларов должны сделать за 18 месяцев на Universal Studio в Голливуде. Слай является продюсером картины, которая в основном будет сниматься в Европе (и, как обещает Сталлоне, с участием настоящих пилотов). О том, запланировал ли Сталлоне для самого себя какую-то роль, пока неизвестно. Зато известно, что могущественного Берни сыграет не кто иной, как Аль Пачино, а одну из других ключевых ролей - Квентин Тарантино. Даже этих трех имен вполне достаточно, чтобы обеспечить будущему фильму кассовый успех.

- Я очень серьезно готовлюсь к этой работе, - сказал отлично выглядящий в свои 50 лет Слай, - и надеюсь, что мы сумеем показать "Формулу-1" так, как этого никто не делал до нас. Это будет деликатное исследование психологических особенностей этого потрясающего вида спорта. "Ф1" - новая для меня территория, ваша территория, и я надеюсь на вашу помощь.

- Уверен, Слай снимет потрясающий фильм, - заявил мистер Экклстоун.

Слухи утверждают, что в основу фильма будет положена история противостояния Алена Проста и Айртона Сенны. Уже примерно полгода в прессе обсуждают возможные кандидатуры на, бесспорно, главную роль - Сенны. Возглавляет список Антонио Бандерас, далее следуют Том Круз, Вэл Килмер, Хью Грант и Брэд Питт. На роль Адрианы Галистеу, последней возлюбленной великого бразильца, настойчиво претендует Шарон Стоун.

И последняя деталь. Новый фильм еще не начали снимать, а он уже обрастает своим фольклором. Эту байку в пресс-центре рассказал один из английских журналистов. Сталлоне в Монце была устроена долгая экскурсия по боксам и моторхоумам команд. Первое место остановки, естественно, "Феррари". В боксе за спиной актера механики обсуждали проблемы резины, и кто-то из них громко произнес слово "слик" (напомню, что так называется "сухая" резина без рисунка). Сталлоне отреагировал мгновенно. Он обернулся, приподнял бровь и поправил говорившего: "Меня зовут Слай"...

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ФИЗИКЕЛЛА?

Совсем без разговоров на тему "торгов" на пилотской бирже, естественно, не обошлось. Только тема эта, вообще-то довольно животрепещущая, в минувший уик-энд вопреки традиции центральной не была. Трудно сказать, почему. Возможно, журналисты опасались приставать к главным действующим лицам "базара" Дэмону Хиллу, Герхарду Бергеру и Жану Алези с особенно настырными расспросами, чтобы не услышать неприятное известие. Коим - в отношении всех троих - может быть только одно: слова "Я ухожу". Почему неприятное? Потому что все трое относятся к редкому во все формулические времена типу всеобщих любимцев. И ни одному человеку в пресс-центре "Гран-при" не хочется услышать эти роковые слова. Хотя, согласно моим ощущениям, двое из этих троих, Бергер и Алези, настраивают себя именно на такой выход из создавшегося положения.

Бергер выглядит как человек, долго шедший к какому-то весьма непростому для себя решению и наконец-то до него дошедший: он абсолютно спокоен, подчеркнуто расслаблен, обменивается шуточками со всеми желающими, а на все осторожные вопросы отвечает: "Да я еще ничего не решил. Куда торопиться-то?"

Устав ждать более или менее точного ответа от шутника Бергера, пресса начала прикидывать различные варианты его будущего. Первый, самый традиционный, который тут примеривают и на Алези с Хиллом, - уход в американскую серию CART. Реакция на расспросы о возможном переселении за океан у всех троих до невозможности одинаковая. Слова Бергера, которые я сейчас приведу, могли быть сказаны любым из них: "Да, я - гонщик. Но я всегда был гонщиком именно "Формулы-1". Здесь мои друзья, вся моя жизнь связана с Европой. И хотя гонки в Америке могли бы стать любопытным вызовом, который интересно принять, если я и буду гоняться в дальнейшем, то только в "Ф-1".

За четыре дня, венчавших минувшую неделю, Алези лишь раз удостоил прессу конкретным ответом на вопрос о контракте на будущий год. "Одно могу утверждать со всей ответственностью: никакого контракта с "Джорданом" у меня нет", - сказал Жан. А чуть позже произнес ключевую фразу, которая и навела меня на мысль о том, что настроение француза схоже с настроением его друга Бергера: "Ну и что, что у меня нет побед в "Формуле-1"? У меня есть любимая женщина, есть дочь от нее, есть друг... Я ничего не проиграл в этой жизни!"

А вот Хилл уходить пока явно никуда не собирается. На неделе, предшествующей "Гран-при Италии", он нанес визит в парижскую штаб-квартиру Алена Проста, где имел со своим бывшим партнером по "Уильямсу" и возможным будущим работодателем долгий разговор. Англичане и часть французов в пресс-центре Монцы уверяли, что контракт между ними - и не на один сезон - уже подписан. "У меня есть хорошая идея насчет того, где я буду ездить на будущий год" подлил масла в огонь сам гонщик. Однако на пятничной пресс-конференции Friday Five от комментариев на этот счет ловко ушел.

- Дэмон, вчера вы вроде бы намекнули, что уже нашли себе команду на сезон-98... Я вас правильно понял? - спросил Хилла традиционный ведущий всех пресс-конференций Боб Костандурос.

- Возможно, я кое-что и сказал, но точных своих слов не помню, - ответил Дэмон.

Слухи, просочившиеся из кулуаров "Прост Гран-при", утверждают, что четырехкратный чемпион мира предложил Хиллу сумму, вдвое больше той, которую англичанин запрашивал, к примеру, у "Макларена", и сейчас партнеры Алена, топливная фирма "Тоталь" и мотористы из "Пежо", спешно изыскивают необходимое, поскольку именно генеральный директор "Пежо" Фредерик Сен-Жур сказал, что "партнером Оливье Паниса мы хотели бы видеть гонщика, обладающего и именем, и титулами". А поскольку среди действующих пилотов титулы есть только у двоих, и Михаэль Шумахер уже пристроен в "Феррари", намек яснее ясного - "Пежо" рассчитывает на Хилла.

Наиболее же горячие контрактные дебаты развернулись вокруг подающего большие надежды итальянца Джанкарло Физикеллы. Спор, который ведут за право называть его своим гонщиком "Джордан" и "Бенеттон", будет разрешен на нынешней неделе в Верховном суде в Лондоне, поскольку попытки Эдди Джордана и Флавио Бриаторе заключить полюбовное соглашение, зашли в тупик. Вся соль проблемы в том, что Физикелла номинально является гонщиком "Бенеттона", с которым у него пятилетний контракт на так называемое право option, а двухлетний (с возможностью пролонгации на третий год) контракт с "Джорданом" агент Физикеллы Джанпаоло Маттеуччи заключил с согласия Бриаторе. Последний же теперь уверяет всех, что "Бенеттон" отдал Физикеллу "Джордану" только на год, и только затем, чтобы парень набрался опыта. "Наша позиция хорошо документирована, - сказал в Монце Эдди Джордан, - хотя вполне допускаю, что у Флавио и его адвокатов есть контраргументы. Но я совершенно уверен в том, что в сезоне-98 Джанкарло будет пилотировать мою машину".

Сам Физикелла оказался меж двух огней. Как утверждают близкие к нему представители прессы, уходить из "Джордана" 24-летний римлянин не хочет, но... "Мне хорошо в "Джордане", - сказал сам "Физико", - однако у меня есть и обязательства перед "Бенеттоном". Теперь моя судьба целиком во власти боссов команд". По слухам "Бенеттон" уже выплатил "Джордану" отступного за итальянца, но это не разрешило спора.

Кстати, именно от исхода этого диспута во многом может зависеть и дальнейшая судьба в "Ф-1" Алези и Бергера. Ведь если Верховный суд решит дело в пользу Джордана, то Бриаторе останется с пустыми руками и в его команде будут свободны оба места. И хотя и Бергер, и Алези не раз заявляли, что продлевать свои контракты с этой командой не будут, решение никогда не поздно изменить. Тем более что "Бенеттон", похоже, наконец-то поехал.