Газета Спорт-Экспресс от 4 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФУТБОЛ |
ПАС ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ |
В БУНДЕСЛИГЕ ВСЕ МЕНЬШЕ ГОВОРЯТ ПО-НЕМЕЦКИ
149 иностранцев имеют сейчас контракты с 18 клубами первого германского дивизиона. Никогда ранее не было такого наплыва легионеров. Особенно большое подкрепление на сей раз прибыло с Черного континента. Первый африканец появился в бундеслиге в 1978-м, а теперь их уже 27. Резко повысили свое присутствие и футболисты из Восточной Европы.
В 1968-м в бундеслиге выходцев из стран, принадлежавших тогда к соцлагерю, было шестеро. Сегодня, по подсчетам Kicker, это число перевалило за 70. Тренер "Кельна" Петер Нойрурер называет этот контингент не только дешевой, но и наиболее подготовленной рабочей силой. Кстати, именно по его инициативе в "Шальке", которым он руководил раньше, был взят Александр Бородюк, ставший первым русским в бундеслиге. "Новичка не надо было учить, он сразу же зарекомендовал себя настоящим мастером", - вспоминает Нойрурер. Впрочем, его нынешнего пристрастия к футболистам с Востока Европы (Владею, Мунтяну, Вишевич, Рычков) вовсе не разделяют болельщики "Кельна", которые с тоской вспоминают о той команде, когда в ней играли такие звезды, как Хесслер, Шумахер и Литтбарски.
Много лестных слов о Сергее Юране можно услышать от наставника "Бохума" Клауса Топмеллера: "Меня поразило, как легко он влился в коллектив. Россиянин оказался таким компанейским парнем, что смог убедить всю команду, включая вахтера, пойти ловить вместе с ним рыбу". Единственная проблема, как считает тренер, овладение немецким языком, но он уже договорился с Юраном, что лично будет каждые три недели принимать у него экзамен.
Приходит пополнение и из Азии. В бундеслиге, где со дня ее основания и до последнего момента не было иранцев, теперь таковых играют сразу трое. Супербомбардиру Али Даеи иранские болельщики "Арминии", проживающие в Германии, посвятили песню. Когда начинается матч, со всех сторон несется: Hooray, hooray, it's Ali, Ali Daei переделанные строки группы Вопеу М). Лучший снайпер мира 1996 года (в 15 матчах за сборную он забил 22 мяча, всего же на его счету 35 голов в 36 встречах) прибыл в Германию не один. Карим Багери также обосновался в "Арминии", а Ходадад Азизи - в "Кельне". "В Иране осталось еще много хороших футболистов, - уверяет Даеи, - еще четверых точно можно было бы взять в бундеслигу". Даеи успел зарекомендовать себя и в Германии, на его счету два забитых мяча.
Еженедельник Sport-Bild пишет, что голы постепенно становятся прерогативой иностранцев. Например, в третьем туре из 34 футболистов, добившихся успеха, только 14 имели германские паспорта. Объясняется это тем, что многие клубы не могут позволить себе курить дорогих нападающих "местного происхождения". Оказывается, это по карману только "Баварии" и дортмундской "Боруссии", поэтому бедняки в целях экономии обращаются к гастарбайтерам. Например, в менхенгладбахской "Боруссии" 32 процента состава - легионеры, но менеджер Рольф Рюссманн снова ищет подкрепление за рубежом: "В Германии я не нахожу нужных мне людей". В "Шальке" чужестранцев и вовсе без малого половина - 46 процентов. Менеджер обладателя Кубка УЕФА Руди Ассауэр говорит: "Марк Вильмотс обошелся нам в полтора миллиона марок. За такие деньги я не смогу купить такого же уровня нашего футболиста. К тому же немцы всегда первым делом спрашивают: а сколько я буду получать? Иностранцы же ведут себя более скромно". "Если так дело пойдет дальше, - беспокоится тренер сборной Германии Берти Фогте, - нападающие в бундеслиге больше не будут говорить по-немецки". Последствия решений по "делу Босмана" продолжают приносить свои плоды.
Борис ТОСУНЯН