Газета Спорт-Экспресс от 10 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

10 сентября 1997

10 сентября 1997 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98. Отборочный турнир

Сергей ОВЧИННИКОВ

В "БЕНЕФИКУ" ХОЖУ БЕЗ БАУЛА - С ПОРТМОНЕ В КАРМАН

Разговаривать с Овчинниковым - одно удовольствие. Трудно найти более веселого, остроумного и в то же время вдумчивого, рассудительного собеседника. За те два месяца, что прошли с его отъезда из московского "Локомотива" в лиссабонскую "Бенфику", вратарь сборной России ничуть не изменился, разве что загорел немного. В Новогорск он приехал в отличном настроении, несмотря на то, что в последнем туре "Бенфика" сенсационно проиграла 0:1 скромному "Сетубалу", причем забил Овчинникову экс-форвард московского "Динамо" Вели Касумов.

- Да, чудно первый гол в зарубежной карьере получить от своего старого знакомого. Я, кстати, только накануне игры узнал, что Касумов из Испании перебрался в Португалию. В команду, правда, он попал не ахти какую, после матча вздыхал: "Видишь, как играем, забили на десятой минуте - и все в свою штрафную убежали". Мы два тайма этот "Сетубал" возили, но тьму моментов не использовали. Что ж, бывает, трагедии из поражения никто не делал. А с Касумовым обменялись телефонами, оказывается, он всего в сорока километрах от Лиссабона живет, теперь будем встречаться. С динамовских времен Вели сильно постарел, погрузнел.

-Однако гол-то вам забил!

- Да, удачно попал со штрафного в "девятку". В "Бенфике" меня никто не упрекнул - такие мячи практически не берутся.

-Еще с кем-то из наших в Португалии виделись?

- С Серегой Щербаковым, естественно. У него, увы, пока все без перемен. А на днях случайно в аэропорту встретил Диму Пономаренко, который недолго в московском "Торпедо" поиграл, а сейчас в "Браге" обосновался. Так что русский я там, надеюсь, не забуду.

-Интересно, а Юрана, Кулькова и Мостового вспоминают в "Бенфике"?

- Да. Ведь Юран с Кульковым - единственные легионеры в Португалии, кто выигрывал два чемпионства подряд в разных командах. Как игроков их ценят очень высоко, но переход в стан главного врага - "Порту" - простить до сих пор не могут. Вообще много российских футболистов на хорошем счету за границей. Я еще ни от кого не слышал, чтобы про русского сказали: это плохой игрок. А вот вне поля у наших нередко возникают проблемы.

-А с бразильцем Леонидасом общаетесь?

- Сначала мы жили в одной гостинице, и он помогал мне, переводил - по-русски-то неплохо говорит. На предсезонке Леонидас здорово смотрелся, немало забивал, но из-за травмы в чемпионате пока не играет.

-Какие у Леонидаса остались воспоминания о России?

- Как ни странно, самые приятные. Говорит, теперь у него две любимые страны - Бразилия и Россия, и по обеим он скучает. Мечтает приехать в Москву, навестить друзей, в том числе и спартаковца Робсона, с которым они вместе играли в "Коринтиансе".

-Самый трудный момент для вас в "Бенфике" за эти два месяца?

- Сбор в Голландии - уж больно скучалось мне на первых порах без языка. В Москве иногда заглядывал в португальский разговорник, пытался что-то зазубрить, но в голове дикая каша была, и вскоре я на это дело плюнул. Приеду, думаю, в Лиссабон, тогда и буду учить. Португальцам очень нравится, что я усердно языком занимаюсь, а то есть в команде "глухонемой" марокканец, который за двенадцать месяцев не выучил ни одного слова! Ко мне там теплое отношение, возможно, еще и потому, что в команде я едва ли не самый старый, хотя мне и двадцати семи-то нет. Кстати, кроме Жоао Пинту, Прюдомма и Таумента, известных игроков в "Бенфике" больше я не обнаружил.

-Это верно, что "Бенфика" - один из самых интернациональных клубов Португалии?

- Что верно, то верно, в команде девять португальцев и четырнадцать легионеров. И из Кореи, и из Парагвая, и из Туниса, и еще черт-те откуда. Иностранцев здесь любят ничуть не меньше своих, да и вообще все друг к другу сердечно относятся. Пускай завалишь игру, все равно после матча подойдут и пожмут руку. Благодаря этому чувствуешь себя легко и раскованно. Честно говоря, я и представить себе не мог, что с самого начала в Португалии все так здорово у меня пойдет.

-Но если бы Прюдомм не сломал палец на руке, ваш дебют в чемпионате, наверное, вряд ли состоялся так быстро?

- Не исключено, хотя подобными мыслями, признаться, голову не забиваю. Я ехал в "Бенфику" работать, а кого ставить в ворота - решать тренеру. Что же касается Прюдомма, то в "Бенфике" он популярен необычайно, на него все молятся. Даже если он запустит "пенку", то непременно скажут, что Мишель ни при чем, а во всем виноваты мяч, поле или еще что-нибудь.

- Прюдомм не встретил вас в штыки?

- Нет, я думал, он просто не заметит моего появления. Сколько он за свои 38 лет перевидал таких, как я, вратарей! Но как-то после нескольких тренировок Прюдомм в интервью сказал, что в "Бенфику" пришел хороший кипер. А к его мнению журналисты прислушиваются. Кстати, я с ними не разговариваю.

-Чего вдруг?

- Разок уже успел с ними в историю попасть. А было так. Прилетел в Лиссабон после матча российской сборной с югославами. В аэропорту встречают репортеры. Один из них прилип ко мне, все время что-то тараторил, потом вдруг спрашивает: "Слышал, Прюдомм-то сломался?" "Да", - отвечаю. "Ну, о'кей", - говорит. Я ему тоже: "О'кей". А на следующий день едва ли не на полосу интервью со мной выходит! Счастье, что у журналиста фантазия оказалась не слишком богатой. И представляете, в тот же день этот наглец заявляется ко мне и опять начинает что-то спрашивать. Меня, правда, сразу предупредили, что с прессой в любых ситуациях главное - вести себя культурно. Поэтому я насколько мог вежливо объяснил ему, что, пока не выучу португальский, больше на вопросы отвечать не буду.

-Португальцы знают о вашем давнем российском прозвище Босс?

- Нет, я теперь к другому обращению привыкаю - по фамилии, там это в порядке вещей. Но мне, честно говоря, до сих пор непривычно слышать, когда, улыбаясь, говорят: "Привет, Овчинников".

-В "Бенфике" уже стали своим человеком?

- Едва только приехал, как один игрок пригласил к себе на день рождения. Прихожу и с порога начинаю его по-русски поздравлять - желаю, мол, счастья, здоровья, успехов и т.д. Все смотрят на меня и ничего понять не могут. Я расхохотался - ну а как я его поздравлю, по-португальски-то? Гости потом уважительно хлопали по плечу: мол, вот она - русская смекалка! Такие мелочи и помогают быстрее адаптироваться в команде. Кстати, португальцы не имеют ничего общего со своими южными соседями - испанцами, итальянцами, наоборот, они во многом на русских похожи. По крайней мере чувство юмора у них точно наше. Хотя Леонидас местные анекдоты только в общих чертах переводит, я долго над ними смеюсь.

-Уже почувствовали, что "Бенфика" - великий клуб?

- Конечно. И необычный. Я, например, прихожу на тренировку не с баулом, как в Москве, а с портмоне и пачкой сигарет в кармане. Чистенькая форма меня всегда ждет в раздевалке.

-Курите давно?

- Да, футболу это не мешает. В "Бенфике" многие, сидя за чашкой кофе, в открытую курят, но я все-таки стараюсь не светиться. А тренер наш просто дымит как паровоз, ни на минуту не расставаясь с огромной сигарой.

-А тренировки вас чем-то удивили?

- В "Бенфике" есть специальный тренер по работе с вратарями - известный в прошлом голкипер "Андерлехта". Ему за пятьдесят, однако он в прекрасной форме, всегда что-нибудь интересное придумает. Главное же, он не только рассказывает, но и показывает, как надо делать упражнения, причем даже Прюдомму не все из них по плечу.

-Игрок "Бенфики" в Лиссабоне чувствует себя королем?

- Там люди больны футболом. Идешь по городу - тебя все узнают: и старушки, и маленькие дети. Я не сыграл за "Бенфику" еще ни одной игры, а мне не давали на улицах прохода. В России зрители другие. Мне, например, жутко не понравилась обстановка после матча в Питере с югославами, когда с трибун в наш адрес неслись одни проклятия. В Португалии такое невозможно. Ты можешь ошибиться, плохо сыграть и быть заменен, но, шагая по бровке, всегда услышишь аплодисменты.

-Вам пришлось за границей в чем-то перестраиваться?

- Там после утренней тренировки ты предоставлен сам себе. Для русского человека нет ничего страшнее. У нас-то выходных раз два и обчелся, вот и привыкли из каждой свободной минуты выжимать максимум. В Лиссабоне первой мыслью тоже было куда-нибудь сорваться, но потом остановился. Быстро понял, что просто так денег там не платят, их надо отрабатывать, тогда и отношение будет нормальным, да и сам уверенно себя почувствуешь. Поэтому в свободное время предпочитаю дома книжки читать, языком заниматься или просто пройтись по городу.

-Что особенно запомнилось из этих прогулок?

- На побережье есть такой район Синтра - самая западная точка Европы. Всем, кто туда приезжает, выдается соответствующий диплом. Будет теперь чем похвастать. А в Лиссабоне был поражен, увидев наш Большой театр - только уменьшенных размеров. Маленькие лошадки наверху, небольшие колонны. Жаль, времени выбраться на спектакль пока не было.

-Нравится вам в "Бенфике"?

- Там безумно интересно. Не хочу обидеть Юрия Семина, но в "Локомотиве" за семь лет все уже приелось, порой мог дать себе поблажку, хотя и понимал, что поступаю плохо. Но было невыносимо, когда на месяц вперед уже известно, что будешь делать. А тут - столько новых впечатлений, глаза снова загорелись, я на тренировки как на крыльях лечу. Словом, о своем выборе не жалею.

Александр КРУЖКОВ