Газета Спорт-Экспресс от 8 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

9 августа 1997

9 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

День пятый. 10 000 м. Мужчины

СПАСИБО ГОСПОДИНУ ПРЕЗИДЕНТУ ЗА ОЧЕРЕДНОЕ ЭФИОПСКОЕ ЗОЛОТО

Валентин ХАВИН

из Афин

Представляю, с каким облегчением вздохнули лучшие стайеры мира, узнав несколько месяцев назад о том, что Хайле Гебреселассие отказывается стартовать в Афинах. Ну а когда 4 июля бессменный победитель всех главных турниров предыдущего ОЛИМПИЙСКОГО цикла 4 июля установил очередной феноменальный мировой рекорд, они вообще, уверен, испытали чувство, близкое к счастью: как же хорошо, что эфиопа не будет в Греции! Но в дело вмешался президент ИААФ Примо Небиоло, убедивший общепризнанного короля длинных дистанций все же выступить на мировом первенстве. Причем президент убеждал бегуна методами скорее кнута, нежели пряника.

Перед финалом Гебреселассие улыбался во весь рот, демонстрируя соперникам, что пребывает в самом благодушном настроении, тогда главные его оппоненты - три кенийца - выглядели сосредоточенными и угрюмыми. Видимо, понимали, что их излюбленный прием в борьбе с Гебреселассие - трое против одного - может в очередной раз не сработать. Начало дистанции лишь убедило: кенийцы так и не нашли способа одолеть эфиопа, иначе почему они побежали так медленно, зная, как высока финишная скорость их конкурента и как важно измотать его по ходу.

Лишь на 7-м круге Доминик Кируи и Пол Коеч предприняли попытку отрыва, которая была пресечена Гебреселассие в зародыше. И в дальнейшем, что бы ни предпринимали соперники, он спокойно держался на второй-третьей позиции, причем на минимальном расстоянии от лидеров. Эфиоп своим поведением словно воплощал несколько перефразированный афоризм Максима Горького: "Вы пугаете, а мне не страшно".

Несколько кругов забег чем-то напоминал командную гонку: на помощь Гебреселассие пришли два его соотечественника. В полном составе - по три человека - в группе лидеров были представлены кенийцы и, что было довольно неожиданно, марокканцы. Чуть позже к ним присоединился опытнейший португалец Домингуш Каштру, который бросил африканцам вызов от имени всего Старого Света.

На 7-м километре ситуация изменилась: отстали два марокканца Абдеррахим Зитуна и Саид Бериуи, а также Кируи. Еще раз подтвердилась традиционность тактики кенийцев: первая ступень их многоступенчатого корабля, выполнив свою задачу (без особого, следует сказать, успеха), - отделилась. После этого на первый план вышел Коеч, явно стремившийся доказать, что хочет повторить вторничный успех на той же дистанции своей племянницы Салли Барсосиу (он, кстати, как и его родственница, бежал в разноцветных шиповках - красной и желтой).

Гебреселассие продолжал держаться своей линии и дышал в затылок Коечу. Когда же спортсмены достигли последнего виража на 24-м круге, произошло то, чего все ждали: начался знаменитый спурт рекордсмена мира.

Казалось бы, кенийцы должны были предугадать, что Гебреселассие поступит именно так, но... в очередной раз наступили на грабли. Через несколько секунд опоздания рванулся вдогонку Пол Тергат, опять-таки продемонстрировав, что именно кенийскому третьему номеру, державшемуся всю дистанцию в тени, была уготована роль триумфатора. Однако сделал он это слишком поздно: отрыв Гебреселассие был уже слишком велик.

Около сотни эфиопов восторженно приветствовали успех своего соотечественника, который, если учесть, что ему всего-то 24 года, вполне способен затмить славу своих легендарных предшественников - Абебе Винилы и Мируса Ифтера. После финиша Гебреселассие преодолел еще два круга почета - один трусцой, а второй - сидя на плечах одного из официальных представителей делегации.

А после того как торжества поутихли, чемпион мира сказал: "Сегодня вес сложилось гораздо проще, чем на Олимпиаде в Атланте (там, напомню, он опередил все того же Тергата всего на 0.83 секунды, причем результат был намного лучше. - Прим. В.Х.). Я горд тем, что стал трехкратным чемпионом и не желаю больше ничего слышать о мировых первенствах. Если кому-то удастся побить мой рекорд, я готов начать тренироваться снова. Но пока я хочу побыть простым человеком, а не знаменитым чемпионом, на которого глазеет весь мир".

Неужели перед мировым чемпионатом 1999 года в Севилье президенту ИААФ Примо Небиоло вновь придется прибегать к кнуту и прянику?