Газета Спорт-Экспресс от 16 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 7

17 июля 1997

17 июля 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ХИЛЛ НАМЕРЕН ОСТАВАТЬСЯ В "ФОРМУЛЕ-1" ЕЩЕ ЛЕТ ДЕСЯТЬ

В нынешнем сезоне нечасто появляется повод вспомнить о том. что в пелотоне 48-го чемпионата есть два чемпиона мира: двукратный, а в "Формуле-1" приставки "экс" к высшему титулу не бывает, победитель Михаэль Шумахер и однократный, зато действующий, - Дэмон Хилл. Если имя немца постоянно на слуху, то англичанина тактичные представители прессы стараются лишний раз не упоминать, потому что большинству в кулуарах "Больших призов" неловко за результаты Хилла, которые он показывает в этом сезоне по вине хрупкого и слабосильного "Эрроуза".

Но в Сильверстоуне, где проходил "Гран-при Великобритании", не вспомнить о Хилле было невозможно. Во-первых, он сегодня, как ни крути, - лучший гонщик Туманного Альбиона. Во-вторых, английская пресса, воспользовавшись оказией, выдала на гора все, о чем не нашла повода написать за 8 предыдущих уик-эндов. В-третьих, впервые в сезоне-97 Хилл, проведший, возможно, свою лучшую квалификацию, закончил гонку на 6-м месте, заработав первое очко!

-Признайтесь, такое внимание к своей персоне английской прессы застало вас врасплох?

- (Улыбается.) Характер соотечественников журналистов мне знаком достаточно хорошо. И в принципе я был готов к тому, что накануне Сильверстоуна получу свою порцию "тухлых яиц". Но, честно говоря, меня потрясло то, что было написано в британских газетах.

-Неужели хватило терпения и времени все прочитать?

- Я поставил перед собой цель понять, какие эмоции вызывают в Англии мои выступления в "Эрроузе". Пришлось попотеть. У нас, оказывается, так много газет - и все они пишут о гонках! По крайней мере накануне "Гран-при Великобритании". И знаете, какое главное впечатление я вынес из обзора прессы? Что я по-прежнему самый популярный английский гонщик! Приятно.

-В высказываниях босса "Эрроуза" Тома Уолкиншоу, которые все кому не лень цитировали накануне гоночного уик-энда в Сильверстоуне, ваша квалификация профи была поставлена под сомнение. Вас это задело?

- (Улыбается.) Любой босс любой команды имеет полное право выпустить торпеду... мм-м... в тыл своему пилоту. И каждый из них рано или поздно это делает. От своих прежних боссов я порой выслушивал гораздо более крутую критику!

-И все-таки для двух ваших великих предшественников на чемпионском троне - Алена Проста и Айртона Сенны - слово "непрофессионально" было бы самым сильным оскорблением.

- Я отдавал и отдаю команде все, что могу. Потому что я - профессионал, что бы там ни говорили. Каждый раз, когда я сажусь в машину, я стремлюсь показать все лучшее, на что способен. И я совсем не хочу унижать кого-либо своими результатами, а меньше всего - самого себя.

-Со стороны кажется, что вас совершенно не задевает тот факт, что ваш партнер Педро Паулу Диниц время от времени опережает вас в квалификации.

- У нас с ним несколько разные задачи. Педро в "Формуле-1" пока только для того, чтобы показать, что может лично он. Я же должен на имеющейся в моем распоряжении машине сделать все, что возможно. Год назад я заставлял свою машину стартовать с первой линии поля в каждой гонке - такого не удавалось до меня никому. Даже в "Уильямсе".

-Шанса остаться в этой команде в конце прошлого сезона вам не оставили. Но все-таки, что привело вас именно в "Эрроуз" кроме того, что у Тома Уолкиншоу слава выдающегося менеджера и организатора?

- В тот момент, когда стало ясно, что мне придется искать новое место работы, возможности попасть в топ-команду - "Феррари", "Макларен" или "Бенеттон" уже не было, потому что их пилоты имели действующие контракты на 1997 год. Оставались три варианта: "Джордан", "Эрроуз" и "Стюарт". Я очень хорошо знаю Эдди Джордана, искренне ему симпатизирую, считаю его команду весьма перспективной, но я вынужден был отчетливо дать ему понять, что я - чемпион мира. И условия, на которых я соглашусь сотрудничать с "Джорданом", должны быть соответствующими. Речь не о деньгах, вы понимаете? Кто-му же мне хотелось поработать со специалистами из "Бриджстоуна" - фирмы, у которой колоссальный потенциал. Значит, оставались только Том и Джекки. Кого в этой ситуации выбрали бы вы?

Наверное, тоже "Эрроуз". Но, к примеру, Эдди Джордан, который, как и кое-кто в команде "Уильямс", прекрасно понимает, что, будь в его машине в сезоне-97 Дэмон Хилл, "Джордан" вел бы сейчас борьбу за титул чемпиона мира, до сих пор никак не может смириться с тем, что Хилл предпочел "Эрроуз": "Как это Дэмону хватило шести часов на то, чтобы, получив предложение от Тома, принять его - вот что никак не укладывается у меня в голове! 15 лет ухлопать на то, чтобы добиться права сражаться за титул чемпиона мира, завоевать его - и перейти в команду-аутсайдер, даже ночи не потратив на размышление - нонсенс..."

-Видимо, принимая предложение Уолкиншоу, вы ожидали, что события в чемпионате-97 начнут развиваться несколько не так, как случилось.

- Я отдавал себе отчет в том, что повторения результатов "Уильямса" не будет. Но, честно говоря, такой безнадеги не ждал. Мне категорически не нравится моя машина! И не потому, что она медленная или ненадежная, а потому, что никакие настройки на ней по-настоящему не работают. Однако мы сражаемся. Просто кое-что иногда идет не по плану. Да разве у нас одних? Взгляните на "Уильямс"...

Кстати, о "Уильямсе". В Сильверстоуне, где ровно 20 лет назад дебютировала в гонках "Больших призов" фирма "Рено", Бернар Дюдо во время экспресс-праздника по поводу этого юбилея, устроенного в моторхоуме фирмы из Вири-Шатийон, открыто заявил: "Уильямсу" явно не хватает Дэмона. Если бы он сейчас был в команде, то мы бы лидировали и в чемпионате мира, и в Кубке конструкторов". Видимо, подобные мысли не раз в этом сезоне посещали и самого Фрэнка Уильямса, потому что в Сильверстоуне в минувший уик-энд он, наблюдая, как заполненные до отказа стотысячные трибуны (по сведениям оргкомитета "Гран-при Великобритании", на гонку было продано 110 000 билетов) вежливо поаплодировали сотой победе его команды, а потом, стоя, устроили овацию 6-му месту Хилла, признал: "Мы помним о том, что он - чемпион мира. Он выиграл 21 гонку - этим все сказано. Скорее всего, мы не сумеем вернуть его в команду уже в следующем сезоне. Но, может, это удастся сделать через год? Он - великий гонщик".

-Вы уже сделали свой выбор на будущее?

- Еще нет. Подожду и посмотрю, как все обернется. Я хочу вновь включиться в охоту за чемпионским титулом как можно скорее. Был бы счастлив, если бы это стало возможно с "Эрроузом", но для этого они должны обеспечить мне необходимые условия. Изо всех сил надеюсь, что Том это сделает. Да он уже почти сделал: в его распоряжении - лучший конструктор "Формулы-1" Джон Барнард. Конечно, тот факт, что буквально из рук уплыл один из лучших контрактов на поставку двигателей (имеется ввиду "Мюген/Хонда", накануне "Гран при Великобритании" заключившая двухлетнее соглашение с Эдди Джорданом. - О.Л.) не улучшает настроения Тому, но он не опустил рук, а наоборот, с удесятеренной энергией взялся за поиски другого достойного двигателя на будущий год. Он не хуже меня понимает, что хороший мотор - половина дела. Ненадежность и маломощность "Ямахи" печальны для всех. А для моей мотивации - просто убийственны. Деньги? Это не выход. И не повод для мотивации. Я не хочу просто так получать много денег. Я хочу выигрывать! Я хочу быть на виду. Не 16-м, 10-м или 6-м, а - первым! Я голоден до настоящих гонок и до побед так, как не был голоден в начале своей карьеры. А насчет моего будущего... Я не знаю.

-Чаще всего ваше имя в последние несколько недель связывают с командой Алена Проста.

- В "Формуле-1" гонщику достаточно при свидетелях перекинуться парой слов с кем-то из менеджеров других команд, чтобы из этого немедленно сделали далеко идущие выводы. Что же касается моих отношений с Аленом, то я ими чрезвычайно дорожу, но пока они не выходят за рамки чисто дружеского общения. Однако если он сделает мне предложение о сотрудничестве, я его, видимо, приму, потому что очень хочу еще поработать с Аленом.

-Вы всерьез намереваетесь в один прекрасный день вступить в схватку за второй титул чемпиона мира?

- Безусловно. Сейчас я стал гораздо быстрее, чем был, например, два года назад. И гораздо опытнее. И мне ведь только 36 лет. Так что время у меня еще есть. Фанхио завоевал свою последнюю корону в 46...

Ольга ЛИНДЕ