Газета Спорт-Экспресс от 30 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

30 августа 1997

30 августа 1997 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

ФОКУСНИК НЕ ХОЧЕТ ПРОДАВАТЬ "ТОРОНТО" ТОМАСУ

За два года в НБА "Торонто Рэпторс" зарекомендовал себя, как один из самых удачливых клубов-дебютантов в истории лиги. Однако сейчас ситуация в команде весьма неопределенная. Кто будет владеть контрольным пакетом акций "Торонто" - генеральный менеджер Айзейя Томас, с чьим именем в первую очередь связывают быстрый прогресс "Рэпторс", или бизнесмен Аллен Слэйт - пока этот вопрос остается открытым.

Владимир ДИМИТРОВ

из Торонто

Владимир ДИМИТРОВ - собственный корреспондент "СЭ"в Канаде.

Аллен Слэйт, владелец "Торонто Рэпторс", написал книгу о том, как делать карточные фокусы, выпускать голубей из рукавов, глотать шпаги и перепиливать женщин пополам. Но весь этот набор трюков меркнет перед теми фокусами, которые Слэйт демонстрирует перед многочисленными болельщиками "Рэпторс" и Томасом.

В 1994 году финансовая группа бизнесмена из Торонто Джона Битова победила в конкурсе на право организации новой профессиональной баскетбольной команды. "Рэпторс" были детищем Битова - он вложил свои деньги, нашел спонсоров, привлек под свои знамена Томаса, одного из лучших разыгрывающих за всю историю баскетбола, и организовал клубу мощнейшую рекламу. Уже после дебютного сезона "Торонто" стало понятно, что проект работает на полную мощность и вскоре можно рассчитывать на серьезную отдачу. Канадцам баскетбол полюбился, на матчи с участием "Чикаго Буллз", "Лос-Анджелес Лейкерс". "Сиэтл Суперсоникс" собиралось более 30 тысяч зрителей, а одежда и спортивный инвентарь с символикой "Торонто" шли нарасхват. Что касается самих "Рэпторс", то они в свой первый сезон выиграли 21 матч - гроссмейстерский результат для дебютантов.

И тут Слэйт выкинул первое коленце: он предложил Битову свою часть акций. Недорого, как утверждал Слэйт, но Битову такая покупка оказалась не по карману. В итоге произошло обратное: Слэйт перекупил долю Битова и стал владельцем контрольного пакета - 81 процент. Еще 10 процентов принадлежало банку "Нова Скошиа" и 9 Томасу. Так Слэйт стал, по его собственному выражению, "владельцем поневоле".

Такая ситуация абсолютно не устраивала Томаса. Айзейя не был уверен, что Слэйт, абсолютно равнодушный к баскетболу (в отличие от Битова), в один прекрасный момент не надумает продать "Рэпторс". Генеральный менеджер после окончания второго сезона "Торонто" в НБА поставил вопрос ребром: либо Слэйт продает ему контрольный пакет акций, либо Томас уходит. Об ультиматуме Аллен узнал, поигрывая в гольф на лужайке возле своего нового дома во Флориде. Слэйт лишь пожал плечами и распорядился продать Томасу недостающие 42 процента акций.

Началось всеобщее ликование: болельщики гадали, как скоро они смогут увидеть в своем городе игры плей-офф. Томас стал первым темнокожим владельцем команды в истории профессионального спорта, и работа закипела. За короткий промежуток времени менеджменту "Рэпторс" удалось подписать многолетние контракты с тремя ведущими баскетболистами: Уолтом Уильямсом, Дагом Кристи и Карлосом Роджерсом, причем (редкий случай) все трое остались довольны - не столько условиями и суммами соглашений, сколько отношением к ним руководства клуба. Томас выполнил все обещания, которые он давал игрокам на протяжении сезона. Вроде бы это должно быть в порядке вещей, но реальность профессионального спорта такова, что на первый план часто выходит бизнес, а все остальное оказывается второстепенным. Наверное, лучше других на собственной шкуре это познал Уильямс, которому клялись в любви и в "Сакраменто", и в "Майами", клубах, где он выступал раньше и где в итоге оказывался никому не нужным.

Томас же еще раз доказал, что он представляет собой новый тип руководителя, который сам прошел через кухню НБА в качестве игрока, знает все мысли и чувства спортсменов, и в качестве менеджера умеет не только заключать выгодные сделки, но и жить заботами игроков. Пожалуй, за два года работы в "Торонто" Томас заслужил даже большее уважение в лиге, чем за всю блистательную карьеру игрока. Вдобавок на драфте-97 Томасу повезло: он выбрал того, кого хотел - молодое дарование по имени Трэйси Макгрэди. Первое, что сделал затем Томас - подобрал для этого школьника семью, в которой Макгрэди будет жить на первых порах. Все-таки парню всего 18 лет, а он уже заключил миллионный контракт с Adidas.

И вот тут-то на сцене неожиданно вновь появился Слэйт. Оказалось, что он не может сойтись с Томасом в цене за акции. Слэйт опять божился, что предложил очень умеренную цену, чуть ли не в ущерб себе, но так или иначе переговоры зашли в тупик, а вопрос о том, уходит Томас или остается, повис в воздухе. Если же Томас все-таки не сможет перекупить акции и покинет Торонто, это чревато большими изменениями в составе "Рэнторс". Дэмон Стадемайр не раз заявлял о своем твердом желании играть только у Томаса, еще одна надежда канадского клуба Маркус Кэмби также готов упаковать чемоданы и последовать за своим генеральным менеджером, есть и другие игроки, для которых именно Айзейя определяет лицо команды. И все-таки все в городе надеются, что Томасу удастся стать владельцем контрольного пакета акций.

Слэйт же, судя по всему, осознал, что перспективный баскетбольный клуб - это хорошее паблисити, красивый штрих к имиджу удачливого бизнесмена. Компания Слэйта Standard Broadcasting с 400-миллионным годовым оборотом занимается рекламой, тиражированием и распространением видеопродукции, а также патронирует несколько популярных радиостанций. Но профессиональный баскетбол - это очень заманчивый кусок, и теперь Слэйт не хочет его лишаться.

Предсказать, что победит - здравый смысл или желание покрасоваться на публике, - невозможно. Томас надеется на удачный исход переговоров и одновременно ищет пути для усиления состава (например, возможный обмен Кэмби в "Сиэтл" на Шона Кемпа). Слэйта же в местных газетах величают не иначе как фокусником. Кстати, в его биографии был период, когда Слэйт работал на радиостанции в Эдмонтоне, зарплаты катастрофически не хватало на то, чтобы прокормить его жену и троих детей, и Слэйт начал выступать по выходным во всевозможных местных клубах, демонстрируя фокусы. Тогда волшебство в буквальном смысле спасло его молодую семью. Но вряд ли в Торонто рассчитывают, что фокусник Слэйт вдруг достанет из своего цилиндра комплект чемпионских перстней и раздаст баскетболистам "Рэпторс". Скорее это под силу Томасу, причем он-то уж обойдется без всяких фокусов.