Газета Спорт-Экспресс от 8 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

9 августа 1997

9 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Эдуард ХЯМЯЛЯЙНЕН

ИЗ КАРАГАНДЫ - В ТАМПЕРЕ. С ДОЛГОЙ ОСТАНОВКОЙ В БЕЛОРУССИИ

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Афин

Спор десятиборцев держал Олимпийский стадион в напряженки целых два дня. В какой-то момент казалось, что итогом соревнований станет мировой рекорд. Не получилось: два блестящих мастера - Томаш Дворжак и Эдуард Хямяллйнен - решили отложить реализацию заветной мечты до лучших времен.

Ближе к цели в Афинах был, конечно, тот, кто в результате и стал чемпионом мира, - Дворжак. Но после соревнований в центре внимания журналистов оказался не он, а Хямяляйнен. Это и понятно: история о том, как парень из Караганды сначала оказался в Белоруссии, а теперь и вообще принял гражданство Финляндии, - кладезь для репортера. Не без гордости отмечу, что, получив приглашение к интервью от вашего корреспондента и целой группы готовых смести все и вся со своего пути финских журналистов. Хямяляйнен все-таки отдал предпочтение "СПОРТ-ЭКСПРЕССУ" и только после этого принялся отвечать на вопросы своих новых земляков.

-Как вы, Эдуард, восприняли сообщение о том, что олимпийский чемпион и рекордсмен мира американец Дэн О' Брайен не будет выступать в Афинах?

- Без особой радости, злорадства или каких-нибудь других эмоций. Поверьте, Дэну здесь пришлось бы не просто. Никто не преподнес бы ему победу на блюдечке с голубой каемочкой. Дворжак сейчас в прекрасной форме. Да и я, признаюсь, не подарок. В том, что не выиграл, сам виноват. Получилось так, что я понемногу недобрал в каждом виде. Особенно в прыжках в высоту, где я недополучил минимум сто очков. Ведь для меня прыжки на 2,08 - 2,10 давно стали рядовыми. Увы, сказалась старая травма. Мучает она меня действительно нещадно. Каждый раз, как только отпускает, начинаю подумывать о мировом рекорде. Но приходит время главных стартов - и приходится выступать, что называется, на одной ноге.

-Когда вы здесь, в Афинах, поняли, что золотая медаль ускользает из ваших рук?

- В принципе еще до метания копья. Дворжак в оставшихся видах намного сильнее. Я полностью отдавал себе отчет в том, что созданного запаса прочности маловато и может не хватить для первого места. Эх, не хватило мне перед Афинами времени, чтобы подтянуть копье. Провел несколько тренировок с лучшими метателями Финляндии и почувствовал, что мне по силам поднять потолок личного рекорда до 65 метров. Вот тогда и можно будет по-настоящему замахнуться на рекорд мира.

-Есть ли у вас любимый вид?

- Любимо само десятиборье. А больше внимания уделял всегда слабым местам. Знаете, как родители максимум внимания уделяют болезненным детям. И именно они становятся самыми любимыми. Раньше переживал за барьеры, теперь вожусь с копьем. Люблю свой вид в комплексе и не променял бы его ни на какой другой.

-Когда вы почувствовали в себе такие разносторонние задатки?

- Так ведь мой отец, он же и постоянный тренер, был известным десятиборцем. Выступал за сборную Казахстана. А я всегда хотел быть таким, как он. С малых лет отец тянул меня за собой. Вот стану сильнейшим в мире - тем его и отблагодарю.

-А пока вы себя таковым не считаете?

- Я только учусь. Сильнейший должен побеждать в главных стартах. Во второстепенных мне это удается лучше. К примеру, в этом сезоне я выиграл у Дворжака на очень престижном среди десятиборцев турнире в Австрии. А в Афинах, увы, только второй. В прошлом году был лидером сезона - но на Олимпийских играх, выступая с травмой, оказался лишь пятым. Нужно будет попросить у Айнской легкоатлетической федерации год передышки. Подлечусь, буду здоров на все сто - вот тогда рекорд мира уж точно не устоит.

-И вы с благодарностью подарите его своей новой родине?

- А что удивительного в том, что человек с финскими корнями переезжает жить на родину своих предков? Тем более что там тебя уважают, любят, создают тебе все условия. Но, конечно, в Белоруссии у меня большинство друзей. Вот и подготовку к чемпионату мира я проводил в основном на территории бывшего Союза. А деньги на подготовку выделили финны.

-Вы в Финляндии уже освоились? Чувствуете себя как дома?

- Пока проблемы с языком. А в остальном - лучше не придумать. Живем с женой в хорошем доме неподалеку от Тампере. Все как положено - зеленая лужайка, собственная сауна. Поблизости лучший легкоатлетический центр страны. Да и родители живут совсем рядом, метрах в трехстах от нас.

-Вы родились в Казахстане, именно там состоялись как спортсмен. Но к победам в большом спорте пришли уже в Белоруссии. Если установите рекорд мира, то он будет записан в актив Финляндии. Как и серебро чемпионата мира...

- А вы считаете, что это не честно? Почему? Я же теперь гражданин этой страны! Но. поверьте, я не из тех, кто забывает добро.

-Самое большое событие в вашей жизни наверняка связано со спортом. Может быть, это серебро, завоеванное в Афинах?

- Не угадали. Медали я завоевывал и раньше. А вот за две недели до чемпионата у меня родился сын, и для нашей семьи это событие номер один. Кстати, отнявшее у меня массу нервной энергии. Теперь все свои будущие победы буду посвящать ему. Хочу стать для него такой же опорой, какой всегда остается для меня мой отец.

-Как вы сами расцениваете свое выступление в Афинах?

- На четверку. Погода здесь была идеальной, а вот спортивную форму мне удержать не удалось. Должен был лучше выступить во всех видах метаний, прыжках в высоту и с шестом. Ну а в беге на 1500 метров следил только за тем, чтобы не дать немцу Буземанну, отличающемуся быстрым спуртом, создать нужный ему отрыв. Перед последним видом мне уже было абсолютно ясно, что золото я потерял: нечего было раздаривать очки раньше.

-За кем из соперников вы следили с большим напряжением?

- С 20 лет я в профессиональном спорте. Научился спокойно относиться к конкурентам. Мне без разницы, хорошо ли выступают соперники, плохо ли. Знаю, что подсчитывать очки и выяснять нюансы придется перед полуторкой. В десятиборье ты сам себе главный соперник.

-Как вы планируете распорядиться премиальной суммой?

- Есть семейные расходы. Ведь у меня теперь большая семья, двое детей. Может, решусь купить дорогую машину, о которой давно мечтаю. Правда, учтите, что многоборцы не входят в разряд высокооплачиваемых спортсменов.

-С чемпионата мира-93 в Штутгарте вы находитесь в элите десятиборья. Но никак не можете стать первым...

- Я человек настойчивый, своего добьюсь. Олимпиада 2000 года, надеюсь, станет моей Олимпиадой. Должен же я когда-нибудь собрать воедино свои лучшие достижения в отдельных видах. Мечтаю о мировом рекорде со Штутгарта. Если бы не злосчастная травма колена, рекорд в моем исполнении состоялся бы давно. В общем, нужна передышка. И я ее возьму перед Олимпийскими играми. Чтобы подойти к ним во всеоружии.

-Где же пройдет период вашей реабилитации? Должно быть, в какой-нибудь экзотической стране?

- В Крыму. Полечусь грязями в Саках.

-Как проводите свободное время в Финляндии?

- Ничто в моих привязанностях не изменилось. Грибы, рыбалка - словом, люблю быть поближе к природе. Чтобы отвлечься от дорожки, секторов.

-Ну вот мы и подошли к последнему вопросу. Как отметите серебряную медаль?

- Позволю себе рюмку коньяка. Выпью на пару с массажистом. Думаю, что за два тяжелейших дня мы эту рюмку заслужили.