Газета Спорт-Экспресс от 19 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2
ВОДНЫЕ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА |
МАРАФОНСКОЕ ПЛАВАНИЕ |
КОРОЛЬ СВЕРХДЛИННЫХ ЗАПЛЫВОВ ЖИВЕТ В РОССИИ
Чемпион Европы-95 немец Кристоф Вандраш и обладатель Кубка мира француз Стефан Лекат соединили руки над водой и - демонстративно - одновременно воткнули их в финишную стенку. Над пирсом разнеслись жидкие аплодисменты. Их не было бы больше, даже если бы пловцы на финише сплясали польку-бабочку. Эмоции трибун были исчерпаны тремя минутами раньше. Когда финишировал чемпион - Алексей Акатьев.
О его первом марафоне я писала три года назад. На чемпионате мира в Риме Алексей сразу занял третье место, через год выиграл пятикилометровую дистанцию на чемпионате Европы и стал вторым на классических 25 километрах. А еще через год вернулся в бассейн, чтобы осуществить давнюю и, может быть, самую заветную мечту - выступить на Олимпийских играх.
В Риме он был один. В Севилью же приехал в роли лидера отдельной сборной в составе пяти человек. И так же уверенно, как за два года до этого, выиграл "пятерку" в сопровождении Евгения Безрученко, ставшего вторым.
Когда я подошла поздравить тренера российской команды Сергея Кустова, он, сосредоточенно взглянув на часы, произнес: "Тридцать пять часов осталось до старта. Боюсь, не успеем восстановиться. Вандраш вообще решил пропустить "короткий" заплыв - готовился только на 25 километров. Да и Лекат плыл вполсилы - финишировал седьмым".
Счеты с Вандрашем у Акатьева были давние. В Вене немец просидел за спиной Алексея более двадцати километров дистанции, а на финише вырвался вперед, обыграв россиянина больше, чем на две секунды. Весь нынешний сезон и Лекат, и Вандраш без передышки участвовали в этапах Кубка мира, в то время, как Акатьев в составе российской сборной плавал на этапах Кубка в 25-метровом бассейне. Вместо того, чтобы спланировать соревновательную подготовку на более мелких марафонских этапах, коих в Европе летом хоть отбавляй, Кустов с учениками был вынужден тренироваться все в тех же подмосковных заболоченных озерах, где в 1994-м готовил Акатьева к Риму.
Первый пятикилометровый круг 17 пловцов и столько же лодок сопровождения прошли в одной куче. На предыдущей дистанции Акатьеву всю дорогу портил кровь итальянец Балдини, тыкаясь руками то в пятки Алексею, то под ребра. В воскресенье казалось, что Акатьев намеренно лезет в самую толчею. "Они начали слишком медленно, - потом скажет он. - Я просто почувствовал, что начинаю засыпать в слишком теплой воде. Отрываться было нельзя: тогда бы на мне повисли все остальные".
В полной, но достаточно темповой неразберихе, где лидеры менялись каждые 50 метров, прошли еще три круга. Совершенно неожиданно вниманием катера прессы завладел Юрий Кудинов, вырвавшийся в лидеры по самому краю канала. Два года назад он впервые в жизни стартовал в марафоне на чемпионате России в Сочи, впервые попав на море вообще. Вместо 16 километров участникам там пришлось проплыть все 25 - началась штормовая волна, и всех раскидало в стороны от трассы. К финишу добралась едва ли половина стартовавших. В том числе Кудинов, который был явно в состоянии грогги, но доплыл вторым. А в Севилье он единственный решил составить компанию Акатьеву в самой длинной дистанции чемпионата.
На двадцать первом километре тренер немецкой команды хлопками и криками погнал Вандраша вперед. В Вене немец так и не смог вспомнить, каким по счету стал для него тот европейский марафон. Потому как их счет уже перевалил за третий десяток. У Акатьева марафонов тогда было всего два. Зато в мутной и теплой до отвращения воде Гвадалквивира равных по тактике россиянину не нашлось. Это выражалось не только в том, насколько ровно, ни на десяток метров не отклоняясь от идеального курса, он шел по дистанции. Миновав поворот на отметке 22 километра, Алексей резко пошел на ускорение.
"После двадцатого километра наступает "мертвая зона", - говорил он в Риме. - Вроде плывешь, а в то же время, ничего не соображаешь, не чувствуешь ни тела, ни скорости, ни времени, ни соперников".
В какой-то момент мне показалось, что пришел черед этой "мертвой зоны". Акатьев затормозил в воде, потом еще раз, и почти одновременно из лодки раздался вопль Кустова: "Да-а!"
"Я думал, что Лешка отключается, - рассказывал потом Кустов. - И только потом расслышал, что он кричит: "Я отрываюсь?"
В цифровом отображении все выглядело еще более впечатляюще. Первые пять километров Акатьев проплыл за час и восемь минут. Последние - за 58 минут - всего на две минуты медленнее, чем "чистую" пятерку. Каждые сто метров укладывались в минуту. До него в открытой воде так быстро не плавал еще ни один человек.
Плавание. 5 км. Женщины. 1. Пегги Бюхе (Германия) - 1:00.51, 2. Валерия Касприни (Италия) 1:00.52. 3. Рита Ковач (Венгрия) - 1:01.06... 12. Ольга Гусева (Россия) - 1:01.37.
25 км. 1. Ковач - 5:21.58. 2. Касприни - 5:23.28. 3. Эдит ван Дийк (Голландия) - 5:25.28.
5 км. Мужчины. 1. Алексей Акатьев (Россия) - 56.07, 2. Евгений Безрученко (Россия) - 56.14, 3. Лука Балдини (Италия) - 56.19,4. Алексей Степанов (Россия) - 56.20, 5. Фабио Вентурини (Италия) - 56.22, 6. Фернандо Гомес (Испания) - 57.19,
25 км. 1. Акатьев - 5:05.00. 2-3. Стефан Лекат (Франция), Кристоф Вандраш (Германия) - 5:08.36. 4. Клаудио Гаргадо (Италия) - 5:09.11. 5. Юрий Кудинов (Россия) - 5:09.58. 6. Давид Мека (Италия) - 5:11.10.