Газета Спорт-Экспресс от 8 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
День пятый. ВЫСОТА. Мужчины |
СОТОМАЙОР ЗАМЕНИЛ ГРЕКАМ ПАПАКОСТАСА
Валентин ХАВИН |
из Афин |
Афинская традиция нарушена не была. В очередной раз не был представлен победитель мирового первенства-95. В данном случае - Трой Кемп с Багамских островов. Впрочем, его отсутствие вполне компенсировалось появлением в секторе прежнего, уже совсем здорового Хавьера Сотомайора - безусловно, самой яркой личности в прыжках в высоту конца XX века. Кубинец, правда, перед стартом осторожничал и широковещательных заявлений не делал, не желая сглазить судьбу, которая в последние два года преподносила ему неприятные сюрпризы в изобилии.
В остальном же круг главных претендентов на медали оставался практически тем же, что и на всех предыдущих крупных турнирах. В элиту в этом виде, словно в престижный клуб, похоже, допускаются лишь избранные - поляк Артур Партыка. австралиец Тим Форсайт, норвежец Стейнар Хоен. англичане Далтон Грант и Стив Смит, американец Чарльз Остин, югослав Драгутин Топич... Вот только трое последних на сей раз допустили осечки еще в квалификации. Вакантные места заняли представляющий ныне Израиль Константин Матусевич и, конечно же, идол здешней публики Ламброс Папакостас. Именно благодаря этому длинноволосому прыгуну впервые на Олимпийском стадионе ожидался аншлаг. Его, правда, так и не случилось, но одна из трибун все же оказалась заполнена на все сто.
Примерно на 20-й минуте соревнований в секторе впервые появился Сотомайор, встреченный болельщиками пусть и не так, как впоследствии Папакостас, но с энтузиазмом, намного превышавшим среднюю норму. Планка была поднята всего-то на 2.25. но великий кубинец прыгнул как-то неуклюже. Вспомнилось, что даже в "черной" для рекордсмена мира Атланте с этой высотой он все-таки справился, а здесь - столь обескураживающее начало... Сотомайор, однако, уже в следующей попытке дал понять конкурентам, что ошибка его была случайностью, и на его слабину им рассчитывать не стоит.
А дальше пошло вполне рутинное развитие сюжета: высоты брали те, кто и должен был это делать, а выбывали из соревнований те, кто и не вправе был на что-либо претендовать. Разнообразие вносила разве что бурная реакция публики на появление Сотомайора и Папакостаса да еще Гранта: темнокожий британец умудрился начать состязания на весьма внушительной высоте - 2.32. На этом же рубеже, дважды сбив планку и захромав, завершил борьбу Сергей Клюгин, что, впрочем, можно считать успехом - конечно, весьма относительным. И тем не менее вспомним, что на двух предыдущих мировых первенствах россиян в финалах вообще не было.
Ключевой, как оказалось, стала следующая высота - 2.35. Сотомайор взял ее сразу же, причем с запасом. Партыка и Форсайт - со второй попытки. Для остальных же она так и осталась камнем преткновения. Сначала публика простилась - без особого сожаления - с выскочкой Грантом. А вот Папакостас с Хоеном перенесли последние попытки на 2.37. Когда в секторе появился грек, кто-то из сидевших рядом с нами в ложе прессы сказал: "Хоть бы он прыгнул, а то все так переживают". На что один из нас резонно заметил: "Уж лучше не надо. А то стадион может рухнуть". Арена устояла: Папакостасу пришлось проститься с экзальтированной публикой, которая была безумно расстроена, а затем та же участь постигла и Хоена.
Процедура распределения мест в уже определившейся тройке призеров надолго не затянулась. После того как Сотомайор со второй попытки одолел 2,37. стало ясно, что он возвращает принадлежавший ему по праву чемпионский титул: ведь соперникам, имевшим худшие показатели, предстояло не просто повторить этот результат, но и превзойти его. Но претензии как Партыки. так и Форсайта взять 2,39 ничего общего с реальностью не имели - ранее ни они. ни кто другой в этом сезоне даже 2.37 взять не могли.
Потом Сотомайор попросил еще установить планку на высоту 2,41, что было бы рекордом мировых первенств, но это было скорее жестом вежливости. Кубинцу явно хватало того, чего он уже достиг, потому он и сделал лишь одну попытку, да и та больше напоминала имитацию прыжка. И тем не менее публика проводила атлета овациями, сочтя его победу частично своей.
Провозглашенный чемпионом кубинец, кажется, окончательно забыл о недавней скованности и стал на все сто процентов прежним Сотомайором: "Несмотря на массу проблем, которые я испытывал уже в этом сезоне, ничуть не сомневался, что могу выиграть. Свою победу посвящаю тем, кто не забывал обо мне в период неудач, а также сыну, чья фотография как талисман всегда лежит в моей сумке во время соревнований".